kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обществознания «Экономика и экономическая сфера общества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания «Экономика и экономическая сфера общества».

Вы знаете, что обществоведы выделяют четыре сферы жизни общества: политическую, социальную, экономическую и духовную. Сегодня мы начинаем говорить об экономической сфере общества. К ней относятся, например, деньги, зарплата, ценные бумаги (акции, облигации), фирмы и предприятия (фабрики, заводы, магазины), налоги, труд и безработица и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания «Экономика и экономическая сфера общества»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 имени А.З. Потапова ст. ЛЫСОГОРСКОЙ»













Урок обществознания «Экономика и экономическая сфера общества»

6 классы











Составитель: Гараева Каринэ Бегларовна,

учитель истории и обществозания










2021 г.

Урок обществознания «Экономика и экономическая сфера общества».

Вы знаете, что обществоведы выделяют четыре сферы жизни общества: политическую, социальную, экономическую и духовную. Сегодня мы начинаем говорить об экономической сфере общества. К ней относятся, например, деньги, зарплата, ценные бумаги (акции, облигации), фирмы и предприятия (фабрики, заводы, магазины), налоги, труд и безработица и т.д.

1. Значения слова «экономика»

Слово «экономика» понимается в двух основных значениях.

1)  Одна из четырёх сфер жизни общества, связанная с ведением хозяйства, т.е. производством, обменом и потреблением товаров и услуг. Волжский автомобильный завод в г. Тольятти производит автомобили, которые затем продаются в автомагазинах покупателю, и тот, в свою очередь, потом купленный автомобиль потребляет – т.е. ездит на нём. Продавец этого магазина каждый месяц получает заработную плату, на которую содержит свою жену и маленького ребёнка. Каждый из нас связан с экономикой. Каждый день вы и ваши родители участвуете в экономических отношениях, когда, например, идёте в магазин за покупками. Итак, в первом значении экономика – это хозяйство: хозяйство одного человека, хозяйство семьи, хозяйство фирмы, хозяйство города, региона, страны и мира в целом.

Кстати, само слово «экономика» пришло из древнегреческого языка, в котором сложилось из двух слов: «ойкос» – дом, «номос» – правило, закон, поэтому дословно можно перевести как «правила ведения домашнего хозяйства». Впервые слово «экономика» в этом значении упоминает древнегреческий писатель и историк, полководец и политик Ксенофонт в IV в. до н.э. (больше чем за полвека до того, как отец Александра Македонского Филипп подчинил себе греческие города). Ксенофонт написал трактат, название которого на русский язык переводится как «экономика» или «домострой», «о домоводстве», «о хозяйстве». Ксенофонт пишет, что целью управления хозяйством является обогащение: «так естественно, что все любят то, из чего надеются извлечь выгоду». Важно «не только справляться со своим хозяйством, но и иметь излишек, чтоб и родной город украсить, и друзьям облегчить нужду». В своём произведении Ксенофонт даёт много практических советов читателю о том, как именно выгодно управлять хозяйством: о выборе слуг и управляющего, обработке почвы, посеве, уборке хлеба и т.п.

2)  Именно поэтому Ксенофонт считается одним из основоположников экономической науки. Итак, второе значение слова «экономика» – наука о хозяйстве (опять же: от хозяйства одного человека до огромного хозяйства целой страны и мира в целом).

Важно уметь отличать одно значение слова «экономика» от другого. Например, в предложении «известный учёный написал новый учебник по экономике» – экономика понимается как наука о хозяйстве, а в предложении «экономика Российской Империи активно развивалась в начале ХХ века» имеется в виду экономика как хозяйство нашей страны чуть больше, чем век назад.

Задание для обучающихся. Выполните задание 1, представленное в Приложении к данному конспекту урока.

2. Основные отрасли экономики как хозяйства

Итак, экономика понимается как хозяйство (производство, обмен, потребление благ – товаров и услуг) и наука о ведении хозяйства. Чем же конкретно занимаются люди в экономике, если понимать её как хозяйство? В экономике как хозяйстве выделяют следующие основные сферы и отрасли

1)  материальное производство, в котором выделяют такие отрасли как сельское и лесное хозяйство, промышленность (она делится на тяжёлую – например, металлургия, машиностроение, лёгкую – швейная, обувная – и пищевую, в составе которой мясная, молочная, рыбная и пр.), торговля;

2)  непроизводственная сфера, включающая в себя: жилищно-коммунальное хозяйство (например, ремонт труб и подачу тепла и воды в дома), услуги связи и транспорта, здравоохранение, услуги образования, науки и искусства и пр.

Задание для обучающихся. Выполните задание 2, представленное в Приложении к данному конспекту урока.

3. Четыре основных понятия экономики

С прошлых занятий вы знаете, что человек движим потребностями (самыми разными: от биологических до духовных), именно на их удовлетворение направлены основные виды деятельности человека. Термин «потребность» имеет ключевое значение и для экономики.

Потребность – это осознаваемая человеком нужда (чувство нехватки) в том, что необходимо для его существования. Например, покупатель пирожка в кондитерском магазине собирается утолить голод – потребность в пище. Покупая автомобиль, человек удовлетворяет потребности в комфорте передвижения и в определённом социальном статусе – положении в обществе.

Всё то, что удовлетворяет потребность, в экономике называют благо. В первом примере благом был пирожок, во втором – автомобиль. Как вы понимаете, благом с точки зрения экономики может быть всё, что угодно – главное, чтобы оно удовлетворяло какую-либо потребность. Обычно блага в экономике подразделяются на товары и услуги. Например, если пирожок и автомобиль – это товар, то помыть машину на мойке или добраться до нужного места на такси – услуги.

Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации, приведите по пять примеров товаров и услуг.

Но и пирожок, и автомобиль кем-то и из чего-то произведены. То, из чего производятся блага, называется ресурсами. Поэтому производство – процесс человеческой деятельности, в ходе которой из ресурсов создаются блага, удовлетворяющие потребности людей.

4. Ресурсы и их виды

Все ресурсы подразделяют на 5 основных групп (можно рассмотреть их на примере работы химического завода, который из нефти производит бензин):

1)  Природные ресурсы – земля, её недра, растения и леса, вода, воздух, месторождения полезных ископаемых. Природные ресурсы делят на исчерпаемые = невосполнимые (уголь, нефть, газ, металлические руды и пр.) и неисчерпаемые, т.е. восполнимые (вода, воздух, посаженный на месте вырубки лес и т.д.). Как вы понимаете, на нашем химическом заводе природные ресурсы – это в первую очередь нефть.

Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации (в том числе сайты средств массовой информации, к примеру, сайт официальной газеты Правительства РФ – «Российской газеты»), выделите основные версии по поводу времени, когда на Земле закончатся запасы нефти и газа.

2) Материальные ресурсы – созданные человеком средства производства (механизмы, станки, оборудование, здания, сырьё, искусственные материалы, металл, ткани и пр.). На нашем химическом заводе это аппараты, установки, оборудование цехов, а также цистерны и бензовозы.

3) Трудовые ресурсы – всё трудоспособное население страны. В России труд является правом, но не обязанностью граждан. Трудоспособными считаются здоровые люди (которые могут трудиться) с 16 лет до наступления пенсионного возраста (у мужчин в нашей стране пенсионный возраст наступает в 60 лет, у женщин – в 55). На взятом в пример химическом заводе это рабочие.

4) Финансовые ресурсы – фонды денежных средств, обслуживающих производство. На нашем химическом заводе это, например, деньги, которые ушли на закупку нефти, оборудования, которые идут на заработную плату рабочим.

5) Информационные (интеллектуальные) ресурсы – данные и сведения, необходимые для управления производством. Для нашего завода это будет инновационная технология переработки нефти в бензин, разработанная группой инженеров.

Вот 5 основных групп ресурсов, из которых производятся блага, удовлетворяющие потребности людей.

Задание для обучающихся. Выполните задание 3, представленное в Приложении к данному конспекту урока.

5. Основная проблема экономики

Мы сказали, что вы и ваши родители участвуете в экономических отношениях, когда, например, идёте в магазин за покупками. Вам чаще всего всё равно, из каких именно ресурсов изготовлено благо: вы идёте с целью приобрести его для того, чтобы удовлетворить определённую потребность. Но при покупке неизбежно возникает одна важная трудность. Рассмотрим её на примере простой ситуации: мама дала мальчику 500 рублей на игрушку, а в магазине ему понравилось 3 игрушки, каждая из которых стоит по 400 рублей. Может мальчик купить сразу все понравившиеся ему игрушки? – Конечно, нет. Он может купить только одну. И вот он мучительно мечется, бегая от одной из них к другой, чешет голову. Он пытается сделать выбор. Выбор между несколькими возможными вариантами (такие варианты называются альтернативы).

