Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания " Политические системы" в 11 классе»
Урок обществознания в 11 классе (базовый уровень)
Учитель Беляева Елена Александровна
МБОУ « СОШ № 4» г.Симферополя
Тема урока:Политический режим.
Цели урока : изучить признаки и особенности демократического и недемократических политических режимов;определить ценности демократии развивать умения анализа ,обощения и классификации социальной информации;
способствовать развитию у учащихся умения перерабатывать и структурировать
Тип урока:урок усвоения новых знаний с использованием интерактивного метода
«Аквариум».
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Вводно-мотивационный этап.
У.: Сегодня мы приступаем к изучению одной из важных тем в курсе обществознание « Политический режим».Из курса всемирной истории мы знаем примеры государств,где сложились демократичекие и тоталитарные режимы. Прошу вас привести примеры(ответы уч-ся).Причины и осбстоятельства их установления мы обсуждаем на уроках истории ,а сегодня наша задача выяснить
их особенности ,основные черты и признаки,преимущества или недостатки.
Хочу начать сегодняшний разговор со слов известного политика 20 века Уинстона Черчилля « Демократия –ужасная вещь,но ничего лучшего человечество не придумало.» Я думаю ,что к концу урока смысл этого высказывания вам будет ясен.
Уч-ся читает стихотворение Д.Сагайдака.
Эй, сэры, мэры, пэры, господа! Вы о людской свободе все кричите. История – на вашу мельницу вода, Вы ею во все стороны вертите.
Звучит металлом по стеклу – нацизм. Его склоняют все, естественно, по делу. Потом – ГУЛАГ, расстрелы, сталинизм, И снова мука и душе, и телу.
Ругая прошлое, вы славите себя. Глядите, люди, вот он, рай вселенский! Но о свободах и правах трубя, Свои грешки прикрыли занавеской.
Там человека голодающего стон, Пока у вас здесь саммиты, банкеты. А вы твердите: «Show must go on» И снова о свободе пируэты.
Вам бы в тихую страны разрушать, Совать везде свой нос и свои money, За счет голодных брюхо насыщать Крушить культуру, наводнять мир дураками.
Смотрите же, зверье в овечьей шкуре, Затеявшие бал на фоне тысяч тризн. Придет по ваши души счет-фактура От тех, кого увечил ваш тоталитаризм.
У.:Итак, что такое демократия?Что такое тоталитаризм ? В чем ценности демократии? Существует ли опасность возвращения к тоталитаризму в настоящее время?
3.Изучение нового материала.
Класс делится на 2 группы « тоталитаризм» и «демократия» ,проводится подготовительный этап работы. Учитель поднимает карточки « Экономика»,
«Организация государственной власти», « Внутренняя политика», « Культура и идеология», « Внешняя политика». Уч-ся работают с текстом учебника и в соответствии с темами карточек , выписывают признаки признаки тоталитаризма и демократии в тетрадь .
4.Закрепление полученных знаний с использованием метода «Аквариум».
Уч-ся садятся в два круга (внутренний « Тоталитаризм»и внешний « Демократия»)
Уч-ся внешнего круга задают вопросы уч-ся внутреннего круга по сущности тоталитарного режима ,его особенностям,признакам.Просят привести примеры.
Уч-ся внутреннего круга дают определение тоталитаризма и называют его признаки .
Тоталитаризм-политический режим .для которого характерен полный контроль государства над обществом и отдельной личностью.подчинением и поглощением его государством.
Признаки:
-Существование официальной и обязательной для всех идеологии,в центре которой находится представление о « совершенном обществе».
-Существование в стране единственной массовой партии ,руководимой ,как правило одним человеком;запрещение политической или иной оппозиции.
-Практически полная монополия на информацию.
-Система всеохватывающего политического контроля.
-Огосударствление экономики.
-всестороннее влияние на личность через семью.школу,средства массовой информации.государственные и общественные организации .деятельность которых находится под контролем партии и государства.
-культ личности вождя,превращение населения в толпу .послушную его воле.
