Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания "Конфликты в обществе"»
Урок общетвознания: «Конфликты в обществе»
«Единственная настоящая роскошь – этороскошь человеческого общения». А. де Сент - Экзюпери.
Организационный момент.
Мотивация и настрой на работу
Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери назвал человеческое общение самой большой роскошью на свете.
- Как вы понимаете эти слова?
Все верно, общение людей - тонкий и сложный процесс.
В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам: личным, экономическим, политическим, правовым и иным. Многообразие этих связей и образует структуру социальных отношений.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Сейчас я предлагаю вам познакомиться с примерами человеческого общения. Работая в парах, внимательно прочитайте их, затем разделите на 2 группы по определенным признакам. (бесконфликтное-конфликтное общение)
Выявление места и причины затруднения. - Что же у вас получилось?
Работа в парах, выделить способы взаимодействия между людьми, разделить на группы (мирное, конфликтное)
Построение проекта выхода из затруднения. Целеполагание.
К сожалению, мы нередко попадаем в ситуации, определяемые как конфликтные. Они вносят напряжение в отношениях, лишают покоя и радости, не дают возможности полноценно работать.
- Определите тему урока (Конфликты в обществе)
- Какова цель урока?
Узнать, что такое «конфликт», разобраться с причинами возникновения конфликтов, рассмотреть виды конфликтов в обществе и способы их разрешения.
- Почему мы с вами будем изучать эту тему?
Оказывались ли в конфликтной ситуации (карточка по цвету – зеленый, желтый, красный)
Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт»? (устно называют)
Ответы учащихся: чувство тревоги, ссора, горе, спор, драка, война, слезы…
Нарисовать рисунок на тему «Мое представление о конфликте» (1,5-2 минуты)
Учащимся предлагается отразить саму идею конфликта в рисунке, а затем объяснить свой рисунок
5. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Понятие «конфликт», его структура
- Сформулируйте определение «конфликта»
Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
- Из определения выделите основные признаки конфликта.
Преподаватель: итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий:
- присутствие двух или более людей, социальных групп;
- наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;
Самостоятельная работа с учебником, заполнение информации (стр. 152-153)
Участники конфликта называются субъектами конфликта.
Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом.
Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт, - это предмет конфликта.
- Что может быть предметом спора?
Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.
Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон.
Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.
Работа с басней И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Задача участников – определить, есть ли в этой басне конфликт? Назовите элементы конфликта.
Причины конфликтов – картинки
Причины конфликтов:
- борьба за власть;
- за престиж;
- за влияние;
- за авторитет;
- экономическое неравенство;
- межнациональные распри;
- идеологическая несовместимость;
- межконфессиональные конфликты и т.д.
Причины конфликтов (слайд 8)запись в тетрадь
Стремление к превосходству ( угроза, обвинение, обзывание, замечание, насмешка)
Хвастовство ( « я разбираюсь в этом лучше, чем ты!)
Категоричность («А я уверена, что ты не прав!»)
Навязывание своих советов («Послушай меня, я старше и лучше разбираюсь в жизни»)
Разные точки зрения на одну и ту же проблему (Казнить нельзя помиловать!- где запятая?)
Утаивание информации ( о том что пара за контрольную, лучше родителям не говорить)
Различные системы ценностей и принципов.
Разряды конфликтов – ситуации
Определите пожалуйста к какому типу можно отнести следующие ситуации. (слайд 9)
Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевизору показывают интересный фильм.
Мама торопиться закончить приготовления к приёму гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции. И она не хочет опаздывать. Мама просит « войти в её положение», дочка делает то же . Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются.
Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды. Выйдя погулять, вы увидели в вашей беседке, незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес.
Виды конфликтов (по причинам, по предмету спора): (с. 154)
экономические (по поводу денег или ресурсов);
политические (из-за территории или престижа);
этнические (между народами за территории или лучшие условия проживания);
культурные и религиозные (по поводу разделения дефицита духовных длаг);
профессиональные (по поводу экономических или социальных ценностей).
К каким видам конфликтов вы отнесете:шахтерские забастовки, дворцовые перевороты, жалобу жильцов на протечку крыши дома.
Положительные и отрицательные стороны конфликта
Конфликт это естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нём есть как отрицательные, так и положительные стороны.
(слайд 13)к негативным сторонам можно отнести: разрушение отношений между людьми, стресс, ухудшение здоровья.месть
Положительное: конфликт- это источник развития, сигнал к изменению, возможность сближения, разрядка напряжения.
- приведи те пример
Функции конфликтов.
Позитивные
Негативные
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте.
Получение новой информации об оппоненте
Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе.
Сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом
Представление о побежденных группах, как о врагах.
Стимулирование к изменениям и развитию
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе.
Снятие синдрома покорности у подчиненных
После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников.
Диагностика возможностей оппонента
Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)
Отрицательные стороны
Положительные стороны
Примеры
Способы разрешения конфликта (тест с тортом)
избежать конфликтов, а для того чтобы узнать как поступаете вы проведем упражнение, которое называется «Праздничный пирог».
«Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:
Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)
Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула»)
Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок»)
Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова»)
Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)
(Сделав свой выбор учащиеся получают фигурку животного и делятся на группы. На слайде появляется характеристика различных стратегий поведения в конфликтах).
Стратегия поведения
Характеристика стратегии
Конкуренция, соперничество («акула»)
Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Сотрудничество («сова»)
Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.
Компромисс («лиса»)
Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.
Избегание, уклонение («черепашка»)
Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.
Приспособление («медвежонок»)
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
Основные стратегии взаимодействий в конфликте
Избегание (уход)
Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорирование или фактическом отрицании конфликта.
Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов.
Конкуренция (борьба)
Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте.
Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов.
Приспособление
Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов.
Сотрудничество
Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны.
Сотрудничество соединяет максимально настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны.
Компромисс
Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На планете Земля неспокойно. Как Земли неразумные дети, Да и было ль спокойно на ней? Рубим сук, на котором сидим. Прекращались раздоры и войны, Не спасет ни утроба отсека, Только снова седлали коней. Ни глубинное в недрах жильё. Вот и космос уже на примете: Человек, полюби человека, Став над пропастью, в бездну глядим. Только в этом спасенье твоё!
Итог учителя.
Исходя из ваших ответов, я могу сделать вывод, что вы знакомы с тем, что называется «конфликт». Так или иначе, нам приходится иметь дело с конфликтами на протяжении всей нашей жизни. Конфликты являются естественной, неотъемлемой её частью. Будучи людьми, с различными потребностями, вкусами, взглядами и ценностями, мы, увы, не можем избежать конфликтов. Мы должны уяснить себе, прежде всего, что наши ссоры и разногласия – часть жизни и что ошибочно пытаться избежать их. Наша жизнь может стать менее тягостной, если мы научимся предвидеть возможный конфликт и правильно подходить к его разрешению. Разрешение конфликта зависит во многом от нас самих.