kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Урок по теме "Культура и духовная жизнь общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет систематизировать и теоретизировать знания учащихся о культуре, путях приращения духовных ценностей общества, широкой вариаивности подходов к типологии культур

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Культура и духовная жизнь общества"»

Культура и духовная жизнь общества

Цель урока: способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее виды.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

План изучения нового материала

1. Духовная деятельность.
2. Что такое культура. Традиции и новаторство в культуре.
3. Функции культуры.
4. Формы и разновидности культуры.

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного материала

1. Вспомните основные сферы общественной жизни и кратко охарактеризуйте их.

Экономическая

Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Социальная

Отношения между классами, сословиями, нациями, обеспечение социальных гарантий со стороны государства.

Политическая

Отношения между государством и политическими партиями, между государством и обществом.

Духовная

Отношения, возникающие в процессе создания, сохранения, распространения и потребления духовных потребностей.

2. Как функционируют сферы жизни общества?

Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность, но вместе с тем, они не только взаимодействуют, но и взаимно обуславливают друг друга.

Раскройте взаимосвязи отдельных сфер на конкретных исторических примерах.

Например: влияние политической сферы на культуру:
– государство проводит определенную политику в области культуры
– деятели культуры в своих произведениях, в своем творчестве отражают политические взгляды и позиции

3. Подведите итоги:

– духовная сфера тесно связана с другими сферами жизни общества
– наряду с экономической, политической, социальной сферой духовная сфера занимает важное место в деятельности человеческого общества.

II. Изучение нового материала

Таким образом, духовная жизнь общества возникает на основе практической деятельности  человека и является формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят:                         взятые в единстве они составляют


Духовная жизнь одна из подсистем общества и элементами духовной сферы являются

Культура является предметом изучения многих наук – (перечислите какие науки изучают культуру) – истории, социологии, философии и антропологии. Один из культурологов насчитал в современном гуманитарном знании более 200 определений культур.

Где начинается культура?

Пчелы строящие соты, не  создают культуру, они миллионы лет воспроизводят то, что заложено в них природой. 
Человек создавший каменный топор, станки  и машины, самолеты и поезда создал нечто новое, чего нет в природе.
Т.е. все созданное человеком, что не является природой мы относим к культуре.

В широком смысле слова можно сказать, что культура – это преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.
Культура – как «вторая природа» сотворенная самим человеком.
В узком смысле слова культура употребляется для характеристики материального и духовного развития определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей, наций?

Например:

античная культура
культура майя
художественная культура
культура  труда
культура быта и т.д.

т.е. в узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни общества.

Вопрос учащимся. Определите, что такое деятельность и виды деятельности.

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на совершенствовании окружающего мира  и самого себя.

В связи с существованием двух типов деятельности материальной и духовной можно выделить две основные сферы развития культуры.

Важное значение в духовной культуре имеют традиции (преемственность)  и новаторство.
Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям по вертикали и горизонтали.

Традиции – элементы наследия, передающиеся от поколения к поколению.
Традиционными могут быть ценности, обычаи, обряды. (вертикальная)
Например: (учащиеся)
– весенний праздник Масленицы знаком еще со времен древних славян
– правило этикета пропускать женщин вперед дошло до нас из периода матриархата.
Новаторство – проявление нового в созидательной деятельности.
Человек по натуре творец. Мы творим даже тогда, когда воспринимаем созданное  другим. (приведите примеры традиций и новаторства в культуре)
Так читая «Войну и мир»
– одни проникаются интересом и сочувствием к исканиям Наташи Ростовой; 
– других трогает своеобразный патриотизм Пьера Безухова;
– третьим ближе утверждение Андрея  Болконского о том, что «в жизни надо избегать только двух вещей: болезней и угрызений совести»
Каждая эпоха порождает своих творцов, новаторов, которые совершают выдающиеся научные открытия, иногда  гениальные произведения искусства.
Правда, бывает и так, что эти творения не находят признания  у современников. Но если это подлинные духовные ценности, то время их приходит и последующее поколения воздают им должное. Например, картины художников-импрессионистов.

Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества.

III. Работа с текстом учебника

Выделите функции культуры (проиллюстрируйте функции культуры историческими или жизненными примерами)

– приспособление к окружающей среде (древнейший человек научился добывать огонь  и изготовил каменный  топор)  самая древнейшая функция культуры.
– накопления, хранения и передача культурных ценностей (Рублев «Троица», Успенский собор, летописи )  культура сохраняет накопленные веками наследие, которое остается фундаментом творческих поисков человечества и эта функция позволяет человеку определить свое место в мире.
– целеполагание и регулирование жизни общества и деятельности человека (Красота, Добро, Истина, Справедливость, Польза, Власть, Свобода) в рамках этой функции создаются ценности регулирующие жизнь людей и их деятельность)
– социализация новых поколений (дети воспитанные животными) эта функция позволяет каждому человеку усвоить систему знаний, норм  и ценностей, позволяющих ему адаптироваться к жизни в человеческом обществе. 
– коммуникативные функции (общение) эта функция позволяет развитию личности через общение

Соотнесите функции культуры с заданными примерами

В жизни мы сталкиваемся с большим разнообразием культур. Существует культура национальная и мировая, светская и религиозная, западная и восточная и т.д.
Глядя на карту мира мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками.

Сейчас на Земле не осталось изолированных культурных общностей. Научно технический прогресс, информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения  влечет за собой интернациональную культуру, создание единого культурного пространства для разных наций и народностей. Ярким примером является культура нашей страны, страны многонациональной  и многоконфессиональной.

1. Великий Новгород (деревянное зодчество)
2. Москва (собор В. Блаженного)
3. Казань (символ Казани – дракон Зилант)
4. Владимир – (церковь Покрова на Нерли)
5. Краснодар (памятник казачеству)
6. Волгоград (стелла защитникам Родины)
7. Якутск (памятник Мамонту )
8. Анадырь (скульптурная композиция труженикам севера)
9. Дальний Восток (черепаха Бохайского царства 7 в. н.э. найдена  в 19 веке)

Когда речь идет о многообразии культуры, под этим подразумеваются три формы культуры – народная, массовая, элитарная  и две ее разновидности – субкультура и контркультура.
Определите формы культуры по видеороликам.
Выявите характерные черты каждой из форм культуры.

Народная   

– фольклор, нравы, обычаи, народная музыка (формы)
– любительская
– коллективная
– многожанровая
– не имеет автора

Массовая

– ориентирована на массового потребителя
– простота, доступность
– коммерческая направленность

Она сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления.

Элитарная

– рассчитана на узкий круг потребителя
– трудна для понимания неподготовленного человека
– создается привилегированной часть общества, либо по ее заказу профессиональными творцами.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. 
Достижения элитарного искусства перенимаются массовой культурой  повышая ее уровень, а массовая культура приносящая прибыль дает возможность оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Таким образом, культура всегда была главным источником созидательных устремлений  человека, главным смыслом его существования. Именно культура делает из нас разумных, позитивно мыслящих, гуманных существ с нравственными позициями и обязательствами. Культура – душа общества. Благодаря культуре и с ее помощью мы различаем ценности и становимся способны делать выбор.

«Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишает смысла» 
Д.С.Лихачев




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок по теме "Культура и духовная жизнь общества"

Автор: Тумлерт Елена Анатольевна

Дата: 10.01.2019

Номер свидетельства: 494618

Похожие файлы

object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Культура и духовная жизнь общества. Обществознание. "
    ["seo_title"] => string(60) "kul-tura-i-dukhovnaia-zhizn-obshchiestva-obshchiestvoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "244671"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445970439"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) ""Оттепель" в духовной жизни "
    ["seo_title"] => string(28) "ottiepiel-v-dukhovnoi-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "128329"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415470907"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока обществознания по теме "Искусство и духовная жизнь""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-iskusstvo-i-dukhovnaia-zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "252267"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447348637"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Урок на тему "Культура кочевников" "
    ["seo_title"] => string(35) "urok-na-tiemu-kul-tura-kochievnikov"
    ["file_id"] => string(6) "150854"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420562375"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Духовно - нравственное воспитание детей "
    ["seo_title"] => string(43) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "242412"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445451252"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства