kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок самопознания в 5 классе: Мир семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Мир семьи»

Ценность: Любовь 

Качества: любовь в семье, сострадание, забота о близких.

Педагог:  Волкова Г.А.

Класс: 5         

 Цель: Расширять представление о роли семьи в жизни человека, через практику любви  к своим родным и окружающим

Задачи:

- раскрытие значимости семейного очага, любви в семье для каждого человека;

- развитие сострадания к окружающим людям;

- воспитание стремления проявлять заботу о членах семьи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок самопознания в 5 классе: Мир семьи»


План урока самопознания№17


Школа КГУ «Полтавская СШ»

Тема: «Мир семьи»

Ценность: Любовь

Качества: любовь в семье, сострадание, забота о близких.

Педагог: Волкова Г.А.

Класс: 5 Кол-во уч-ся: 5



Цель: Расширять представление о роли семьи в жизни человека, через практику любви к своим родным и окружающим


Задачи:

- раскрытие значимости семейного очага, любви в семье для каждого человека;

- развитие сострадания к окружающим людям;

- воспитание стремления проявлять заботу о членах семьи.


Ресурсы: (материалы, источники) аудиозапись музыки для позитивного настроя, песня: «Моя семья».

Ходурока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

Концентрация на Свете.

Сядьте удобно не скрещиваем руки, ноги. Закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и спускается в середину груди. В середине груди находится бутон Цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепе­сток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все более и более распростра­няться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие дей­ствия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инстру­ментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет го­ворить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и сидеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в нашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы нашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. По­шлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространит­ся на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно ска­жите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя... Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселен­ная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза.

-Что вы почувствовали?

-Что вы ощутили?


  1. Проверка домашнего задания

Притча «ладная семья»


Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".


Вопросы:

  1. О чем эта притча?

  2. Чему удивился владыка?

  3. Что помогало семье сохранить мир?

  4. А почему понадобилось только три слова для объяснения?

  5. А какие ценности присутствуют в вашей семье?

  6. А что вы делаете для того, что бы ваша семья была счастливой?

А что такое семья


Анализ хода урока














































  1. Позитивное высказывание (цитата).

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости…

(народная мудрость)

- Как вы понимаете это высказывание?

- А как вы думаете, какие ценности важнее из притчи или из цитаты?



  1. Рассказ учителя (подарок учителя)


- Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.

- А может ли человек жить один и называть себя семьей?


Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.

Мальчик и солнце

Ребёнок-сирота, одетый в лохмотья, сидел, съёжившись, возле дома богача. Его вытянутая рука просила у людей подаяния. Цвела весна, высившиеся неподалёку горы оделись уже в зелёный наряд, и весеннее солнце смотрело на мир добрыми глазами. Мимо мальчика сновали люди, но никто из них не взглянул на него, никто не обратил внимания на горемычного сироту.

Солнце медленно шло к закату и, наконец, спряталось по ту сторону зелёных гор: подул холодный ветер, и мальчик сильно продрог.

— Ах, красное солнышко, доброе солнышко, меня согревали твои лучи, куда же ты уходишь, зачем оставляешь меня одного в этом холоде и мраке? У меня нет матери, нет дома. Куда же я пойду, где мне искать себе приют?.. Вернись, вернись, возьми меня с собой, милое солнышко.

Так говорил безмолвно, в душе, сирота-мальчик, и слёзы одна за другой катились по его бледным щекам. А люди спешили домой, и никто не захотел взглянуть на мальчика, никому не было до него дела. Последний солнечный луч скользнул по плечам гор и погас.

— Милое солнышко, я знаю, ты ушло в свой дом, к своей матушке. Я знаю, где твой дом, вон он там, за горой. Я приду к тебе, сейчас приду…

И встал бедняжка сирота, дрожа от холода, и побрёл, держась за стены дома богача. Шёл он, шёл, миновал город и достиг подножия гор. Труден был его подъём: кругом камни и камни, ступая по ним, он изранил себе ноги, но, не обращая внимания на сильную боль, шёл без остановки.

Ночь закрыла своим чёрным крылом зелёные горы. Только высоко над вершинами гор мерцали звёзды, словно ласковые, манящие огни. Дул сильный ветер, завывал в ущельях, свистел между скалами. Порою летучие мыши в поисках ночной добычи задевали мальчика своими крыльями. Но мальчик твёрдым шагом, бесстрашно шёл всё вверх и вверх. Неожиданно он услышал собачий лай, и немного погодя из непроглядного мрака до него донёсся голос:

— Кто ты и куда идёшь?

