Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания "Демократические выборы" 11 класс»
Урок обществознания . 11 класс. Базовый уровень.
Учитель Беляева Елена Александровна.
МБОУ « СОШ № 4» г.Симферополя.
Тема: Демократические выборы.
Цель: изучить особенности избирательной системы.ее типы ; в ходе ролевой игры
показать преимущества демократической избирательной системы ,порядок проведения избирательной компании и выборов;развивать у обучающихся умения анализировать ,делать выводы и осознанный выбор ;воспитывать активную гражданскую позицию.
Тип урока : урок усвоения новых знаний ,ролевая игра.
Оборудование : Конституция РФ,учебник Обществознание под ред .Л.Н.Боголюбова,А.Ю.Лабезниковой,В.А.Литвинова.М., «Просвещение»2014г.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Мотивация.
«Бог создал ДОБРО. Посмотрел на свое создание. Оно понравилось ему оно было таким светлым и большим, чистым и приятным, оно несло покой и умиротворение, оно вселяло надежду и несло любовь. Всемирное вселенское, абсолютное ДОБРО, такое красивое и жизнеутверждающее!
И Бог подарил ДОБРО людям. Люди приняли дар. Бог был доволен, что наградил сыновей своих счастьем…
Прошло время. Бог взглянул на Землю. И увидел он, что нет больше на Земле людей. Ее населяли какие-то другие существа – почти бестелесные, они потеряли многие навыки и знания, присущие прежнем людям. Развитие мира остановилось и даже пошло вспять. Ангелам не надо было заботиться о хлебе насущном. Они не страдали и не любили друг друга. Они даже перестали любить самого Бога!!! Всю их сущность без остатка заполняло ДОБРО.
И тогда Бог в гневе освободил людей, не сумевших воспользоваться великим даром, от ДОБРА, и дал им абсолютное ЗЛО!!! То, что стало с людьми, когда они приняли этот дар понять не возможно. Ибо человеческий мозг не в состоянии объять Хаос, а тем более описать его.
Бог увидел, что и ЗЛО не дало человечеству счастья. И тогда Бог махнул на все рукой, смешал ДОБРО со ЗЛОМ и кинул все это на Землю.
Прошло время. Бог взглянул на землю. И увидел он, что живут на Земле люди! Крепнет и растет род человеческий. Люди страдают и блаженствуют, любят и ненавидят, преисполняются надеждами и впадают в отчаяние, тоскуют и ликуют.… А самое главное – люди не забыли Бога! Они превозносят его в разных ипостасях по всей Земле! Они молятся ему и несут свои самые сокровенные мысли и желания. Они безмерно благодарны Богу».
- Сделайте вывод из данной притчи.
(Возможные ответы:
- Люди благодарны Богу за данную им возможность выбирать.
- Право выбора ценно для людей.
- Это возможность проявить свою самостоятельность и независимость.)
3.Изучение нового материала.
У.: Начнем сегодняшний урок со слов русского философа 20 века М.Бердяева:
« Власть должна принадлежать лучшим ,избранным особам ,на которых возлагается огромная ответственность, и которые сами возлагают на себя огромные обязанности.»
Все ли согласны с этой точкой зрения? В чем состоит ответственность людей ,обладающих властью? (ответы уч-ся)
Каким образом в демократическом государстве можно получить власть?
(ответ-демократические выборы)
Уч-ся записывают в тетрадь определение понятия выборы- форма прямоговолеизъявления граждан способ формирования органов государственной власти,осуществляемого в соответствии с Конституцией.
У: В чем состоят принципы демократических выборов ?
(работа с Конституцией РФ .Уч-ся озвучивают , записывают в тетрадь и комментируют принципы демократических выборов :
-всеобщность выборов( участвовать в выборах могут все граждане,достигшие 18 лет ,психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы –ст.32 )
-принцип равенства ( каждый избиратель имеет только один голос);
-прямое избирательное право(каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата);
-тайное голосование(исключается давление на избирателя в момент голосования;
-альтернативность(возможность выбирать из нескольких кандидатов)
-демократичность(выбирает народ,должностные лица избираются на определенный срок).
У.: Как можно определить ,являются ли выборы действительно демократичными.
Давайте рассмотрим это на примере нескольких ситуаций.
(уч-ся получают карточки-задания и обсуждают в группах ситуацию)
Право голосовать предоставляются только мужчинам,так как,по их мнению,женщины не настолько разбираются в политике,чтобы принимать важные решения.
Граждане имеют право голоса в зависимости от материального положения.Чем выше уровень доходов избирателей,тем больше они получают избирательных бюллетеней ,поскольку ,имея больше богатства,они рискуют больше потерять в случае неудачных выборов.
Выборы не являются тайными. Избиратели должны сообщить свои персональные данные в бюллетене для голосования ,чтобы при подведении итогов выборов ,знать .кто как проголосовал.
Выборы Президента не обязательно окончательные. Например,тот.кто проиграл, но считает себя лучшим кандидатом ,может требовать переголосования ,чтоб дать избирателям шанс окончательно определиться.
Президент избирается бессрочно,чтоб не обременять общественность затратой лишних средств, связанных с частыми выборами. Кроме того, Президент имеет шанс усовершенствовать свое правление .набираясь опыта.
Выборы оглашены и в бюллетень занесены несколько фамилий кандидатов, но только один кандидат имеет доступ к СМИ во время выборной компании. Имя этого кандидата выделено в бюллетене жирным шрифтом ,чтоб избиратели нашли правильного кандидата.
Представители групп высказываются ,какие принципы демократических выборов были нарушены в каждой из ситуаций.
У.: Что же такое избирательная система ?
Уч-ся записывают в тетрадь –избирательная система- порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц ,а также определения результатов голосования. Она включает :-избирательное право (комплекс правовых норм о порядке выборов ) и – избирательный процесс –комплекс действий в процессе выборов.
А какие в мировой практике существуют типы избирательных систем ?
Уч-ся работают с текстом учебника с.252-254 и выписывают особенности
-мажоритарной (избранным считается кандидат ,получивший большинство голосов на выборах),
-пропорциональной ( относительное большинствомест в парламенте соответствует проценту голосов избирателей ,отданных за политичекие партии ),
-смешанная –( соединение мажоритарной и пропорциональной систем во время выборов ).
Уч-ся озвучивают результаты своей работы.
У.: А какими качествами ,на ваш взгляд ,должен обладать политический лидер ?
Уч-ся получают карточки с перечнем лидерских качеств ,им предлагается выбрать 3 самые важные и обосновать свой выбор.
-решительность и смелость в принятии решений;
-справедливость ,честность, порядочность;
-достижение целей любыми средствами;
-высокий уровень культуры и образования;
-амбициозность. стремление к власти ;
-чуткость и умение работать с людьми;
-объективность и политическая независимость;
-твердость характера, независимость;
-ответственность;
-умение четко и понятно излагать свои мысли.
4.Ролевая игра « Демократические выборы».
У.: а теперь переходим к самой интересной части нашего урока –избирательной компании и процедуре выборов.Важная фигура в демократическом государстве-Президент .От его личных качеств .его убеждений,его политики зависит настоящее и будущее государства. В 2024 году вам предстоит принять участие в выборах Президента РФ, а сейчас мы проведем их в виде ролевой игры.
Напоминаю ,что избирательная крмпания проходит в нсеколько этапов-
-организационный
-выдвижение и регистрация кандидатов
-предвыборная агитация
-голосование и подведение итогов выборов.
3 учащихся вашего класса заранее заявили о своем желании баллотироваться на пост Президента.Они подготовили предвыборные программы.с которыми нас сейчас ознакомят.
Кандидаты выступают с предвыборными программами .Электорат ( уч-ся класса задают вопросы )
.Процедура выборов .Все присутствующие на уроке получают избирательные бюллетени с фамилиями кандидатов .Члены избирательной комиссии( 3 уч-ся класса )рассказывают о том,как правильно заполнять бюллетень. Все участники голосования опыскают бюллетени в специально подготовленную урну для голосования.
4.Рефлексия.
У.:Пока избирательная комиссия ведет подсчет голосов, давайте вспомним,
что нового вы узнали сегодня об избирательной компании ,избирательной системе , ее типах? В чем состоят преимущества демократических выборов?(ответы уч-ся)
5.Итоги урока.
У.: Я хочу поблагодарить вас ,за вашу активность сегодня на уроке ,заинтересованность в демократическом итоге нашей избирательной компании.
Желаю вам всегда иметь активную гражданскую позицию ,быть неравнодушными к судьбе своего государства ,и помнить слова Жозефа де Местра о том,что «Каждый народ имеет то правительство ,которое он заслуживает.»
6.Домашнее задание.
П.23, эссе « Каждый народ имеет то правительство ,которое он заслуживает»
Жозеф де Местр.
Приложение № 1.
Право голосовать предоставляются только мужчинам,так как,по их
мнению,женщины не настолько разбираются в политике,чтобы принимать важные решения.
2.Граждане имеют право голоса в зависимости от материального положения.Чем выше уровень доходов избирателей,тем больше они получают избирательных бюллетеней ,поскольку ,имея больше богатства,они рискуют больше потерять в случае неудачных выборов.
Выборы не являются тайными. Избиратели должны сообщить свои персональные данные в бюллетене для голосования ,чтобы при подведении итогов выборов ,знать .кто как проголосовал.
Выборы Президента не обязательно окончательные. Например,тот.кто проиграл, но считает себя лучшим кандидатом ,может требовать переголосования ,чтоб дать избирателям шанс окончательно определиться.
Президент избирается бессрочно,чтоб не обременять общественность затратой лишних средств, связанных с частыми выборами. Кроме того, Президент имеет шанс усовершенствовать свое правление .набираясь опыта.
Выборы оглашены и в бюллетень занесены несколько фамилий кандидатов, но только один кандидат имеет доступ к СМИ во время выборной компании. Имя этого кандидата выделено в бюллетене жирным шрифтом ,чтоб избиратели нашли правильного кандидата