Культура и духовная жизнь общества. Обществознание.
Культура и духовная жизнь общества. Обществознание.
Тема:«Культура и духовная жизнь общества».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Познакомить с традициями и новаторством в культуре; форами и разновидностями культуры: народная, массовая, элитарная; диалогом культуры; проблемами современной отечественной культуры; происхождением слова «культура» и его значением; материальной и нематериальной культурой, её составом и структурой; элементами культуры и культурным комплексом;. этикетом, его происхождением и правилами; культурным наследием и культурными универсалиями; ролью культурного наследия в сохранении и развитии культуры; культурным наследием в России, проблемами его сохранения.
Знать: понятия темы; знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.
Уметь: разъяснять сущность понимания культуры у различных народов; уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.
Эпиграф: «Цивилизация – это власть над миром; культура – это любовь к миру».
(А. Кэмпиньский – польский психиатр).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура и духовная жизнь общества. Обществознание. »
Урок 16(10)
Тема:«Культура и духовная жизнь общества».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:Познакомить с традициями и новаторством в культуре; форами и разновидностями культуры: народная, массовая, элитарная; диалогом культуры; проблемами современной отечественной культуры; происхождением слова «культура» и его значением; материальной и нематериальной культурой, её составом и структурой; элементами культуры и культурным комплексом;. этикетом, его происхождением и правилами; культурным наследием и культурными универсалиями; ролью культурного наследия в сохранении и развитии культуры; культурным наследием в России, проблемами его сохранения.
Знать: понятия темы; знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.
Уметь: разъяснять сущность понимания культуры у различных народов; уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.
Эпиграф: «Цивилизация – это власть над миром; культура – это любовь к миру».
(А. Кэмпиньский – польский психиатр).
План урока:
Орг. момент.
Сообщение результатов контрольных работ.
* - Сообщить результаты контрольных работ, сделать анализ.
Работа над новым материалом.
* - Для чего обществу нужна культура?
* - Какую пользу она приносит?
* - Как вы оцениваете свой личный уровень культуры?
1. Духовнаяжизнь.
Общество существует не только в мире вещей и предметов. Человек живет, воспринимая мир как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Все это и многое другое наполняет духовную жизнь общества и человека.
Наряду с экономической, социальной и политической сферами жизни, духовная сфера является важнейшей для понимания деятельности человеческого общества.
Довольно часто ученые для удобства отдельно рассматривают духовную жизнь общества и духовную жизнь личности.
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ— это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.
Духовная жизнь общества(или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей.
Духовный мир личности составляют: знания, способности, цели, потребности, переживания, вера, чувства, стремления.
Для этой деятельности характерно разделение на два вида:
1)Духовно-теоретическая деятельность
2)Духовно-практическая деятельность
представляет собой производство духовных благ и ценностей. Ее продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений.
это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также потребление созданных духовных ценностей.
Элементами духовной сферы жизни общества – мораль, наука, искусство, религия, право.
К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры.
2. Чтотакоекультура.
КУЛЬТУРА— совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), выраженных в предметах, материальных носителях и передаваемых последующим поколениям.
Первоначально культурой называли способы обработки земли.
Сегодня под культурой в широком смысле понимают все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты.
В узком смысле под культурой понимают творческую деятельность, связанную с искусством.
Материальная культура создается в процессе материального производства (здания, оборудование и т.д.).
Духовная культура возникает в процессе духовного творчества, имеет материальную форму и идеальное содержание. Духовные ценности существуют в виде музыки, картин, научных открытий и т. д.
Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты мыслительной, духовной деятельности человека материализуются, превращаются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства.
Культура
Широкое значение
Узкое значение
Это всё, то создано человеком (обществом) в результате физического и умственного труда.
Это нравственное состояние человека (общества), определяемое материальными усло-виями жизни и выражаемое в его быте, воспита-нии, в достижениях науки, искусства, литературы.
Основные сферы существования и развития культуры – материальная и духовная.
Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира: средств труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт и др.
*культура труда и материального производства; *культура быта; *культура места жительства (жилище, дом, деревня, посёлок, город); *культура отношения к собственному телу; физическая культура.
Духовная культура – это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности: наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Высшими ценностями духовной культуры являются истина, добро и красота.
КУЛЬТУРА – это духовные и материальные ценности, созданные человеком.
Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни. Несмотря на то, что мы уже знакомы с этим понятием, нам предстоит еще глубже проникнуть в его смысл. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Где начинается культура?»
В основе культуры лежит преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе. (Н.: муравьи)
Понятие «культура» характеризует различные проявления жизнедеятельности людей:
- материальные и духовные ценности человечества;
- способ жизнедеятельности людей;
- уровень общественного развития;
- характер отношений людей к природе и друг к другу;
- своеобразие жизни наций и народов в тот или иной период истории;
- мифологию, религию, философию, искусство и другие проявления духовной жизни общества.
Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека.
Впервые в научной литературе категория «культура» встречается в произведении «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Тулия Цицерона (106-43 гг.до н.э.), в котором автор пишет о философии как о культуре человеческой души. Начиная со второй половины XVIII века термин «культура» стал широко использоваться в европейской науке, и к концу XX века под ним понимался весь искусственный мир, состоящий из различных видов, способов и результатов человеческой деятельности.
В самом общем виде его можно представить следующим образом: культура — это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества.
С другой, более узкой точки зрения культуру можно представить как особую сферу жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. В этом виде понимание культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. Зачастую эти понятия с легкостью заменяют друг друга и изучаются как единое целое.
Изучением культуры в первую очередь занимается наука культурология. Но вместе с этим различные явления и аспекты культурной жизни являются предметом изучения и многих других наук — истории и социологии, этнографии и лингвистики, археологии и эстетики, этики и искусствоведения и т. д.
3. Зачемнужнакультура.
* - Прочитайте самостоятельно и постарайтесь ответить на этот вопрос.
Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для того, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на него, и вы поймете, что все не так просто.
Культура — неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функции.
Функция приспособления к окружающей среде.
Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей.
Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека.
Функция социализации.
Коммуникативная функция.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Познавательная
Целостное представление о народе, стране, эпохе.
Оценочная
Отбор ценностей, обогащение традиций.
Регулятивная (нормативная)
Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
Информативная
Передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
Коммуникативная
Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение.
Социализации
Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию
IV. Закрепление изученного материала.
* - Что такое духовная жизнь?
* - Что такое культура? Расскажите о происхождении этого понятия.
* - Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре?
* - Опишите основные функции культуры. На примере одного из явлений культуры раскройте её функции в обществе.