— Я маленький странник, иду к солнцу. Скажи, где живёт солнышко, далеко ли его дом?

Держа лучину в руках, к нему подошёл какой-то человек и ласково сказал:

— Ты, наверное, устал, мальчик, хочешь есть и пить, пойдём ко мне. Как же это отец и мать бросили тебя одного в эту холодную, тёмную ночь?

— Нет у меня ни отца, ни матери, я бездомный сирота…

— Пойдём, мальчик, пойдём ко мне в дом, — сказал добрый незнакомец и, взяв мальчика за руку, повёл его за собой.

Они вошли в бедную хижину. Возле очага сидели женщина и трое маленьких детей. Рядом в закутке дремали овцы. Незнакомец оказался горным пастухом.

— Милые мои детки, я привёл к вам братца, было вас трое, отныне станет четверо. Тот, кто кормит троих, может прокормить и четверых. Любите же друг друга крепко. А сейчас подойдите, дети, поцелуйте своего нового брата.

Жена пастуха первая обняла мальчика-сироту и горячо поцеловала его. Потом подошли дети и по-братски поцеловались с ним. Заплакал от радости мальчик и долго не мог успокоиться. Потом сели за стол, радостные и оживлённые. Мать постелила детям постели и уложила их всех около себя. Усталый мальчик, как только закрыл глаза, тотчас заснул крепким сном. Во сне на лице его была счастливая улыбка, ему снилось, что он, наконец, возле солнца, держит его и лежит в его тёплых объятиях. Затрепетало его сердце от восторга, он вскочил и увидел, что крепко держит за руку свою названную мать, а во сне обнимал не солнце, а своих братьев. И понял тогда мальчик, что солнце именно здесь, в этом доме, и именно его он держал в своих объятиях.

Беседа по вопросам:

  1. Какие чувства вызвал в вас этот рассказ?

  2. О чем этот рассказ?

  3. Символом чего являлось солнце для мальчика?

  4. Какие чувства проявила семья к мальчику?

  5. Почему жена и дети с радостью приняли мальчика в семью?

  6. Как вы думаете, какие ценности были в этой семье?

  7. А как бы вы отнеслись к новому члену вашей семьи?

  8. Может ли человек быть по настоящему счастлив, не имея семьи?

  9. А как вы относитесь к своей семье?


  1. Творческая деятельность

Прежде чем приступить к творческой деятельности, я бы хотела показать вам ролик.

Слова мам.

  1. Какие чувства вы испытывали, когда слушали обращение к вам?

  2. А вы бы хотели выразить свою любовь мамам?

Напишите письмо маме, что бы вы ей хотели сказать.

Раздаются заготовки красочных писем, на которых учащиеся пишут письмо маме.

6.Групповое пение.


Песня «Моя семья»


Лежит передо мной игрушек куча,

Но всем уже давным-давно известно,

Что мне одной играть довольно скучно

И совсем-совсем неинтересно.


А вот когда со мной мои родные

И самые любимые мне люди,

Я сразу забываю про унынье.

И всегда так было, есть и будет…


Припев: Будет день счастливый и чудесный самый,

Если рядом будут папа и мама.

Буду я весёлой, буду очень рада,

Если будут рядом сестрёнка с братом.


А ещё я буду бесконечно рада,

Если рядом дедушка и бабушка рядом.

Ну а больше всех буду рада я,

Если будет рядом вся семья,

Вся моя семья.



И надо мне признаться папе с мамой,

Что иногда бываю я, конечно,

Немного не послушной и упрямой,

Но люблю, люблю Вас бесконечно!


Меня не напугают неудачи,

Не страшен будет мне холодный ветер,

Со мной моя семья, а это значит:

Я счастливей всех на этом свете!


Припев


7.Домашнее задание.

Выполнить задание 4 в тетради, на стр. 56. Нарисуйте фамильное дерево.


8.Заключительная минута тишины.

(звучит спокойная музыка)

- вспомните о чем мы говорили на уроке, пожелайте своим близким тепла, уюта, добра, мира и согласия.





































































































Самоанализ урока

Урок: Самопознание
Класс: 5
Школа: КГУ Полтавская средняя школа
Учитель: Волкова Галина Александровна

Тема: Мир семьи – 1-ый урок по теме
Раздел: Быть человеком
Цель: Расширять представление о роли семьи в жизни человека, через практику любви к своим родным и окружающим
Задачи:
- раскрытие значимости семейного очага, любви в семье для каждого человека;

- развитие сострадания к окружающим людям;

- воспитание стремления проявлять заботу о членах семьи.


Урок, спланирован и проведён, с учётом методических особенностей курса “Самопознание”, и в соответствии с возрастными особенностям детей среднего школьного возраста. 
Содержание урока соответствует теме урока. 
Структура урока выбрана эффективно. Этапы урока чётко определены, последовательно логически связаны. 
Методические приёмы соответствуют целям каждого этапа и урока в целом. Домашнее задание было опережающим чтение текста, что важно для уроков самопознания, потому что дети сейчас очень мало читают, а здесь рассказы небольшие и интересные. Цитата соответствует теме, короткая, но в то же время емкая. Подарок учителя это творчество учителя рассказывался, что тоже очень важно подарок не читается.

К тексту подбираются первые 2-3 по тексту следующие 2-3 на выявление ценностей и еще 2-3 на перенос ситуации на себя. Творческая деятельность тоже взята не из книги. Была предварительная подготовка: запись обращения мам к детям, чтобы дети почувствовали что, их любят, настроить натолкнуть на мысль что бы они хотели сказать своим мамам. После этого урока я планирую провести родительское собрание, где мамам будут вручаться эти письма, а также я думаю, будут видео - записи со словами детей. Песня подобрана соответственно теме о семье. Домашнее задание, опережающее в тетради. Зная свои корни, ребенок больше начинает ценить семейные ценности. Обязательно проводится, заключительная минутка тишины, где дети, осмысливают весь материл урока.
Учебный материал, оборудование и раздаточный материал, используемые на уроке способствуют эффективному осуществлению всех этапов урока, а также достижению поставленных задач.
Работа на уроке осуществлялась с опорой на жизненный опыт учащихся, знания, жизненные наблюдения.
Активность учащихся на уроке обеспечивалась включением в разнообразные виды деятельности: беседа, размышление и обсуждение прочитанного, творческая работа, пение.

Приоритетными на уроке были следующие понятия: семейные ценности, любовь, прощение, терпение, отзывчивость, взаимопонимание. 
Созданию хорошей психологической обстановки на уроке способствовало: использование на уроке позитивного настроя, подарок учителя, хоровое пение и минута тишины; включения всех учащихся в активную учебную деятельность с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
В процессе работы на уроке учащиеся развивали организационные, умение выразить словами свою любовь к родителям.
Также содержание урока способствовало развитию эмоциональной сферы учащихся, чувств, способности к рефлексии. Творческий подход учителя к подбору материала к уроку. Все этапы урока соблюдены.

Цели и задачи урока достигнуты. Критериями эффективности считаю: активность и доброжелательность учащихся на уроке, психологический комфорт, хорошее настроение учащихся и учителя, на протяжении всего урока осуществлялась эффективная обратная связь – диалог с детьми, во время ответов учащихся было заметно, насколько глубокие были размышления детей, над данными вопросами.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок самопознания в 5 классе: Мир семьи

Автор: Волкова Галина Александровна

Дата: 27.04.2016

Номер свидетельства: 322964

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "«Развитие воспитанности и толерантности на уроках самопознания» "
    ["seo_title"] => string(65) "razvitiie-vospitannosti-i-tolierantnosti-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "209654"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431257864"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Открытый урок по уроку "Самопознание" "
    ["seo_title"] => string(36) "otkrytyi-urok-po-uroku-samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "133593"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416550804"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по самопознанию на тему "Мир семьи" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-po-samopoznaniiu-na-tiemu-mir-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "194874"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427819093"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока самопознания 6 класс "Родственные узы" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-samopoznaniia-6-klass-rodstviennyie-uzy"
    ["file_id"] => string(6) "182337"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425494230"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Урок самопознания "Игры в самих себя""
    ["seo_title"] => string(40) "urok-samopoznaniia-ighry-v-samikh-siebia"
    ["file_id"] => string(6) "301411"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456917755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства