kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Семья-ячейка общества".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по обществознанию для 6 класс по теме "Семья-ячейка общества". Соответствует Фгос. На уроке используется дополнительный материал (Коституция РФ, Семейный Кодекс РФ). Учащиеся делятся на мини-группы. Самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.  Ставят цель урока, составляют план. Учитель ставит проблемные вопросы. Выполняют творческие задания. Заполняют таблицу "Виды семей". Играют в игру "Угадаем-не угадаем"

Цели: дать обучающимся представление о том, что такое семья, какие виды семей   существуют; сформировать понятие об основных функциях семьи.

Задачи:

Образовательные: показать роль семьи в жизни человека; определить круг проблем, стоящих перед семьей в современном мире; рассмотреть тенденции развитии семьи, взаимоотношения семьи и государства

Развивающие: создать учащимся условия для совершенствования навыков умений работать с дополнительными источниками информации, делать анализ, сравнивать и обобщать, формулировать и аргументировать собственное мнение.

Воспитательные: способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к своей семье, осознания важности и ценности семьи

 Планируемые результаты: предметные: учащиеся овладеют целостными

представлениями о семье; научатся объяснять ключе­вые понятия семья, поколением научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом и совре­менного; применять социальные и нравственные нормы и прави­ла, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значе­ние коммуникации в межличностном общении; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям совре­менной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифициро­вать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.

Оборудование: пакет с дополнительным материалом; проектор, презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Семья-ячейка общества". »

Урок 1. «Семья – ячейка общества».

Цели: дать обучающимся представление о том, что такое семья, какие виды семей существуют; сформировать понятие об основных функциях семьи.

Задачи:

Образовательные: показать роль семьи в жизни человека; определить круг проблем, стоящих перед семьей в современном мире; рассмотреть тенденции развитии семьи, взаимоотношения семьи и государства

Развивающие: создать учащимся условия для совершенствования навыков умений работать с дополнительными источниками информации, делать анализ, сравнивать и обобщать, формулировать и аргументировать собственное мнение.

Воспитательные: способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к своей семье, осознания важности и ценности семьи

Планируемые результаты: предметные: учащиеся овладеют целостными

представлениями о семье; научатся объяснять ключе­вые понятия семья, поколением научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом и совре­менного; применять социальные и нравственные нормы и прави­ла, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значе­ние коммуникации в межличностном общении; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям совре­менной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифициро­вать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.

Оборудование: пакет с дополнительным материалом; проектор, презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во вто­рой каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:

  • Пойди посмотри, как у них так все гладко получается.

Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщи­на отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.

В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:

  • Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

  • Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Нуда ладно, не было бы у нас большего несчастья.

Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

  • Ну что ты так долго? Посмотрел?

-Да!

  • Ну и как там у них?

  • У них все виноваты, а у нас все правы.

Учитель:

  • В чем смысл этой притчи?

Попробуйте сами правильно сформулировать тему урока. Посмотрите на подсказку записанную на доске «7я»

Ответы учеников.

Учитель:

Тема нашего урока: «Семья – ячейка общества».

  • Что такое семья?

  • Чем все семьи похожи?

  • Что отличает одну семью от другой?

Ответы учеников.

  • Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

  • Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

Ответы учеников.

Учитель:

План урока:

  1. Зачем люди создают семьи.

  2. Если семья не выполняет своих обязанностей.

  3. Какие бывают семьи.

Проблемные вопросы. Почему большинство людей создают се­мью? Что семья дает человеку? Что человек дает семье? Нужна ли семья ребенку?

  1. Работа по теме урока

Учитель:

  • Рассмотрите иллюстрации на с. 69, 71 учебника.

  • Что их объединяет?

Ответы учеников.

Учитель: Ключевым словом нашего урока является слово семья. Боль­шинство людей имеют семью, поэтому важно понимать, зачем ее создают, по каким законам она развивается, какой бывает. Обсу­дим это на нашем уроке.

1. Зачем люди создают семьи

Учитель: Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в семье».

  • Как вы понимаете это высказывание?

  • Согласны ли вы с ним?

Ответы учеников.

Учитель: Проблемный вопрос. Зачем человеку семья?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыг­рать в игру «Перевоплощение». Разделитесь на три группы. Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья, от имени детей, вторая группа — от имени родителей, третья группа — от имени пожилых людей (ба­бушки и дедушки).

Проверка выполнения задания.

Учитель:

  • Назовите главную вещь, на которой строится семья. (Лю­бовь.)

Действительно, главная особенность семьи — чувство любви и привязанности.

  • Какие пословицы о семье вы знаете?



Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лу­чами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначе­ний семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.

Семья:

  1. Рождение детей.

  2. Ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь.

  3. Воспитание нового поколения.

  4. Физическая, экономическая, психологическая защита.

  5. Эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки).

Учитель: Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.

  • Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какое главное предназначение имеет семья, с точки зрения госу­дарства.

Ответы учеников.

  • Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.

(Проводится дискуссия.)

  • Сыграем в игру «Цепочка». Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую госу­дарство оказывает семьям. Читать учебник стр. 69-70.

Учитель:

Как вы понимаете фразу: «Семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»?

Ответы учеников.

2. Если семья не выполняет своих обязанностей

Учитель:

  • Но не все семьи выполняют свои обязанности. Давайте со­ставим портрет благополучной и неблагополучной семьи. В неблагополучных семьях злоупотребляют спиртными на­питками, а способы воспитания детей жестокие, грубые, унижаю­щие человеческое достоинство. В таких случаях мы говорим, что семья не выполняет своих обязанностей ни перед своими род­ными и близкими, ни перед государством. А значит, нарушает Основной закон нашей страны — Конституцию РФ.

  • Познакомьтесь с выдержками из Конституции Российской Федерации о защите семьи.

Статья 38

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

  2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность ро­дителей.

  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о не­трудоспособных родителях.

Статья 43

  1. Каждый имеет право на образование.

  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государ­ственных или муниципальных образовательных учреждениях и на пред­приятиях.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего обра­зования.

  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государствен­ные образовательные стандарты, поддерживает различные формы обра­зования и самообразования.

Учитель :

Чтобы никто не мог нарушить ваши права, вы должны их хо­рошо знать.

  • Работая с дополнительным ма­териалом, назовите свои права и дайте их характеристику.

Дополнительный материал

Закон признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет.

Ребенок имеет право:

  • на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами;

  • на защиту от злоупотреблений родителей (может обращаться в специальные органы опеки и попечительства, а с четырнадцати лет — в суд);

  • на выражение своего мнения в решении касающихся его семей­ных вопросов;

  • на выступление в ходе судебного разбирательства (с десяти лет учет мнения ребенка обязателен);

  • на участие в решении вопроса о своей фамилии (с десяти лет изменение фамилии может быть произведено только с согласия ребенка);

  • с шести лет совершать самостоятельно мелкие сделки (например, что-то покупать в магазине, принимать подарки и т. п.);

  • с четырнадцати лет на большую свободу действий (появляется личное имущество, которым он может свободно распоряжаться).

Проверка выполнения задания.

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

3. Какие бывают семьи

Учитель: Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими. — Работая с материалом учебника на с. 71, заполните таблицу.

Виды семей.

Вид семьи

Характеристика

Двухпоколенная

В семье живут только родители и их дети ,т.е. в этой семье два поколения- старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети.

Трёхпоколенная

В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т.е. бабушки и дедушки.

Четырёх поколенная

В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей ,т.е. бабушки и дедушки, но ещё и прабабушки и прадедушки.

Неполная семья

По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей.



Проверка выполнения задания.

Учитель: В старину трехпоколенные семьи были весьма распростране­ны, особенно в сельской местности.

  • Обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на с. 72 учебника. Внимательно прочитайте описание сельской се­мьи северных губерний России.

Ученики выполняют задание.

  • Почему человек без семьи считался обиженный Богом и судьбой?

  • Чем скреплялась многопоколенная семья?

  • Кто являлся главой семьи?

  • Какие качества цементировали эту семью?

  • Почему ругань, зависть, своекорыстие были лично невы­годны для всех членов семьи?

  • Кто такая большуха?

  • Справедливо ли такое название?

  • А что входило в обязанности хозяйки?

  • Как распределяются обязанности в современной семье?

Ответы учеников.

  • Мы с вами узнали о неполной семье. Означает ли это, по ва­шему мнению, что такая семья хуже полной? При ответе опирайтесь на репродукцию картины, представленную на с. 74 учебника, и вопросы к ней.

Ответы учеников.

  1. Закрепление изученного материала

Учитель:

  • Выскажите свое мнение о следующих выражениях.

  • Жену люби, как душу, а тряси, как грушу. (Русская пословица)

  • Злой собирает палки, глупый набирает жен. (Казахская пословица)

Ответы учеников.

Учитель:

Игра «Угадаем — не угадаем

Кто из нас не любит отгадывать загадки? Сейчас займемся вашим любимым делом — будем искать на них ответы.

Загадка 1. Как известно из греческой мифологии, Афина была богиней мудрости и ее символом считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи в целом и материнства в частности. Угадайте, какая птица считалась сим­волом Геры. (Лист.)

Загадка 2. Русская пословица гласит: «Жить для себя — тлеть, для семьи — ... (пропущен глагол), а для народа — светить». Назо­вите пропущенный глагол. (Гореть.)

Загадка 3. О какой русской игрушке говорит эта цитата из эн­циклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрешке.)

Загадка 4. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? (Улей, борть.)

Загадка 5. Как называется семья львов? (Прайд.)

Загадка 6. Самые «семейные» грибы — это... (Опята.)

Загадка 7. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали его ножки лыковой веревкой. Что симво­лизировал этот новогодний обычай? (То, что семья в наступающем году будет крепкой и неразлучной.)

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия

  • Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.

• На уроке я работал (а)... (активно / пассивно).

  • Своей работой на уроке я... (доволен (довольна) / недоволен {недовольна)).

  • Урок мне показался... (коротким / длинным).

  • За урок я (не устал(а) / устал(а)).

  • Мое настроение... (стало лучше / стало хуже).

  • Материал урока мне был... (полезен / бесполезен, интересен / скучен).

Домашнее задание

  1. Прочитать § 7, с. 65—75 учебника.

  2. Задание на выбор.

  • Существует немало пословиц и поговорок о семье. Наибо­лее понравившуюся пословицу или поговорку изобразите на рисунке (можно шуточном).

  • Представьте, что вам поступило задание от дирекции кон­дитерской фабрики нарисовать фантики для конфет «Счастливая семья». Выполните его.

  • Выполните задания в рубрике «В классе и дома», с. 75 учеб­ника.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Семья-ячейка общества".

Автор: Супрун Оксана Анатольевна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187817


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства