Конспект урока обществознания по теме "Искусство и духовная жизнь"
Конспект урока обществознания по теме "Искусство и духовная жизнь"
ИСКУССТВО И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
Основная цель урока: создать условия для формирования представлений о взаимодействии искусства и духовной жизни общества.
Цели урока:
Обучающая: сформировать представление об искусстве и его роли в жизни человека и общества
Задачи:
1. Раскрыть сущность и особенности искусства.
2. Раскрыть основные функции искусства
Развивающая: продолжить развитие информационной, коммуникативной компетенций обучающихся.
Задачи:
1) развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации)
2) развивать навыки устной коммуникации (развивать опыт публичных выступлений, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым вопросам, объяснять их)
Воспитательная:
-воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважение мнения других,
-формировать активную жизненную позицию,
-воспитывать эстетическую культуру.
Организационные задачи:
Подготовить обучающихся к восприятию нового материала.
Организовать познавательную деятельность обучающихся.
Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.
Организовать и провести рефлексивную деятельность обучающихся.
Взаимооценка деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний с применением коммуникативных технологий.
Оборудование: презентации «Искусство и духовная жизнь», «Виды искусства», «Духовная жизнь современной России», Конституции РФ, дидактические материалы.
Формы работы обучающихся на уроке: индивидуальная (домашнее опережающее задание), фронтальная, работа в парах и группах.
Методы и приемы обучения: диалог, дискуссия, демонстрация презентаций, самостоятельная работа с текстами раздаточного материала, оформление схем, кластера, рефлексия, взаимооценка деятельности.
Основные понятия: искусство, виды искусства, эстетика,
Структурно-логические связи:
- Внутрипредметные: Обществознание.
Темы:
Культура и духовная жизнь (понятия «духовная жизнь», «культура»).
Религия (понятие «религия»)
Мораль (понятие «мораль»)
Наука («понятие наука»)
Образование (понятие «образование»)
- Межпредметные: Литература. (Понятие литературы как вида искусства).
История. Культурное развитие России на современном этапе.
МХК. Искусство (понятия «искусство», «виды искусства»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания по теме "Искусство и духовная жизнь"»
ИСКУССТВО И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
Основная цель урока: создать условия для формирования представлений о взаимодействии искусства и духовной жизни общества.
Цели урока:
Обучающая: сформировать представление об искусстве и его роли в жизни человека и общества
Задачи:
1. Раскрыть сущность и особенности искусства.
2. Раскрыть основные функции искусства
Развивающая: продолжить развитие информационной, коммуникативной компетенций обучающихся.
Задачи:
1) развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации)
2) развивать навыки устной коммуникации (развивать опыт публичных выступлений, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым вопросам, объяснять их)
Воспитательная:
-воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважение мнения других,
-формировать активную жизненную позицию,
-воспитывать эстетическую культуру.
Организационные задачи:
Подготовить обучающихся к восприятию нового материала.
Организовать познавательную деятельность обучающихся.
Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.
Организовать и провести рефлексивную деятельность обучающихся.
Взаимооценка деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний с применением коммуникативных технологий.
Оборудование: презентации «Искусство и духовная жизнь», «Виды искусства», «Духовная жизнь современной России», Конституции РФ, дидактические материалы.
Формы работы обучающихся на уроке: индивидуальная (домашнее опережающее задание), фронтальная, работа в парах и группах.
Методы и приемы обучения: диалог, дискуссия, демонстрация презентаций, самостоятельная работа с текстами раздаточного материала, оформление схем, кластера, рефлексия, взаимооценка деятельности.
Основные понятия: искусство, виды искусства, эстетика,
Структурно-логические связи:
- Внутрипредметные: Обществознание.
Темы:
Культура и духовная жизнь (понятия «духовная жизнь», «культура»).
Религия (понятие «религия»)
Мораль (понятие «мораль»)
Наука («понятие наука»)
Образование (понятие «образование»)
- Межпредметные: Литература. (Понятие литературы как вида искусства).
История. Культурное развитие России на современном этапе.
МХК. Искусство (понятия «искусство», «виды искусства»).
ПЛАН УРОКА
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока
1.Организационный этап (2 мин.)
а) приветствие обучающихся;
б) проверка явки и готовности к уроку.
2. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала: (5мин.)
Учитель: Ребята, в этой колбе находится вода. Представьте себе, что в данный момент вы находитесь на уроке химии . Опираясь на знания по этому предмету, скажите, что вам известно о воде (ожидаемые ответы учащихся: жидкость без цвета и запаха, формула воды). Именно так отражается вода в науке. А теперь послушайте, как вода описывается в стихотворении:
Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета, Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись – Это главное таинство, главное чудо Планеты, Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
Без воды на Планете не мыслимо что-то живое И вода вездесуща – и в недрах, и над землей, И планету Земля, во Вселенной зерно голубое, Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.
Океаны и реки, озёра и вечные льдины, Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей – Это только вода, это Жизни самой сердцевина, Это плазма Планеты, а может Галактики всей.
Учитель:
- Вы почувствовали разницу? Какое описание воды вам понравилось больше? Давайте из этого стихотворения выберем слова, (художественные средства языка) которыми поэт характеризует воду (учащиеся называют слова: главное таинство, главное чудо планеты, жизни самой сердцевина, плазма планеты).
- К какому компоненту духовной жизни общества относится стихотворение как литературное произведение? (ожидаемый ответ учащихся: к искусству).
Вы догадались, что наш урок посвящен искусству. Искусство, как и наука, религия, мораль, является элементом духовной жизни.
Сообщение темы урока:
Тема урока «Искусство и духовная жизнь» (записать в тетради)
Посмотрите на экран и давайте попытаемся вместе поставить задачи урока, руководствуясь обозначенной темой.
На слайде план изучения темы:
1. Что такое искусство, его виды. 2. Особенности и назначение искусства. 3. Эстетическая культура.
4. Духовная жизнь современной России.
(обучающиеся записывают тему урока в тетрадях).
Вовлечение обучающихся в постановку цели и задач урока: исходя из плана, сформулируйте цели.
Цели урока:
Раскрыть сущность, особенности, виды и функции искусства и получить представление о роли искусства в жизни человека и общества.
-Предлагаю Вам быть активными на уроке. Каждый из вас получит оценку за работу на уроке.
Первичное восприятие и усвоение нового материала.
1. Что такое искусство. Учитель: -Сегодня нам предстоит познакомиться с новым элементом духовной культуры – искусством.
Есть ли у вас какие-то свои предположения относительно определения этого понятия? (ответы обучающихся).
Понятие искусства имеет несколько определений. Посмотрите определения искусства на экране.
1. Искусство – это высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. 2. Искусство – это художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
3. Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.
Итак, мы выяснили с вами, что такое искусство (форма художественного познания, художественное творчество, которое существует …в разных видах).
У вас есть распечатаны эти определения, мы будем к ним обращаться по ходу урока.
- Вы изучали уже многие виды искусства. Скажите, на каких уроках?
Сейчас вы посмотрите презентацию «Виды искусства» и вспомните их.
Схемы классификации видов по ходу доклада составляете в тетрадях.
С помощью разных видов искусства можно представить одно и то же событие. Вспомните, какой праздник наш народ отмечал на каникулах. Какому историческому событию он посвящен? Каких героев этих событий вы помните?
Какие произведения искусства посвящены этим героям?
А теперь посмотрите внимательно на эту картину. Какому событию она посвящается?
Это картина художника
Этот же герой представлен с помощью другого вида искусства – скульптуры.
А теперь послушайте музыку, посвященную этому же герою.
Итак, авторы-творцы используют разные способы передачи собственного видения окружающего мира, событий, явлений.
А сейчас со словами картина, музыка, памятник, искусство составим кластеры. Подбираете определения и составляете предложения с этими словами. Постарайтесь что-то особенное отметить в этих произведениях искусства. Работаем в парах.
Прочитайте вслух результаты своей творческой работы. Учитель: Переходим к решению следующей задачи. Каковы особенности искусства как формы познания?
Прочитайте 3-ю часть определения, которое вы записали в тетради. Искусство - это художественное освоение мира в форме художественного образа.
Результатом научного познания что является?( теории, законы, формулы) , то результатом познания в искусстве являются художественные образы. Почувствовали что же такое художественный образ? Прочитайте определение этого понятия в вашей карточке.
Художественный образ – это результат освоения мира, отражение действительности, он обладает свойствами реально существующего предмета, но не является самим предметом, событием, явлением. Запишите в тетрадях эту особенность искусства:
1) использование художественных образов;
2) О какой особенности искусства говорится в высказывании французского писателя Стендаля «Искусство живет страстями. Нужно почувствовать пожирающий огонь страстей, чтобы преуспевать в нем»? Искусство вызывает определенные чувства и эмоции; (чувственное восприятие окружающего мира);
3) О какой особенности искусства говорится в известной русской народной поговорке: «На вкус и цвет товарищей нет»? (каждый по своему воспринимает различные произведения искусства); Произведения искусства открыты для обсуждения и критики, каждый человек волен оценивать их в соответствии со своим вкусом, убеждением и предпочтением: индивидуальность восприятия);
4) субъективность искусства (задача искусства не в том, чтобы правильно, достоверно изображать окружающее, а в том, чтобы пробуждать в людях чувство прекрасного). Фотоаппарат тоже способен отражать мир, но только фотохудожник может сделать фотографию произведением искусства, есть даже такое выражение: произведения искусства смотрят на нас глазами и душой автора. В искусстве огромна роль фантазии и воображения познающего (написать на доске: воображение, фантазия). А у каждого творца они индивидуальны, разные.
5) законченность авторских произведений (каждое произведение искусства имеет своего автора, имя которого остается на века. (Пример с зодчими храма Василия Блаженного).
6) достижение синтетических видов искусства (в начале ХХ века композитор Скрябин предпринял попытку создать синтез мелодии, световых и цветовых эффектов (светомузыка, без которой вы сегодня не обходитесь). Учитель: Было бы неправильно говорить об искусстве только как форме познания окружающего мира. Назначение искусства значительно шире. В чем оно состоит? Как вы думаете, какие функции выполняет искусство в обществе? (воспитательная - формирует личность, чувства, мысли людей: пропускаем через сердце, душу; формирует эстетические вкусы и потребности человека, доставляет людям удовольствие)…………
В искусстве не существует поступательного развития.
Не зависит от опытного знания и материальных потребностей общества
Таким образом, мы познакомились с особенностями искусства. А теперь сравним их с особенностями науки и религии.
Самостоятельная работа в группах. Выявление черт сходства и различия искусства и науки (1 ряд), искусства и религии (2 ряд), используя статьи учебника.
Итоги сравнения озвучить вслух
Учитель: Было бы неправильно говорить об искусстве только как форме познания окружающего мира. Назначение искусства значительно шире. В чем оно состоит?
«Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем» - деятель французской культуры XX в. Жан Кокто. ( на экране )
-Прочитайте это высказывание и сформулируйте проблемный вопрос.
-Что нам сегодня предстоит выяснить?
Зачем необходимо искусство? Может ли человек и общество обойтись без искусства? (проблема)
Вам необходимо высказать свою точку зрения. Что вам известно о значении искусства? Приведите несколько объяснений, зачем нужно искусство. Какую роль играет искусство в жизни людей?
Обучающиеся предлагают свои варианты ответов, затем учитель обобщает их выступления и знакомит с функциями искусства.
-Чтобы более полно ответить на данный вопрос, познакомимся с функциями искусства.
Функции искусства
Утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности
Общественно-преобразующая - оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества
Внушающая - воздействие на подсознание людей, на человеческую психику
Воспитательная – формирование личности, чувств и мыслей людей
Художественно-концептуальная – способность анализировать состояние окружающего мира
Предвосхищения – способность предвосхищать будущее
Эстетическая – способность формировать эстетические вкусы и потребности человека
Гедонистическая – особый, духовный характер искусства, оно призвано доставлять людям удовольствие
Познавательная – выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.
Вот теперь давайте с учетом полученных знаний ответим на поставленный вопрос: Зачем нужно искусство?
Искусство:
-украшает мир;
-воспроизводит в художественных образах все, что интересно человеку в жизни;
-раскрывает ценности человека и человечества, формирует чувства прекрасного, доброту, достоинства личности;
-осмысливает и преобразовывает жизнь, познает ее;
-восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия.
«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете» (Ф.М. Достоевский)
Скажите, каждый ли человек имеет отношение к искусству? Согласитесь ли вы с высказыванием Достоевского?
А вы чувствуете себя причастными к искусству, чем вы увлекаетесь из художественного творчества, какие виды искусства нравятся вам?
Спасибо. Видите, оказывается, все вы тоже как-то причастны к искусству.
Изучает искусство наука эстетика. Чтобы понимать искусство, этому нужно учиться. Это не дается с рождения. Умение воспринимать прекрасное, изучать и знать его – это есть эстетическая культура. И эту культуру нужно в себе воспитывать.
Мы живем сейчас в демократическом обществе, и у нас есть все возможности, чтобы изучать и развивать культуру, заниматься каким-либо творчеством. Давайте обратимся к нашей Конституции и вспомним культурные права человека.
А теперь обратите внимание на слова одного из американских президентов Д. Кеннеди «У искусства есть враг: имя которому невежество». В чем, по- вашему, смысл этого высказывания? (Ответы учащихся).
Нужно беречь культурные ценности. Вспомним одну из обязанностей граждан России.
«Невежество – это отсутствие знаний, бескультурность. Враг – это объект, от которого исходит угроза. В силу своей безграмотности невежественные люди являются источником опасности для искусства, потому что они не понимают, что произведения искусства являются величайшей ценностью.
Приведите примеры невежественных поступков. (вандализм) После действий вандалов в Древнем Риме (уничтожили скульптурные конные памятники Рима (их было 22, остался один) при завоевании Рима) акт уничтожения произведений искусства люди стали называть вандализмом.
Не зная об этом, невежественные люди могут сжечь храм, как это сделал в свое время Герострат, желая прославиться на века, поэтому сегодня выражение «Слава Герострата» означает плохую славу.
Примером вандализма является взрыв Храм Христа Спасителя в 1931г.
Этот храм сегодня - символ не только искупления грехов наших предков, но и символ национального и культурного возрождения России .
Слова Д. Кеннеди – это предостережение ныне живущим и будущим поколениям людей.
И руководство нашей страны уделяет этому большое внимание. Перед вами документ. Это выступление В.В. Путина - Президента нашей страны.
- Скажите, а почему нынешний 2014 год назван Годом культуры?
Цель какая? А почему? Наверное есть какие-то проблемы в нашей стране в духовной жизни?
Вы получали задания: оценить нынешнюю ситуацию в духовной жизни России. И сейчас вы попробуете выступить в роли критиков культуры. 1 ряд покажет проблемы и недостатки в духовной жизни России, а 2 ряд постарается доказать, что все не так плохо и продемонстрировать успехи в современной отечественной культуре.
Дискуссия.
5. Закрепление и применение знаний – 10 мин.
- Повторим, что мы узнали, ответив на вопросы:
1). Что такое искусство?
2). Перечислите особенности искусства
3). Назовите основные виды искусства.
4). Перечислите функции искусства
6. Подведение итогов. Рефлексия. – 7 мин.
6.1. Подведение итогов.
-Сегодня на уроке мы изучили тему «Искусство и духовная жизнь». Цели и задачи урока реализовали.
6.2. Рефлексия деятельности учащихся на уроке.
-Я предлагаю оценить работу одноклассников на данном уроке, поставив оценку по заработанным баллам.
Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание.
-Что вам понравилось на уроке?
-Что не понравилось?
-Чему вы научились на уроке?
7. Выдача домашнего задания – 3 мин.
Обучающиеся записывают домашнее задание.
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учится» (Демокрит)
«Идите к свету, разуму, правде и красоте» (А.М.Горький)