Просмотр содержимого документа
«Урок "Правовая азбука"»
«Правовая азбука».
Учитель высшей категории
Шульгина Е.Ф.
Мастер – класс
для педагогического коллектива
МБОУ лицея №8 г.Ставрополя
Цели:
Познакомить учащихся с основными правами ребенка.
Дать учащимся общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.
Оборудование: презентация, афоризмы о праве, м.б - выставкадетских рисунков по теме «Права ребенка».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Сегодня нашу встречу мы посвятим теме: «Права ребенка»
Сценка :
«200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один пожилой одинокий и неразговорчивый человек……Соседи считали его милым чудаком и даже не догадывались, что всему миру он известен как великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках вечерами он сидел за столом. И как-то вдруг задумался……
«Я занимаюсь наукой всю свою жизнь. И все равно у меня накопилось больше вопросов, чем ответов. И один из самых важных вопросов - ЧТО ТАКОЕ ПРАВО? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до сих пор спорят об этом. Когда и как любой человек должен задуматься, что же такое ПРАВО? Как он должен применить свои знания?»
Тогда, в ту далекую эпоху, Кант все же додумался до верного ответа – ведь недаром он славился как величайший философ своего века.
Все, о чем мы рассказали, случилось давным - давно. А сегодня нам тоже предстоит решить серьезный вопрос, сформулированный когда- тот Иммануилом Кантом.
Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.
Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.
Ребята как вы понимаете, что понимают под понятием право? (Высказывание уч-ся)
Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.
Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим «Я имею право» и «Я обязан».
Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.
И так какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)
(Дети называют) Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.
В 18 лет появляются прав на: свободный брак, участие в управлении страной, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей, свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей - родители)
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
ООН (создана 24 октября 1945 года для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войну и вооруженные конфликты, защищать права и свободу человека.)
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ - Конвенцию о правах ребенка.
Всеобщая декларация по правам человека (принята 10 декабря 1948 года - носит рекомендательный характер и не является обязательным документом).
Права детей в России регулируются законами:
Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года. Вторая глава «Права и свобода человека и гражданина» отражает требования Всемирной декларации прав человека).
Семейный кодекс РФ.
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Федеральный закон об образовании.
Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
Практическая часть мероприятия.
Викторина:
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке «Ледяная избушка»)
В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)
У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)
Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки Репка)
Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)
Кот Базилио и лиса Алиса пытались пытались отнять деньги у Буратино и лишить Буратино право на… (Имущество)
В диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьи Декларации прав человека.
Например: Лиса Алиса обращается к Буратино «Буратино, отдай мне эти денежки!». Буратино ей отвечает «Не имеешь права лишать меня моего имущества».
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок…….(Не имеешь права посягать на мою жизнь
Волк: «Козлятушки – ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята …..(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно).
Медведь «Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить». Маша……(Не имеешь права посягать на мою свободу)
Обсуждение проблемы:
Какими правами вы пользуетесь?
Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?
Приходилось ли вам нарушать права других людей?
Вывод: Заявляя о своих личных правах , нужно помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей.
А сейчас мы попытаемся составить свою «Декларацию» которая могла бы подходить для вас, школьников. У нас 3 группы или класс делить на группы по 4 человека (6-7 групп) им раздаётся раздаточный материал, который они должны сгруппировать по принципу
имеете право
обязаны
никогда не обязаны
1 группа – выдвигает и обосновывает права школьников
2 группа – выдвигает и обосновывает обязанности учащихся
3 группа – никто не может обязать учащихся .
После обсуждения на доске или на партах появляется схема:
«Декларация школьников»
Вы - школьники:
имеете право
обязаны
никогда не обязаны
1. На успех, т. е иногда ставить себя на первое место.
2. Просить о помощи.
3. Протестовать против несправедливого обращения или критики.
4. Быть независимым.
5. Иметь собственное мнение и убеждение.
6. Совершать ошибки.
7. Отвечать отказом на просьбу.
8. На человеческое достоинство, т.е. обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям.
9. Получать то, за что платите.
1. Соблюдать тишину на уроках.
2. Посещать уроки, определенные расписанием.
3. Здороваться с учителями и своими одноклассниками.
4. Соблюдать чистоту.
5. Выполнять учебные требования учителей.
6. Соблюдать установленные нормы во внешнем виде.
1. Быть безупречным на 100%.
2. Следовать за группой (Выполнять то, что делает группа)
3. Любить людей, приносящих им вред.
4. Чувствовать себя виноватым за свои желания.
5. Мириться с неприятной ситуацией.
6. Выполнять неразумные требования.
7. Отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать.
Сценка:
КАНТ: «Каждый ученый не только знает прошлое и разбирается в настоящем, но и угадывает будущее. Я догадывался, что в будущие времена самые важные вопросы жизни будут решать но только ученые мужи, но и умные дети. Слушая их сейчас, я сам понял очень многое.
Учитель: Что понял Кант?
Вывод:
Каждый человек на свете должен знать свои права.
Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.
Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!.