Развитие мира в современную эпоху отличается многообразием, противоречивостью и вместе с тем взаимозависимостью процессов и явлений.
Этим определяется актуальность и высокая востребованность толерантности в отношениях между людьми, которые необходимо выстраивать на основе признания и уважения разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения. Это провозглашено и закреплено как в важнейших международных документах о правовом статусе человека, так и во внутригосударственном праве крупнейших стран мира. Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым решениям сложных социальных проблем.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка, а именно института образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок Толерантности «Что делает Меня частью Нас?» »
Урок Толерантности «Что делает Меня частью Нас?»
( по теме «Самопознание»)
Цели урока:
Осознать сложность межличностных отношений людей
развить стремление к самовоспитанию.
Познакомиться с культурой ведения дискуссии, а также приёмами, позволяющими повысить эффективность выступления.
Оборудование:
Бумага белая (формат А4), канцелярские принадлежности, «страницы книги» (см. приложение к уроку), учебник Л.Н. Боголюбов «Человек и общество», часть 1, М.: «Просвещение». – 2003. (§ 13), пособие по психологии «Вообрази себе», М.: «Эйдос», - 1994.
План урока:
Организационный момент.
I блок. Дискуссия по проблемным вопросам.
II блок. «Кто Я? Какой Я?», или Уникальный мир личности (проектная деятельность по составлению «Книги моего Я», самопрезентация).
III блок. «Что делает меня частью НАС?» (самостоятельная работа).
IV блок. Домашнее задание (упражнение на развитие фантазии).
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово преподавателя:
Сегодня, ребята, мы проводим с вами урок, которого нет, да и не может быть в расписании. Ведь невозможно запланировать с 8.00 до 9.25 - обучать доброте, взаимопониманию, терпению. Этот урок длится всю жизнь.
Если каждый попробует задать себе вопросы:
– «Кто Я? Какой Я?»
– «Что делает МЕНЯ частью НАС?»,
то он поймет, что ответить на них не так-то легко. Поэтому мы вместе сегодня попробуем найти ответы на эти сложные вопросы. В процессе их поиска не может быть правильных или неправильных суждений, деления на учителей и учеников, ибо мы все равны в ходе дискуссии. Давайте попробуем поразмышлять, почему сегодняшнее наше занятие мы будем считать Уроком Толерантности?
I блок. Дискуссия по проблемным вопросам:
Как культура толерантности проявляется в жизни: семьи, класса (группы), техникума, города, России и т.д.?
Что в связи с проблемой толерантности беспокоит лично Вас? Какие конкретные проявления нетерпимости Вы наблюдали, испытывали или проявляли сами?
Что, на Ваш взгляд, можно сделать для укрепления и расширения толерантности (в разных областях жизни, в разных сообществах)?
Можно ли сформировать толерантное общество? Какими могут быть пути к этому?
II блок. «Кто Я? Какой Я?», или Уникальный мир личности
Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, -
Не я один. Нас много. Я – живой.
Н. Заболоцкий
Преподаватель:
С чего начинается любое знакомство? С познания самого себя, с ответа на вопрос «Кто Я? Какой Я?». Это вопрос бытия, составляющий основу поисков самого себя, своего истинного «Я». Это вопрос уникальности каждого человека на планете Земля. Вопрос этот каждый формулирует для себя по-разному, и для каждого человека в новом периоде его жизни он звучит не так, как в предыдущем. По-своему на него отвечает и трёхлетний малыш, и юноша, вступающий в бурную жизнь, и убелённый сединами старик. Задумаемся над ним и мы. С чего начинается наше «Я»?
Я предлагаю вам сейчас, прямо на уроке, начать писать «Книгу моего Я».
Преподаватель раздаёт студентам «страницы» книги, канцелярские принадлежности. Регламентирует время.
По окончании работы объявляется этап самопрезентации. Студенты представляют себя и свою «книгу».
Затем по итогам самопрезентации проводится беседа.
Вопросы для беседы:
что вы узнали о себе нового, занимаясь самопрезентацией?
насколько вы были откровенны, при написании «книги»?
можно ли сказать, что работа над «книгой», один из этапов вашего самопознания?
III блок. «Что делает меня частью НАС?»
Преподаватель:
Несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас многое сближает и объединяет. Сейчас настало время ответить на наш главный вопрос: «Что делает меня частью НАС?». Давайте подумаем, какие качества могут объединять людей.
Студентам даётся некоторое время для выполнения задания. После этого каждый оглашает качества, которые могут объединять людей. Кратко комментируются, почему выбраны именно они. В то же время остальные студенты группы, пишут на отдельных листахназванные ими качества личности. Если названо одно и тоже качество, то оно записывается только один раз.
Преподаватель:
Мы выбрали те качества, которые позволяют всем жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые жили, творили, общались, любили. А сейчас живём мы и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но все мы волею судьбы встретились в настоящем. Нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самим собой, ответственность перед другими. Человек не может жить один, так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы строим наше настоящее, наш общий дом. Давайте построим этот символический дом сейчас.
(на доске из листков, на которых написаны качества личности «строится» дом).
IV блок. Домашнее задание:
Студентам предлагается выполнить психологические упражнения, которые позволят ещё лучше познать себя.
1. Упражнение на развитие фантазии.
Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?
Если бы вы могли на неделю поменяться местами с кем-либо, то кого бы вы выбрали для этого? Почему?
Если бы вы в течение дня были невидимкой, то как бы этим воспользовались?
Если бы вы могли чудесным образом переместиться в любое место на Земле или даже во Вселенной или же в любую эпоху, то куда бы вы пожелали отправиться?
2. Упражнение на самовосприятие.
Встаньте перед зеркалом и смотритесь в него не менее 10 минут. Что вы увидели? Что в вас самое лучшее? Как бы вы описали себя незнакомому человеку, которому предстоит, например, встретить вас на вокзале?
Представьте, что вы видите себя впервые. Каково ваше впечатление? Что нужно для того, чтобы это впечатление было лучше? Какова ваша самая неприятная внешняя особенность? Представьте, что эта черта сильна до безобразия. А теперь посмейтесь над получившимся образом, как над отражением в кривом зеркале.
Приложения к уроку
Страницы «книги» взяты из пособия по психологии «Вообрази себе», М.: «Эйдос», - 1994.