Выполнила: И.П. Гасинюкова, учитель истории «СОШ №8» города Саранска
Тема урока: «Оттепель» в духовной жизни.
Цели урока: охарактеризовать две тенденции в развитии духовной жизни общества в 1953-1964 гг.; рассмотреть процесс преодоления сталинизма в культуре; показать на примерах пределы «оттепели», проанализировать ее характер в духовной сфере.
Ход урока:
Повторение изученного материала.
Индивидуальные задания: «история в лицах», даты и события, з. №2 стр. 287 учебника.
Беседа по вопросам параграфа №40
Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя.
Современник так сказал о своей эпохе: «Мое поколение вступало в жизнь в незабываемое время. Это была эпоха великих надежд. К нам возвращались не только люди и имена - к нам возвращалась вера...».
- Как проявлялось «белое» и «черное» в духовной жизни эпохи Хрущева
- Как складывались взаимоотношения между творческой интеллигенцией и властью в 50-60-е гг.?
2. В развитии культуры проявились две противоречивые тенденции. С одной стороны - оживление культурной жизни, «оттепель». С другой стороны - стремление поставить духовную жизнь общества на службу командно - административной системе.
3. Преодоление сталинизма в литературе.
Первыми откликнулись на перемены, начавшиеся в обществе, представители литературы. И.Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступивший после суровой сталинской «зимы. (слайд)
Многозначной по своему духовному воздействию на общество была деятельность А.Твардовского на посту главного редактора «Новый мир», давшего читателю много новых имен и поставившего перед ним новые проблемы. (слайд)
В журнале появились произведения, авторы которых отошли от традиционной лакировке реальной действительности. Гранин «Искатели», В. Дудинцев «Не хлебом единым», И. Эренбург «Оттепель» и др. Потрясением для людей стал для людей выход в свет произведений А.И.Солженицына « Один день И. Денисовича», «Матренин двор». (слайд) В литературу вошла целая плеяда талантливых поэтов: А.Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко и др.
Власть искала новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 года регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства, где личные вкусы Хрущева приравнивались к официальной оценке. (слайд) Работа с документом, стр. 277 учебника.
Дело Б.Пастернака стало одним из ярких примеров допустимых пределах «оттепели». (слайд)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Оттепель" в духовной жизни »
Урок истории России
в 9 классе
Тема: « Оттепель» в духовной жизни.
Выполнила: И.П. Гасинюкова, учитель истории «СОШ №8» города Саранска
Тема урока: «Оттепель» в духовной жизни.
Цели урока: охарактеризовать две тенденции в развитии духовной жизни общества в 1953-1964 гг.; рассмотреть процесс преодоления сталинизма в культуре; показать на примерах пределы «оттепели», проанализировать ее характер в духовной сфере.
Ход урока:
Повторение изученного материала.
Индивидуальные задания: «история в лицах», даты и события, з. №2 стр. 287 учебника.
Беседа по вопросам параграфа №40
Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя.
Современник так сказал о своей эпохе: «Мое поколение вступало в жизнь в незабываемое время. Это была эпоха великих надежд. К нам возвращались не только люди и имена - к нам возвращалась вера...».
- Как проявлялось «белое» и «черное» в духовной жизни эпохи Хрущева
- Как складывались взаимоотношения между творческой интеллигенцией и властью в 50-60-е гг.?
2. В развитии культуры проявились две противоречивые тенденции. С одной стороны - оживление культурной жизни, «оттепель». С другой стороны - стремление поставить духовную жизнь общества на службу командно - административной системе.
3. Преодоление сталинизма в литературе.
Первыми откликнулись на перемены, начавшиеся в обществе, представители литературы. И.Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступивший после суровой сталинской «зимы. (слайд)
Многозначной по своему духовному воздействию на общество была деятельность А.Твардовского на посту главного редактора «Новый мир», давшего читателю много новых имен и поставившего перед ним новые проблемы. (слайд)
В журнале появились произведения, авторы которых отошли от традиционной лакировке реальной действительности. Гранин «Искатели», В. Дудинцев «Не хлебом единым», И. Эренбург «Оттепель» и др. Потрясением для людей стал для людей выход в свет произведений А.И.Солженицына « Один день И. Денисовича», «Матренин двор». (слайд) В литературу вошла целая плеяда талантливых поэтов: А.Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко и др.
Власть искала новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 года регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства, где личные вкусы Хрущева приравнивались к официальной оценке. (слайд) Работа с документом, стр. 277 учебника.
Дело Б.Пастернака стало одним из ярких примеров допустимых пределах «оттепели». (слайд)
4. Искусство. После 20-ого съезда было несколько ослаблено идеологическое давление в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. (слайд) В Москве прошел конкурс скрипачей и пианистов имени А.Чайковского. Впервые советские фильмы получили Гран-при на фестивалях в Каннах («Летят журавли», М. Каракозова) и Венеции ( «Иваново детство» А.Тарковского). Появились новые имена, на долгие годы определившие его развитие: С. Бондарчук ( «Судьба человека», М. Хуциев ( «Весна на Заречной улице», «Застава Ильича»), Э. Рязанов («Карнавальная ночь») и др.
В советской живописи реабилитировано искусство авангарда. Утверждалось новое направление - «суровый стиль» ( « Геологи» П.Никонова) В то же время консерваторы и Хрущев осудили левое течение « абстракционистов» и «формалистов». ( слайд)
К советскому зрителю вернулось творчество выдающихся скульпторов С. Коненкова и Эрзи. Серия женских портретов Эрзи вызвали живой отклик у современников. (слайд)
5. Развитие науки.
Партийные директивы, Ориентировавшие на развитие Н.Т.П., стимулировали развитие отечественной науки. 1956 г. - создание Объединенного института ядерных исследований в Дубне; 1957г. - создание советскими учеными самого мощного в мире синхрофазотрона; 1957 г. - спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин». (слайд) На нужды военно - промышленного комплекса работали крупнейшие ученые. Научно - технические достижения «хрущевской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.
6. Развитие образования.
Сложившаяся в 30 годы система образования нуждалась в обновлении. В декабре 1958 г. был принят закон о новой его структуре, согласно которому вместо семилетки создана обязательная политехническая школа. Реформа имела цель - подготовить всех школьников к труду на предприятиях, колхозах, учреждениях. Положительные и отрицательные стороны реформы (обсуждение).
7. Закрепление материала урока. Тест (компьютер). Кроссворд.