-Террор, как средство достижения цели.
-Стремление к навязыванию своей идеологии другим народам,внешняя экспансия и агрессия.
Примеры : итальянский фашизм ,германский нацизм ,советский социализм,китайский маоизм и др.
Учитель предлагает проанализировать исторические документы :
Из выступлений А.Гитлера :
«Для установления любой новой власти необходим террор.Только страх правит миром!Мы хотим произвести отбор слоя новых господ ,чуждого морали и жалости.Я освобождаю их от химеры ,называемой совестью.мы должны развить технику обезлюживания.Если вы спросите меня .что я понимаю под обезлюживанием,я скажу ,что имею ввиду –устранение целых расовых единиц…
Я имею право устранять миллионы низшей расы ,которые размножаются .как черви.»
Из речи руководителя СС Генриха Гимлера :
«Живут ли соседние народы в достатке или сдыхают от голода ,интересует меня лишь в той мере ,сколько нам нужно рабов для поддержания нашей экономики и культуры…мы,немцы .единственные в мире ,кто хорошо относится к животным.Мы будем пристойно относиться к этим полулюдям,полуживотным.и было бы преступлением перед собственной арийской кровью заботиться о них,внушать им какие –нибудь идеалы и тем самым еще больше усложнять нашим детям и внукам процесс управления ими».
Уч-ся делают вывод о бесчеловечности ,антигуманности тоталитарного режима.
Уч-ся внешнего и внутреннего круга меняются местами.
Слово предоставляется «демократам».Они дают определение понятия «демократия»,отвечают на вопросы уч-ся внешнего круга ,называют признаки демократии.
Демократия- политический режим ,при котором признается социальная ценность личности и народа,как носителя власти и гарантируется многообразие политической.экономической ,культурной деятельности.
Признаки:
-Признание народа источником власти и носителем суверенитета.
-Юридическое равноправие граждан.
-Наличие прав и свобод человека,гарантированность и защита их со стороны государства.
-Выборность в органы государственной власти.
-Разделение властей на законодательную,исполнительную и судебную.
-Политический плюрализм.
-Гласность.
-Влияние граждан на политическую деятельность.
-Многопартийность.
-Реальная свобода СМИ.
Примеры : США,Великобритания,Франция и др.
Уч-ся работают с документами и обсуждают высказывания известных людей о демократии.
«Демократия- это не просто правление большинства.но правление большинства ,уважающее права меньшинства.»
Уинстон Черчилль (1874- 1965) британский премьер-министр.
«Демократия означает,что ,если на рассвете звонят в твою дверь,то это ,скорее всего,молочник.»
Уч-ся делают вывод о преимуществах демократического режима.
5.Рефлексивно-оценочный этап.
Сегодня на уроке мы узнали особенности двух политических режимов –тоталитаризма и демократии. У вас была возможность сравнить их по ряду признаков.Оценить их плюсы и минусы.
Давайте вернемся к цитате ,с которой мы начали сегодняшний урок.
«Демократия-ужасная вещь,но ничего лучшего человечество не придумало».
Так ли идеален демократический режим ? Есть ли у него недостатки?
Уч-ся рассуждают по поводу недостатков демократии .
-Нестабильность политической системы.
-Опасность тирании большинства.
-Непрофессионализм.
-Слабость механизмов контроля за властью.
-Коррупция,популизм.
-Манипуляция сознанием граждан с помощью политических и психологических технологий. И др.
У.: при всех минусах демократии ,что может быть альтернативой ей?
-Тоталитаризм.
Уч-ся делают вывод,что ценности демократии значительно превосходят все ее недостатки. И наличие демократических прав и свобод–это главное преимущество демократического режима.
6.Заключительное слово учителя.
Спасибо за активное участие в уроке.Помните ,что свободным себя чувствует только тот,кто самостоятельно мыслит. Но,чтобы мыслить,нужны знания.А свобода не отделима от ответственности. Учитесь мыслить самостоятельно, поступать ответственно .Будьте свободными ,имейте активную жизненную и гражданскую позицию.