Элективный курс «Конституция в вопросах и ответах»
Пояснительная записка
Предлагаемая программа элективного курса «Конституция в вопросах и ответах» для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО. Соответствует Государственному Стандарту основного общего образования по обществознанию. Учебная нагрузка - 1 час в неделю (17 часов на полгода).
Данная программа предполагает опору на знания учащихся по таким предметам как история и обществознание.
Цель курса:
- ознакомить учащихся с совокупностью знаний об основных этапах становления конституционного права в нашей стране;
- выработать у школьников представление о Конституции как главном документе страны, защищающем интересы граждан и неоднозначном ее восприятии;
- развивать умение учащихся анализировать документы;
- формировать ценностные ориентации и убеждения школьников на основе личностного осмысления предлагаемых материалов;
- развивать гуманитарную направленность и культуру учащихся;
- сориентировать учащихся в выборе будущей профессии, представляя работу в правовой сфере.
Задачи курса:
- учить учащихся работать с документами, а именно, с конституцией РФ, анализировать, сравнивать, выделять главное;
- развивать умение использовать полученные теоретические знания на практике;
- воспитывать любовь и уважение к Родине, к ее основному закону, чувство ответственности за будущее страны;
- формировать активную жизненную позицию учащихся, умение отстаивать свою точку зрения;
- развивать у учащихся умение вести поисковую работу;
- формировать культуру поведения при ведении дискуссии.
«Конституция в вопросах и ответах» программа (17 часов)
I. Человек и гражданин (4 часа)
1. Введение: цели и задачи курса (1 ч.)
Тип урока: урок - беседа.
2. Что такое личность (раскрыть понятие «личность», определить связь с
деятельностью) (1 ч.)
Тип урока: практическое занятие
3. Российское гражданство (сущность, значение) (1 ч.)
Тип урока: проблемный урок
4. Правоспособность и дееспособность граждан (1 ч.)
Тип урока: изучение нового с элементами практикума
II. Права и свободы человека и гражданина (4 часа)
5. ООН и международное право (сущность, документы, значение) (1 ч.)
Тип урока: урок изучения фактов
6. Политические права и свободы (демократическая свобода, избирательное
право, управление государством) (1 ч.)
Тип урока: урок – беседа
7. Экономические права и свободы (1 ч.)
Тип урока: проблемный урок
8. Культурные права человека (Россия и мир) (1 ч.)
Тип урока: урок - анализ
III. Конституция в вопросах и ответах (8 часов)
9. Конституция (сущность, причины необходимости, из истории Конституции
РФ) (1 ч.)
Тип урока: урок обобщения
10. Суверенитет РФ (сущность, значение, уровни) (1 ч.)
Тип урока: урок изучения нового
11. Российское федеративное государство (достоинства и проблемы) (1 ч.)
Тип урока: урок – соревнование
12. Государственная власть и разделение властей (теория и практика) (1 ч.)
Тип урока: урок – суд
13. Президент России и его полномочия (1ч.)
Тип урока: урок – беседа
14. Федеральное собрание (принципы формирования, структура, функции) (1ч.)
Тип урока: урок - лекция
15. Правительство (принцип формирования, структура, функции) (1 ч.)
Тип урока: урок сравнения лет
16. Высшие судебные органы и прокуратура (сущность, структура, функции,
значение) (1ч.)
Тип урока: практическое занятие.
17. Итоговое обобщение «Конституция РФ в вопросах и ответах»
Тип урока: урок - соревнование
Методы, рекомендуемые на уроках:
- Анализ, сравнение, комментирование документов;
- Проведение дискуссий по проблемным вопросам;
- Тестовые работы (письменные и устные);
- Решение практических задач;
- Упражнения в ораторском искусстве;
- Составление планов и программ;
- Беседы с опорой на жизненный опыт учащихся;
- Обсуждение реальных ситуаций;
- Соревнования;
- Решение проблемных вопросов индивидуально и по группам и др.
Результат изучения курса «Конституция в вопросах и ответах» - накопленные знания учащихся о главном документе страны, умение работать с ним, сформированные представления о государственном устройстве Российской Федерации, а главное, самоопределение в необходимости дальнейшего изучения гражданско-правовой сферы.
Формы контроля:
1. Накопительная балловая система;
2. Результат по итоговому обобщению - соревнованию.
3. Оценка не только фактического материала (простого воспроизведения), но и глубины понимания проблем учащимися.
Литература для учителя:
1. Конституция РФ 1993 г.(с поправками)
2. Азаров А. Я. Права человека М: Новое знание, 1993
3. Конституционное право. Конституция РФ. Пособие для основной и средней школы. - М.: Новая школа, 1995
4. Мухаев Р. Т. Основы политологии. - М.: Просвещение, 1996
5. Мухаев Р. Т. Парламенты мира. - М.: Новая школа, 1991
6. Мушинский В.О. Азбука гражданина. - М., 1997
7. Мушинский В.О. Основы правоведения. - М., 1995
8. Никитин А. Ф. Право и политика. - М., 1997
9. Никитин А. Ф. Обществознание. Подготовка к экзамену: 9-й кл.: Задания и рекомендации. - М.: Астрель, 2003
10. Никитин А. Ф. Обществознание. Подготовка к экзамену: 11-й кл.: Задания и
рекомендации. - М.: Астрель, 2003
11. Соколов Я. В., Прутченков А. С. Граждановедение. - М.: Центр -
Гражданин, 1997, 2002
Литература для учащихся:
1. Конституция РФ 1993 г.(с поправками)
2. Соколов Я. В., Прутченков А. С. Граждановедение. - М.: Центр -Гражданин, 1997, 2002
3. Политология. М.: Дрофа, 220
4. Шилобод М.И., Петрухин А. С, Кривошеее В. Ф. Политика и право. - М.: Дрофа, 2002
5. Воскресенская Н. М., Давлетшина Н.В. Демократия: государство и общество. - М.: Дрофа, 2002
6. Никитин А. Ф. Основы государства и права. - М.: Дрофа, 2002
7. Никитин А. Ф. Право и политика. - М.: Дрофа, 2002
8. Никитин А. Ф. Конституционное право. - М.: Дрофа, 2002
9. Никитин А. Ф. Права человека. - М.: Дрофа, 2002
10. Никитин А. Ф. Права ребенка. - М.: Дрофа, 2002