В его случае потребность – поиграть, благо – игрушка, ресурс – деньги (500 рублей, которые дала мама). Обратите внимание: потребностей у мальчика больше, чем ресурсов. Так всегда и бывает в жизни: потребностей у человека много, а ресурсы всегда ограничены, поэтому приходится выбирать, на что потратить ресурсы. Этот выбор возникает не только перед человеком, семьёй или фирмой, но и перед государством и даже обществом в целом. Потребности человечества постоянно растут (что связано хотя бы с тем, что численность людей на нашей планете постоянно увеличивается), а запасов природных ресурсов становится всё меньше и меньше.

Итак, основной проблемой экономики является проблема выбора – выбора поведения в условиях безграничных потребностей и ограниченных ресурсов. Все 5 видов ресурсов ограничены, что заставляет человека и общество в целом постоянно делать экономический выбор.

Задание для обучающихся. Выполните задание 4, представленное в Приложении к данному конспекту урока.

Самостоятельно я предлагаю вам задуматься над вопросом, какой из пяти видов ресурсов наиболее значим для современной экономики?

Приложение

Задание 1. В каких из приведённых ниже предложений слово «экономика» употребляется в значении хозяйства?

1) Министерство образования и науки Российской Федерации рассматривает проект о введении Единого государственного экзамена по экономике.

2) В 1930-е гг. Советский союз был страной с активно развивавшейся экономикой.

3) Экономика Римской империи в I-II вв. нашей эры в значительной мере основывалась на применении труда рабов.

4) Министерство финансов Российской Федерации ежегодно выпускает сборники, посвящённые анализу развития современной экономики России.

5) По мнению экспертов, экономика в школе должна быть нацелена на то, чтобы дать, пусть несколько упрощенное, но целостное представление об основах хозяйственной жизни общества.

Задание 2. Какие из перечисленных явлений общественной жизни напрямую относятся к экономической сфере?

1) университеты

2) заводы и фабрики

3) государство

4) сельское хозяйство

5) услуги транспорта и связи

6) семья

Задание 3. Заполните пропуски в таблице

ВИДЫ РЕСУРСОВ

ВИД РЕСУРСОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА

1)    

земля, её недра, растения и леса, вода, воздух, месторождения полезных ископаемых

2)    

всё трудоспособное население страны

3)    

созданные человеком средства производства (машины, станки, оборудование, здания, сырьё, искусственные материалы, металл, ткани и пр.)

4)    

фонды денежных средств и ценных бумаг, обслуживающих производство

5)    

данные и сведения, необходимые для управления производством


Задание 4. Заполните пропуски в тексте, используя только представленные ниже текста варианты слов. Учтите, что приведённые в вариантах слова стоят в именительном падеже, а могут быть использованы в других падежах. Учтите, что есть лишние варианты ответа. Учтите, что некоторые варианты ответа могут повторяться дважды.

___________ (А) называют осознаваемую человеком нужду в том, что необходимо для его существования. Их принято разделять на уровни от низших к высшим: ___________ (Б), экзистенциальные, социальные, престижные и ___________ (В). Всё то, что удовлетворяет потребность, в экономике называют ___________ (Г). Они представлены ___________ (Д) (готовыми продуктами, предназначенными для продажи) и ___________ (Е) (действия, приносящее пользу другому, оказывающее помощь). Всё то, что служит основной для их производства, называют ___________ (Ж). Основной проблемой экономики является поиск способов удовлетворения безграничных ___________ (З) в условиях ограниченных ___________ (И). 

Варианты ответа:

1) ресурсы

2) деньги

3) благо

4) потребности

5) услуги

6) биологические

7) товары

8) экономические

9) духовные

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок обществознания «Экономика и экономическая сфера общества»

Автор: Гараева Каринэ Бегларовна

Дата: 05.10.2024

Номер свидетельства: 657226

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект повторительно-обобщающего урока по обществознанию по теме "Экономическая сфера" "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-povtoritiel-no-obobshchaiushchiegho-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-ekonomichieskaia-sfiera"
    ["file_id"] => string(6) "243692"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445786336"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Роль экономики в жизни общества. Урок обществознания. 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(69) "rol-ekonomiki-v-zhizni-obshchiestva-urok-obshchiestvoznaniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "143845"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418585544"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  ТЕМА: РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (10 КЛАСС). "
    ["seo_title"] => string(94) "plan-konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-tiema-rol-ekonomiki-v-zhizni-obshchiestva-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "150265"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420457226"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Тестирование к уроку обществознания по теме "Экономическая сфера" "
    ["seo_title"] => string(76) "tiestirovaniie-k-uroku-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-ekonomichieskaia-sfiera"
    ["file_id"] => string(6) "130075"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1415813737"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Экономика и её роль в жизни общества"
    ["seo_title"] => string(42) "ekonomika-i-ieio-rol-v-zhizni-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "267835"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450464084"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства