Просмотр содержимого документа
«ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
6
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мувырская средняя общеобразовательная школа»
«Демократические выборы в современной России».
(изучение нового материала)
9-11 класс
Автор: учитель истории
и обществознания
Титова Галина Викторовна.
Мувыр 2014г.
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.
Цели урока:
образовательная: изучить различные избирательные системы, выяснить, как проходят выборы по пропорциональной, мажоритарной, смешанной системах;
развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.
После изучения темы учащиеся должны:
знать, что понимается под избирательным правом и избирательной системой;
знать, какие существуют формы участия граждан в политической жизни страны;
понимать роль электората в выборах.
Форма урока – изучение нового материала.
План урока:
Мотивация
Целеполагание
Предоставление информации.
Рефлексия. Выбор собственной позиции об участиях в выборах.
Мотивация.
Прочитайте название темы. Перед вами на столах лежат листки с предложением “Выборы нужны ...”. Вам необходимо поставить в конце предложения нужный, по вашему мнению, знак препинания (“.”; “?”; “...,но...”). Выбранные знаки записываются на листах. Результаты выполненного задания (количество выбранных знаков) вывешиваются на доске.
“.” - уверен(а) в необходимости выборов;
“?” - плохо понимаю тему, имею недостаточно знаний для определения своей позиции по этому вопросу;
“.. .,но...”- считаю, что выборы нужны, но есть трудности или препятствия для объективного участия в выборах.
Разные знаки, выбранные учащимися, показывают, что эта тема до сих пор обсуждается и вызывает споры, поэтому следует рассмотреть ее в ходе урока.
Целеполагание:
1. После занятия учащиеся смогут объяснить главную цель выборов, перечислить основные черты современных выборов и объяснить их преимущества и недостатки, описать, как проходят выборы.
2. Смогут выразить свое отношение к выборам как способу выявления воли народа
III. Предоставление информации
Вступительное слово учителя:
Выборы - центральный институт демократического государства. Выборы - это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы подать голоса за своих представителей в органах власти.
Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя, принуждать его приходить на избирательный участок. Но чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем устойчивее экономическое, социальное, политическое развитие.
Нам необходимо узнать:
типы избирательных систем;
что включает в себя избирательное право
зачем нужны выборы.
Все мы знаем, что выборы – это одно из условий развития демократического общества, одна из важнейших гражданских прав человека. Мы каждый день ставим себя в такую ситуацию, когда нужно что-либо выбирать: работу, место учебы, что купить, что посмотреть, как организовать досуг и др.
Сегодня же мы поговорим о выборах в политическом смысле этого слова. Что же такое выборы? Это возможность подать свой голос за определенную политическую организацию или конкретного человека, т.е. возможность передать своему представителю (депутату, кандидату) осуществлять власть от нашего имени.
Но выборы не могут осуществляться без хорошо налаженной избирательной системы.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА включает в себя:
Избирательное правоИзбирательный процесс
Активное Пассивное
(полит. право избирать) (быть избранным)
В органы гос. власти и органы местного
самоуправления.
Но мы знаем, что сроки реализации этого права строго ограничены
право избирать – с 18 лет
право быть избранными в представительные органы – с 21 года
быть избранным на пост Главы администрации субъекта РФ – с 30 лет
быть избранным на пост Президента РФ – с 35 лет.
Причем нужно отметить, что в Российской Федерации, как и в других демократических государствах, выборы проходят посредством всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.
Что касается избирательного процесса, то он имеет несколько стадий:
подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей)
выдвижение и регистрация кандидатов
предвыборная агитация
голосование и подведение итогов.
При этом отметим, что каждый кандидат заинтересован в том, чтобы количество его избирателей увеличивалось, происходило расширение электората (elector (лат.) – избиратель). Это приводит к тому, что он, и его команда, создают свой определенный имидж, хотя он не всегда совпадает с действительностью. Данный имидж стараются поддерживать. Таким образом, очень популярным видом деятельности стал политический маркетинг, т.е. способность кандидата «продать», разрекламировать себя.
Так же нужно сказать и о том, что существует несколько видов избирательных систем.
Избирательные системы
Мажоритарная (один округ – один депутат)
Пропорциональная
Смешанная
Избранным считается тот, кто получил в округе голосов больше других.
Недостаток: (не отражается соответствие политических сил).
В многомандатных округах голосуют за списки кандидатов от партий. Избранными считаются партии, набравшие определенный процент голосов. Места распределяются пропорционально полученным голосам.
Это сочетание мажоритарных пропорциональных способов выборов.
В соответствии с такой системой половина (225) из 450 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным округам. Другая половина (225) — по единому общенациональному избирательному округу.
Вообще нужно отметить, что избирательные системы стимулируют развитие многопартийности, т.е. наличие большого количества партий в государстве, а мы знаем, чем больше партий, тем демократичней система государства.
Что касается системы голосования, которая применялась в России, то было отдано предпочтение смешанной системе:
1. Партии получили стимул для создания блоков.
2. Каждый округ имеет своего представителя.
3. Выдвигаются в одномандатных округах независимые кандидаты.
4. Используется избирательный порог в 5% голосов для тех партий, которые хотят получить представительство в общефедеральном округе.
5. Кроме того, для регистрации партии, могущей выставить своего кандидата на выборах, и для независимых кандидатов использован ещё и избирательный порог: 100 тыс. подписей для партийного списка, 1% от количества избирателей для отдельного кандидата. Сбор подписей должен быть рассредоточен по семи различным округам.
Прежде всего, следует подчеркнуть, что многопартийные выборы способствовали быстрому "взрослению" политических партий и организаций страны. Благодаря им, накапливался опыт участия в демократических выборах населения. Без приобретения навыков, без умения делать выбор мы не сможем стать частью цивилизованного мира. Это та политическая школа, которую должен пройти каждый гражданин. Отдавая предпочтение тому или иному кандидату, той или иной партии, он делегирует ему право выражать и защищать свои собственные интересы.
Выборы следует понимать не просто как механизм функционирования государственной системы; при демократии - это важнейшая предпосылка превращения согласия граждан в полномочия правительства. Конкурентность, периодичность, представительность, гласность, подотчетность - все это неотъемлемые черты демократического развития.
Выборы в России — это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ. Граждане России избирают Президента РФ, депутатов Государственной Думы. Они голосуют за депутатов органов государственной власти республик, краев, областей и иных субъектов РФ. Не забывают они выбирать и тех, кто работает в органах местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т. д.). В случае необходимости участвуют в референдуме— всенародном голосовании граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.
В Российской Федерации разработаны и приняты законы, призванные регулировать процесс выборов гражданами России лучших людей в органы власти. В статье 3 Конституции сказано, что “высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”, а статья 32 утверждает: “Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме”.
Конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления подкрепляется Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”. Его статьи защищают права россиян на всех стадиях избирательного процесса: при составлении списков избирателей, выдвижении кандидатов, во время предвыборной агитации и т. д.
Поскольку каждый орган власти имеет свои особенности, по каждому важному избирательному процессу приняты отдельные законы. Так, выборы главы нашего государства регулирует Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации”, а выборы парламентариев — Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. Есть Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”, и, наконец, референдумы проводятся в соответствии с Федеральным законом “О референдуме Российской Федерации”.
Таким образом, мы можем сделать несколько выводов:
1. Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.
2. При выборе Президента целесообразно знать хотя бы в общих чертах его предвыборную программу: как он оценивает положение дел в стране; какие общественные проблемы считает приоритетными; как собирается их решать; в чем видит основной результат реализации программы; насколько реалистичны и гуманны заявленные в ней позиции. Сопоставление полученной информации со своими собственными взглядами, потребностями и ожиданиями позволит определить наиболее приемлемый для себя вариант. Далее необходимо на основе биографических сведений выявить и оценить личностные качества потенциального лидера. Критерием оценки может служить положение главы 4 Конституции РФ, раскрывающее роль Президента как главы государства.
3. Чтобы осознанно проголосовать за тот или иной партийный список (по пропорциональной системе), целесообразно получить общие сведения о деятельности различных партий: каковы их идейно-политические ориентации; гуманистичны ли они; баллотировалась ли партия прежде в Государственную Думу, кто из ее представителей заседал в парламенте, как проявила себя партийная группа. Далее аналогично предложенному ранее определяется и оценивается суть предвыборной партийной программы.
4. При выборе кандидатов по мажоритарной системе желательно принять личное участие во встречах с ними. На встречах целесообразно определить: насколько глубоко и полно осведомлен кандидат о положении дел в округе; какие проблемы по улучшению жизни людей собирается решать, какими путями; эффективны ли они. Следует также выяснить, обладает ли кандидат необходимыми для выполнения своих предвыборных обещаний и защиты интересов избирателя качествами (компетентностью, решительностью, целеустремленностью, порядочностью, человечностью, обязательностью, готовностью брать на себя ответственность).
5. Выборы, как вы знаете, являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти. Тем самым реализуется представительная форма участия граждан в политике. Однако представительство народных интересов может быть осуществлено только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.
IV. Рефлексия
1. Что узнали на уроке?
2. Чему научились?
3. Что мешает россиянам активно участвовать в выборах?
4. А вы пойдете на выборы?
5. Что, по вашему мнению, может изменить ситуацию в отношении к выборам?
Методика проведения занятия.
Данное занятие является уроком по изучению нового материала, и рассчитано на учащихся 9-11 классов. Оно рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирования специальных умений и навыков, формирования мировоззрения, идейно-политического воспитания, развития мышления, речи. Так же на уроке проверяется умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать когнитивные способности. Тема урока интересна учащимся данного возраста и актуальна.
На уроке применяются такие методы как – рассказ, беседа, объяснение; наглядные – иллюстрация, демонстрация; практические - упражнения, самостоятельная работа. В ходе занятия реализуются принципы научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью.