kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культура и духовная жизнь общества. Обществознание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Культура и духовная жизнь общества».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Познакомить с традициями и новаторством в культуре; форами и разновидностями культуры: народная, массовая, элитарная; диалогом культуры; проблемами современной отечественной культуры; происхождением слова «культура» и его значением; материальной и нематериальной культурой, её составом и структурой; элементами культуры и культурным комплексом;. этикетом, его происхождением и правилами; культурным наследием и культурными универсалиями; ролью культурного наследия в сохранении и развитии культуры; культурным наследием в России, проблемами его сохранения.

Знать: понятия темы; знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.

Уметь: разъяснять сущность понимания культуры у различных народов; уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.

Эпиграф: «Цивилизация – это власть над миром; культура – это любовь к миру».

                                                                                 (А. Кэмпиньский – польский психиатр).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Культура и духовная жизнь общества. Обществознание. »

Урок 16(10)

Тема: «Культура и духовная жизнь общества».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Познакомить с традициями и новаторством в культуре; форами и разновидностями культуры: народная, массовая, элитарная; диалогом культуры; проблемами современной отечественной культуры; происхождением слова «культура» и его значением; материальной и нематериальной культурой, её составом и структурой; элементами культуры и культурным комплексом;. этикетом, его происхождением и правилами; культурным наследием и культурными универсалиями; ролью культурного наследия в сохранении и развитии культуры; культурным наследием в России, проблемами его сохранения.

Знать: понятия темы; знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.

Уметь: разъяснять сущность понимания культуры у различных народов; уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.

Эпиграф: «Цивилизация – это власть над миром; культура – это любовь к миру».

(А. Кэмпиньский – польский психиатр).

План урока:

  1. Орг. момент.


  1. Сообщение результатов контрольных работ.

* - Сообщить результаты контрольных работ, сделать анализ.


  1. Работа над новым материалом.

* - Для чего обществу нужна культура?

* - Какую пользу она приносит?

* - Как вы оцениваете свой личный уровень культуры?

1. Духовная жизнь.

Общество существует не только в мире вещей и пред­метов. Человек живет, воспринимая мир как сложную си­стему понятий, идей, теорий и образов. Все это и многое другое наполняет духовную жизнь общества и человека.

Наряду с экономической, социальной и политической сфе­рами жизни, духовная сфера является важнейшей для по­нимания деятельности человеческого общества.

Довольно часто ученые для удобства отдельно рассма­тривают духовную жизнь общества и духовную жизнь лич­ности.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ — это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение на­копленных духовных ценностей, так и творческое созида­ние новых.

Духовная жизнь общества (или духовная сфера жиз­ни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую де­ятельность людей.

Духовный мир личности составляют: знания, способности, цели, потребности, переживания, вера, чувства, стремления.


Для этой деятельности характерно разделение на два вида:

1)Ду­ховно-теоретическая деятельность

2)Духовно-практическая деятельность

представляет собой про­изводство духовных благ и ценностей. Ее продуктом явля­ются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художествен­ных произведений.

это сохранение, воспроизведение, распределение, распро­странение, а также потребление созданных духовных цен­ностей.

Элементами духовной сферы жизни общества – мораль, наука, искусство, религия, право.

К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемле­мой ее частью является и сфера человеческих эмоций и пе­реживаний. Одним из главных условий полноценной ду­ховной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностя­ми, т. е. освоение культуры.


2. Что такое культура.

КУЛЬТУРА — совокупность способов и приемов че­ловеческой деятельности (как материальной, так и ду­ховной), выраженных в предметах, материальных но­сителях и передаваемых последующим поколениям.

Первоначально культурой называли способы обра­ботки земли.

Сегодня под культурой в широком смыс­ле понимают все виды преобразовательной деятельно­сти человека, а также ее результаты.

В узком смысле под культурой понимают творчес­кую деятельность, связанную с искусством.

Материальная культура создается в процессе мате­риального производства (здания, оборудование и т.д.).

Духовная культура возникает в процессе духовного твор­чества, имеет материальную форму и идеальное содер­жание. Духовные ценности существуют в виде музы­ки, картин, научных открытий и т. д.

Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связа­ны между собой. Материальная производственная дея­тельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты мыс­лительной, духовной деятельности человека материа­лизуются, превращаются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства.



Культура





Широкое значение


Узкое значение

Это всё, то создано человеком (обществом) в результате физического и умственного труда.


Это нравственное состояние человека (общества), определяемое материальными усло-виями жизни и выражаемое в его быте, воспита-нии, в достижениях науки, искусства, литературы.


Основные сферы существования и развития культуры – материальная и духовная.

Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира: средств труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт и др.

*культура труда и материального производства; *культура быта; *культура места жительства (жилище, дом, деревня, посёлок, город); *культура отношения к собственному телу; физическая культура.


Духовная культура – это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности: наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Высшими ценностями духовной культуры являются истина, добро и красота.

*познавательная (интеллектуальная) культура; *нравственная культура; художественная культура; *правовая; *педагогическая; *религиозная культура.


КУЛЬТУРА – это духовные и материальные ценности, созданные человеком.

Культура является важнейшим элементом, определя­ющим сферу духовной жизни. Несмотря на то, что мы уже знакомы с этим понятием, нам предстоит еще глубже про­никнуть в его смысл. Давайте попробуем ответить на во­прос: «Где начинается культура?»

В основе культуры лежит преобразова­тельная, творческая деятельность человека по отношению к природе. (Н.: муравьи)


Понятие «культура» характеризует различные проявления жизнедеятельности людей:

- материальные и духовные ценности человечества;

- способ жизнедеятельности людей;

- уровень общественного развития;

- характер отношений людей к природе и друг к другу;

- своеобразие жизни наций и народов в тот или иной период истории;

- мифологию, религию, философию, искусство и другие про­явления духовной жизни общества.


Сам термин «культура» изначально в латинском язы­ке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в при­роду под воздействием человека.

Впервые в научной литературе категория «культура» встречается в произведении «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Тулия Цицерона (106-43 гг.до н.э.), в котором автор пишет о философии как о культуре человеческой души. Начиная со вто­рой половины XVIII века термин «культура» стал широко использоваться в европейской науке, и к концу XX века под ним понимался весь искусст­венный мир, состоящий из различных видов, способов и результатов человеческой деятельности.

В самом общем виде его мож­но представить следующим образом: культура — это все виды преобразовательной деятельности человека и общест­ва, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и духов­ных достижений человечества.

С другой, более узкой точки зрения культуру можно представить как особую сферу жизни общества, где скон­центрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. В этом виде понимание культуры очень близко к определе­нию духовной сферы жизни общества. Зачастую эти поня­тия с легкостью заменяют друг друга и изучаются как еди­ное целое.


Изучением культуры в первую очередь занимается на­ука культурология. Но вместе с этим различные явле­ния и аспекты культурной жизни являются предметом изу­чения и многих других наук — истории и социологии, эт­нографии и лингвистики, археологии и эстетики, этики и искусствоведения и т. д.

3. Зачем нужна культура.

* - Прочитайте самостоятельно и постарайтесь ответить на этот вопрос.

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для того, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на него, и вы поймете, что все не так просто.

Культура — неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие толь­ко ей функции.


Функция приспособления к окружающей среде.

Функция накопления, хранения и передачи культур­ных ценностей.

Функция целеполагания и регулирования жизни обще­ства и деятельности человека.

Функция социализации.

Коммуникативная функция.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Познавательная

Целостное представление о народе, стране, эпохе.

Оценочная

Отбор ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная)

Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)

Информативная

Передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений

Коммуникативная

Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение.

Социализации

Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию


IV. Закрепление изученного материала.

* - Что такое духовная жизнь?

* - Что такое культура? Расскажите о происхождении этого понятия.

* - Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре?

* - Опишите основные функции культуры. На примере одного из явлений культуры раскройте её функции в обществе.

** - Задание 1 стр. 89


V. Подведение итогов урока.


  1. Д/з. § 8, задание 2 (письменно).

3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Культура и духовная жизнь общества. Обществознание.

Автор: Дрикоз Светлана Анатольевна, учитель общественных дисциплин

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244671

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока обществознания по теме "Искусство и духовная жизнь""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-iskusstvo-i-dukhovnaia-zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "252267"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447348637"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Рабочая программа по обществознанию 11 класс. Авторы учебника: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И."
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaiaproghrammapoobshchiestvoznaniiu11klassavtoryuchiebnikabogholiubovlngorodietskaiani"
    ["file_id"] => string(6) "274320"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452359308"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Контрольная работа "Духовная сфера общества" по обществознанию 10 класс"
    ["seo_title"] => string(82) "kontrol-naia-rabota-dukhovnaia-sfiera-obshchiestva-po-obshchiestvoznaniiu-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "266961"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1450278471"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация - тренажер для подготовки к ГИА по обществознанию, задание В1 "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-trienazhier-dlia-podghotovki-k-gia-po-obshchiestvoznaniiu-zadaniie-v1"
    ["file_id"] => string(6) "137401"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417348244"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Формы и разновидности культур.       Обществознание  (10класс)"
    ["seo_title"] => string(57) "formy-i-raznovidnosti-kul-tur-obshchiestvoznaniie-10klass"
    ["file_id"] => string(6) "255693"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447964134"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства