Мы разные, но мы вместе. 4 класс
Цели: дать понятие о толерантности; воспитывать сочувствие; способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе.
.
Ход классного часа
Ребята, давайте посмотрим друг на друга и подарим самую солнечную улыбку своим соседям. Мы все абсолютно разные, но каждый из нас- личность. Сегодня мы поговорим о том, какие мы, и тема нашего классного часа «Мы разные, но мы вместе»
Когда мы видим, что кому-то плохо, что-то случилось или кто-то обидел, мы сочувствуем, сопереживаем этому человеку. Есть слово, которое объединяет такие понятия, как сострадание, понимание, сочувствие, принятие чужой точки зрения. Это слово- толерантность.
Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых.
Давайте проверим, толерантны ли вы.
Учитель. Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.
Дети. Отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах
1. Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом, поведением, я
а) не буду с ним общаться
б) толкну, стукну его
в) подружусь с ним
2. Когда в игре кто-то делает по- своему, не так, как мне хочется, я
а) не буду с ним играть
б) толкну, стукну его
в) попрошу объяснить, что он делает
3. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я
а) не буду с ним общаться
б) толкну, стукну его
в) постараюсь отвечать лучше
4. В нашем классе появился ребёнок – инвалид, я
а) не буду с ним общаться
б) посмеюсь, какой он неуклюжий
в) подружусь с ним
5. Если одноклассник верит в другого Бога, я
а) не буду с ним общаться
б) посмеюсь над ним
в) попрошу рассказать о его вере
Ответы: а) по 2 балла
б) по 1 баллу
в) по 3 балла
Вывод:
От 5 до 9 баллов – ты часто ведёшь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь всё сделанное возвращается обратно.
От 10 до 14 баллов – часто ты проявляешь доброту, понимание, уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!
15 баллов – ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.
!
- Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)
Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.
Инсценирование ситуации
Представьте себе такую ситуацию: два друга, Эрик и Йоширо, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Йоширо нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Эрику нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
- Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)
- Кто из мальчиков прав? (Никто.)
- Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)
Мальчики, вы согласны с мнением одноклассников?
Тогда пожмите друг другу руки и старайтесь учитывать мнение других людей.
.
Слайд с цветком толерантности
Посмотрите на доску, выберите из предложенных те черты, которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек. (Ответы детей.)
- Кто назовет другие черты толерантного человека?
(Учащиеся высказываются.)
Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение - все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества, не смотря на то , что мы все разные.
Слайд со словами
Известный писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал:
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент - Экзюпери. Подходит ли это выражение к теме нашего урока? Почему?
(Дети высказываются.)
Но о доброте, понимании, сочувствии люди говорили издавна и народная мудрость оставила нам наследие в виде пословиц и поговорок. Я предлагаю вам взять конверты , в которых лежат пословицы и поговорки и собрать их. Затем нужно объяснить, как Вы понимаете их смысл.
1 группа
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Жизнь дана на добрые дела
2 группа
Друг познается в беде.
Сам себя губит, кто других не любит.
3 группа
Всякий человек в деле познается.
Не рой яму другому – сам упадешь
4 группа
Согласье крепче каменных стен
Терпение дает умение
Молодцы, вы справились с заданием.
Ребята, а какие герои сказок, по вашему мнению, толерантны? Ответы детей.
А какие- не толерантны? Что мы им можем посоветовать?
Я предлагаю вам посмотреть сказку.
Сказка про ежика
Вопросы после сказки:
- Каким был ежик вначале сказки?
- Чего испугался ежик?
- Какой совет дала ему мудрая сова?
-Какой совет дали бы ему вы?
Конечно, в лесу живут разные обитатели и также мы с вами все разные
Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными
Классный руководитель. Сейчас мы с вами поиграем, улучшим настроение себе и другим.
Попрошу встать тех, кто умеет: (Остальные учащиеся аплодируют.)
• кататься на роликах;
• вышивать;
• сочинять стихи;
• играть в футбол;
• танцевать;
• плавать
-петь песни
-сажать цветы
-Рисовать
Есть ли среди нас тот, кто ни разу не встал? А что умеешь делать ты?
Работа в группах
Рисовать умеют многие дети, а любят рисовать все. У меня для вас следующее задание: нарисовать символ толерантности и презентовать его.
У всех получились разные работы, но все они объединены одним смыслом- люди, будьте терпимее, уважайте друг друга.
Каждый день в школе, дома, на улице происходят разные ситуации, в которых нужно проявить себя как толерантная личность. Каждая группа получит ситуацию, обсудит ее и расскажет нам, как бы они поступили.
1 ситуация.
На перемене при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?
2 ситуация.
Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?
3 ситуация.
Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?
4 ситуация.
У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?
Но каждое общество живет по законам, или правилам. И мы с вами не исключение. Следующее задание- составить правила толерантности и презентовать их всем.
Я надеюсь, что в будущем вы будете соблюдать эти правила, останетесь толерантными, доброжелательными ко всем, кто вас окружает.
Слайд караоке
И в заключении нашего мероприятия предлагаю вам исполнить песню, которая очень подходит к нашей теме. Гости, подпевайте.
IV. Подведение итогов
Вывод: Есть только три горя: болезнь, смерть, катастрофы. Все остальное – неприятности. Цените жизнь, дружбу, здоровье, близких. Радость начинается только с вас, с вашего позитивного отношения к жизни. Мы сегодня с вами поговорили о толерантности, о толерантной личности. В конце мне хотелось бы сказать, что наше общежитие – это большая семья. И хотелось бы пожелать, чтобы в нашей семье всегда царила толерантность! Спасибо за внимание