kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обществознания ФГОС 5 класс "Семья и семейные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  Ознакомление с новым материалом

Цель урока: формирование целостной системы знаний о семье как малой социальной группы.

1.Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Семья»; показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества в целом; познакомить учащихся с типами семей

2.Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся.

3.Личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье; воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми.

4. Метапредметные: формировать умение анализировать текст, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.

5.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности пере семьёй сегодня и чувства долга, перед семьёй будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействии людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания ФГОС 5 класс "Семья и семейные отношения"»

Тема урока: «Семья и семейные отношения»

«Свет в окне – пусть не гаснет никогда»

Слайд 1

Здравствуйте ребята! Садитесь на места. На прошлом уроке мы закончили изучение первой главы «Человек». Сегодня мы приступаем к изучению нового материала. Но для того, чтобы познакомиться с темой урока, мне очень нужна ваша помощь. Подготавливая вам задания, я перепутала вопросы и ответы. Возьмите рабочий лист № 1 и в парах постарайтесь исправить мою оплошность. Выполнив данное задание, вы ответите на вопрос: какую тему мы будем изучать с вами сегодня на уроке? Время выполнения – 1 минута


Задание на соотнесение:

Назовите папу и маму одним словом

родители

Папин папа

дедушка

Что означает слово «фамилия»?

семья

Дочкина дочка

внучка

Цветок, символ любви и верности

ромашка

Сидит на дороге ребенок и плачет: «Есть у меня папа и мама, да только я им не сын». Жаль малютку. Кто это?

Дочка

Сколько у матери детей, что ей пришлось купить 8 рукавичек?

4


Справились? Давайте проверим… Итак, что объединяет все ваши ответы? (Они касаются семьи) тема нашего урока? Ответ детей – семья


Слайд 2


Правильно, ребята. У каждого человека есть свой дом. Слова «Отчий дом», «Семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар. Послушайте, пожалуйста, притчу, которую нам подготовила Карина

Слайд 3

«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла берег. А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу». (щелчок)


Итак, вопрос: Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у вас? (предполагаемые ответы детей)

- Радость что вас ждут.

- Облегчение: «Ну, вот я и дома»

- Раздражение: «Ну что им от меня надо, чего им не спится?»

Боязнь: «Как пройти тихонько, двойку получил…».


Слайд 4


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА: А что нужно, чтобы в современном обществе в каждом доме был свет в окне, который приносил бы радость и уверенность?


Для поиска ответа мы с вами сегодня будем работать с текстом учебника, документами, а так же постараемся построить дом.





Перед вами на партах лежат рабочие листы № 2. Подпишите каждый лист. В них вы будете работать в течении всего урока


Прежде всего, давайте выясним, что такое семья? Как появилось это слово?

Даша поможет нам разобраться в этом вопросе.

Слайд 5


Как появилось слово "семья"?

Когда-то о нем не слыхала земля...

Hо Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, скажи-ка любимая?

И Ева тихонько ответила: - Я.

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: - Я.

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: - Я.

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

- Я... Я... - Тихо молвила Ева, - Я... Я...

Сказала она знаменитых семь "Я".

Вот так на земле появилась семья


Итак, что такое семья? Это ячейка общества, основанная на родственных связях. Слайд 6


Сейчас самостоятельно прочитайте текст учебника на с.26 (дети читают) и перечислите отличительные особенности семьи как социальной группы (чувство любви и привязанности, которое объединяет ее членов).

В чём же главное предназначение семьи? (стр. 27 - продолжение рода,). Молодцы.


А кто выполняет особую роль в защите семьи (наше государство).

Каким образом государство защищает семью? (издает законы, которые все должны выполнять)

Как называется главный закон нашей страны? (Конституция)

Слайд 7


В рабочем листе, найдите статью, которая говорит о государственной защите

Конституция РФ, Статья 38

       1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
       2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
       3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Таким образом, что делает государство для защиты семьи? государство осуществляет: выплату пособий, строительство жилья, садов, школ, больниц.

Как вы думаете, чьей защите государство уделяет особое внимание? И особое внимание государство уделяет защите детей. Найдите в рабочем листе, какие права несовершеннолетних обеспечивает государство?

Семейный кодекс РФ.

Глава 11. Права несовершеннолетних детей

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия - по фамилии матери.

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Статья 60. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Из какого документа вы узнали о своих правах? (Семейный кодекс РФ) Слайд 8

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

Слайд 9

— Работая с материалом учебника на с. 29, заполните таблицу в рабочем листе.

Виды семей

Вид семьи

Характеристика

Двухпоколенная

В семье живут только родители (мать, отец) и их дети, т. е. в этой семье два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети

Трехпоколенная

В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки

Четырехпоколенная

В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки

Неполная семья

По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей


Слайд 10


Еще есть семьи традиционные (патриархальные) и современные (партнерские) Современные семьи у нас, где супруги, родители, дети имеют установленные законом права и обязанности. А о патриархальной семье на примере семьи последнего российского императора Николая 2 нам расскажут Артур и Соня Слайды 11, 12

Итак, семьи бывают разные, но все хотят жить в мире и счастье.


А мы с вами сейчас постараемся построить «Дом счастья».


Перед вами, на доске кирпичики. Я вам буду называть особенности кирпичика, а вы строить дом.










Начнем закладывать дом с кирпичика 1 (Это-то, что перешло от одного поколения к другому). «Традиции» слайд 13

Каждая семья создает свои традиции, однако молодая семья строится уже, имея опыт родителей.

Следующий кирпичик № 2 (Оно начинается с общения, задушевных бесед, помощи друг другу). «Сотрудничество». Слайд 14


Обязательное условие в нашем доме кирпичик № 3 (личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, общих интересах и увлечениях. «Дружба». Слайд 15

Дружба воодушевляет и окрыляет, дает каждому почувствовать себя счастливым.


Без следующего кирпичика никак нельзя. (Это деятельность, направленная на развитие человека, без него невозможно стать настоящим человеком) «Труд». Слайд 16


Оно одно из важнейших жизненных ценностей «Все в твоих руках» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит ему «Здоровье». Слайд 17


Следующий необходимый нашему дому кирпичик. (Она, как известно залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме. Чтобы было тепло и уютно в доме нужен элементарный порядок). «Чистота» Слайд 18


Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи. Стремление и умение понимать друг друга составляет основу климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно …«Понимание». Слайд 19

«Счастье – это когда тебя понимают».


Очень важен для нашего дома кирпичик Внимание к другому человеку, к его переживаниям – ведущее требование взаимоотношений между людьми и будущими членами семьи. «Уважение».

Слайд 20

Благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без кирпичика Это возможность понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо. «Любовь».

Слайд 21

Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «Хорошее настроение». Слайд 22

Вот мы и построили дом.


Слава: Дом, как известно всем давно –

Это не стены, не окна, Это не стулья со столом

Это не дом. Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым

Еле живым

Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом – Это твой дом.


Итак, какой вопрос мы сегодня рассматривали? : что нужно, чтобы в современном обществе в каждом доме был свет в окне, который приносил бы радость и уверенность? Мы смогли ответить на этот вопрос? Нужно уважать друг друга, помогать, заботиться, исполнять законы и т. Д.


Когда-то вы сами станете папами и мамами и будете зажигать свет в своих окнах. Сколько бы испытаний и тягот в жизни вам не выпало, как бы горько и тяжело не было, счастлив тот человек, которого всегда ждут дома, которому светит то единственное окошко, к свету которого мы можем прийти в любое время дня и ночи.

- Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи.


Домашнее задание: параграф 3, стр. 30 работа с рубрикой Картинная галерея (ответить на вопросы к картине З.Е. Серебрякова)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок обществознания ФГОС 5 класс "Семья и семейные отношения"

Автор: Скрынник Марина Витальевна

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок обществознания в 5 классе "Семейные ценности и традиции""
    ["seo_title"] => string(71) "urok-obshchiestvoznaniia-v-5-klassie-siemieinyie-tsiennosti-i-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "251283"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447225067"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Анализ урока в 5 классе в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(39) "analizurokav5klassievsootvietstviisfgos"
    ["file_id"] => string(6) "258607"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448535161"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Анализ урока в 5 классе в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(40) "analizurokav5klassievsootvietstviisfgos1"
    ["file_id"] => string(6) "258608"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448535168"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Календарно- тематическое планирование по обществознанию класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(76) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-obshchiestvoznaniiu-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104268"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402680264"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока "Семья-ячейка общества". "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-siem-ia-iachieika-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "187817"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426586747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства