Урок по обществознанию для 6 класс по теме "Семья-ячейка общества". Соответствует Фгос. На уроке используется дополнительный материал (Коституция РФ, Семейный Кодекс РФ). Учащиеся делятся на мини-группы. Самостоятельно отвечают на поставленные вопросы. Ставят цель урока, составляют план. Учитель ставит проблемные вопросы. Выполняют творческие задания. Заполняют таблицу "Виды семей". Играют в игру "Угадаем-не угадаем"
Цели: дать обучающимся представление о том, что такое семья, какие виды семей существуют; сформировать понятие об основных функциях семьи.
Задачи:
Образовательные: показать роль семьи в жизни человека; определить круг проблем, стоящих перед семьей в современном мире; рассмотреть тенденции развитии семьи, взаимоотношения семьи и государства
Развивающие: создать учащимся условия для совершенствования навыков умений работать с дополнительными источниками информации, делать анализ, сравнивать и обобщать, формулировать и аргументировать собственное мнение.
Воспитательные: способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к своей семье, осознания важности и ценности семьи
представлениями о семье; научатся объяснять ключевые понятия семья, поколением научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом и современного; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.
Оборудование: пакет с дополнительным материалом; проектор, презентация.
Тип урока: открытия нового знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Семья-ячейка общества". »
Урок 1. «Семья – ячейка общества».
Цели: дать обучающимся представление о том, что такое семья, какие виды семей существуют; сформировать понятие об основных функциях семьи.
Задачи:
Образовательные: показать роль семьи в жизни человека; определить круг проблем, стоящих перед семьей в современном мире; рассмотреть тенденции развитии семьи, взаимоотношения семьи и государства
Развивающие: создать учащимся условия для совершенствования навыков умений работать с дополнительными источниками информации, делать анализ, сравнивать и обобщать, формулировать и аргументировать собственное мнение.
Воспитательные: способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к своей семье, осознания важности и ценности семьи
представлениями о семье; научатся объяснять ключевые понятия семья, поколением научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом и современного; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.
Оборудование: пакет с дополнительным материалом; проектор, презентация.
Тип урока: открытия нового знания.
Ход урока
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:
Пойди посмотри, как у них так все гладко получается.
Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.
В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Нуда ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
Ну что ты так долго? Посмотрел?
-Да!
Ну и как там у них?
У них все виноваты, а у нас все правы.
Учитель:
В чем смысл этой притчи?
Попробуйте сами правильно сформулировать тему урока. Посмотрите на подсказку записанную на доске «7я»
Ответы учеников.
Учитель:
Тема нашего урока: «Семья – ячейка общества».
Что такое семья?
Чем все семьи похожи?
Что отличает одну семью от другой?
Ответы учеников.
Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.
Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
Ответы учеников.
Учитель:
План урока:
Зачем люди создают семьи.
Если семья не выполняет своих обязанностей.
Какие бывают семьи.
Проблемные вопросы. Почему большинство людей создают семью? Что семья дает человеку? Что человек дает семье? Нужна ли семья ребенку?
Работа по теме урока
Учитель:
Рассмотрите иллюстрации на с. 69, 71 учебника.
Что их объединяет?
Ответы учеников.
Учитель: Ключевым словом нашего урока является слово семья. Большинство людей имеют семью, поэтому важно понимать, зачем ее создают, по каким законам она развивается, какой бывает. Обсудим это на нашем уроке.
1. Зачем люди создают семьи
Учитель: Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в семье».
Как вы понимаете это высказывание?
Согласны ли вы с ним?
Ответы учеников.
Учитель: Проблемный вопрос. Зачем человеку семья?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение». Разделитесь на три группы. Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья, от имени детей, вторая группа — от имени родителей, третья группа — от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).
Проверка выполнения задания.
Учитель:
Назовите главную вещь, на которой строится семья. (Любовь.)
Действительно, главная особенность семьи — чувство любви и привязанности.
Какие пословицы о семье вы знаете?
Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.
Семья:
Рождение детей.
Ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь.
Эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки).
Учитель: Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.
Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какое главное предназначение имеет семья, с точки зрения государства.
Ответы учеников.
Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.
(Проводится дискуссия.)
Сыграем в игру «Цепочка». Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям. Читать учебник стр. 69-70.
Учитель:
Как вы понимаете фразу: «Семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»?
Ответы учеников.
2. Если семья не выполняет своих обязанностей
Учитель:
Но не все семьи выполняют свои обязанности. Давайте составим портрет благополучной и неблагополучной семьи. В неблагополучных семьях злоупотребляют спиртными напитками, а способы воспитания детей жестокие, грубые, унижающие человеческое достоинство. В таких случаях мы говорим, что семья не выполняет своих обязанностей ни перед своими родными и близкими, ни перед государством. А значит, нарушает Основной закон нашей страны — Конституцию РФ.
Познакомьтесь с выдержками из Конституции Российской Федерации о защите семьи.
Статья 38
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 43
Каждый имеет право на образование.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Учитель :
Чтобы никто не мог нарушить ваши права, вы должны их хорошо знать.
Работая с дополнительным материалом, назовите свои права и дайте их характеристику.
Дополнительный материал
Закон признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет.
Ребенок имеет право:
на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами;
на защиту от злоупотреблений родителей (может обращаться в специальные органы опеки и попечительства, а с четырнадцати лет — в суд);
на выражение своего мнения в решении касающихся его семейных вопросов;
на выступление в ходе судебного разбирательства (с десяти лет учет мнения ребенка обязателен);
на участие в решении вопроса о своей фамилии (с десяти лет изменение фамилии может быть произведено только с согласия ребенка);
с шести лет совершать самостоятельно мелкие сделки (например, что-то покупать в магазине, принимать подарки и т. п.);
с четырнадцати лет на большую свободу действий (появляется личное имущество, которым он может свободно распоряжаться).
Проверка выполнения задания.
За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.
3. Какие бывают семьи
Учитель: Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими. — Работая с материалом учебника на с. 71, заполните таблицу.
Виды семей.
Вид семьи
Характеристика
Двухпоколенная
В семье живут только родители и их дети ,т.е. в этой семье два поколения- старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети.
Трёхпоколенная
В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т.е. бабушки и дедушки.
Четырёх поколенная
В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей ,т.е. бабушки и дедушки, но ещё и прабабушки и прадедушки.
Неполная семья
По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей.
Проверка выполнения задания.
Учитель: В старину трехпоколенные семьи были весьма распространены, особенно в сельской местности.
Обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на с. 72 учебника. Внимательно прочитайте описание сельской семьи северных губерний России.
Ученики выполняют задание.
Почему человек без семьи считался обиженный Богом и судьбой?
Чем скреплялась многопоколенная семья?
Кто являлся главой семьи?
Какие качества цементировали эту семью?
Почему ругань, зависть, своекорыстие были лично невыгодны для всех членов семьи?
Кто такая большуха?
Справедливо ли такое название?
А что входило в обязанности хозяйки?
Как распределяются обязанности в современной семье?
Ответы учеников.
Мы с вами узнали о неполной семье. Означает ли это, по вашему мнению, что такая семья хуже полной? При ответе опирайтесь на репродукцию картины, представленную на с. 74 учебника, и вопросы к ней.
Ответы учеников.
Закрепление изученного материала
Учитель:
Выскажите свое мнение о следующих выражениях.
Жену люби, как душу, а тряси, как грушу. (Русская пословица)
Кто из нас не любит отгадывать загадки? Сейчас займемся вашим любимым делом — будем искать на них ответы.
Загадка 1. Как известно из греческой мифологии, Афина была богиней мудрости и ее символом считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи в целом и материнства в частности. Угадайте, какая птица считалась символом Геры. (Лист.)
Загадка 2. Русская пословица гласит: «Жить для себя — тлеть, для семьи — ... (пропущен глагол), а для народа — светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
Загадка 3. О какой русской игрушке говорит эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрешке.)
Загадка 4. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? (Улей, борть.)
Загадка5. Как называется семья львов? (Прайд.)
Загадка 6. Самые «семейные» грибы — это... (Опята.)
Загадка7. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали его ножки лыковой веревкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (То, что семья в наступающем году будет крепкой и неразлучной.)
V. Подведение итогов уроков. Рефлексия
Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.
• На уроке я работал (а)... (активно / пассивно).
Своей работой на уроке я... (доволен (довольна) / недоволен {недовольна)).
Урок мне показался... (коротким / длинным).
За урок я (не устал(а) / устал(а)).
Мое настроение... (стало лучше / стало хуже).
Материал урока мне был... (полезен / бесполезен, интересен / скучен).
Домашнее задание
Прочитать § 7, с. 65—75 учебника.
Задание на выбор.
Существует немало пословиц и поговорок о семье. Наиболее понравившуюся пословицу или поговорку изобразите на рисунке (можно шуточном).
Представьте, что вам поступило задание от дирекции кондитерской фабрики — нарисовать фантики для конфет «Счастливая семья». Выполните его.
Выполните задания в рубрике «В классе и дома», с. 75 учебника.