Определение темы урока, постановка целей | Учитель: Ребята, отгадайте загадки: (слайд 1) 1. У меня есть мама, У меня есть папа, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, А у них есть я. Что это? 2. Слово, в котором 7 букв Я Учитель: Молодцы, правильно. Это слово – «семья». Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? Правильно, о семье. Запишите тему урока: «Семья» (слайд 2) Цель нашего урока – узнать, что представляет собой семья в обществе людей, как строятся взаимоотношения людей в обществе и семье (слайд 3) Мы работаем по плану: Этапы добрачного поведения. Что такое семья. Жизненный цикл семьи. Виды семьи. Причины развода. | Фронтальная работа - Отвечают на загадки. Фронтальная работа - Отвечают на вопрос: « О семье». Индивидуальная работа - Записывают тему урока. Фронтальная работа - Знакомятся с целью и планом урока. |
Усвоение новых знаний | Учитель: «Плохо человеку, когда он один. Горе одному, один не воин» В. Маяковский Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание. Как же рождаются семьи? Существуют этапы добрачного поведения: (слайд 4,5,6) Знакомство Первое свидание Ухаживание Сватовство Помолвка Учитель: Как правило, молодые люди вступают в брак и создают семью. Так что же такое семья? Сейчас вы будете работать в парах. Перед вами карточка, на которой даны определения понятия «Семья». Ваша задача, ответить на задания, написанные на карточке. Карточка. Значение понятия “ семья”. “Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми”.С.И. Ожегов “Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми”.Э. Гидденс, анг. социолог “Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”. Энциклопедический словарь “Экономическая ячейка общества. Ф. Энгельс Задания. Определите наиболее точное, с вашей точки зрения, определение понятия “ семья”. Выбор обоснуйте. Определите характерные черты и признаки семьи. Учитель: Итак, Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью»(Слайд 7)У каждой семьи существует несколько жизненных циклов или стадий. Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи (слайд 7,8) 1 стадия - с заключения брака до рождения последнего ребенка. Эта стадия называется стадией роста семьи. 2 стадия – с момента рождения последнего ребенка до времени отселения взрослого ребенка, у которого появилась своя семья. 3 стадия – зрелая фаза. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Эта стадия заканчивается взрослением внуков. 4 стадия – стадия затухания. Она заканчивается смертью или разводом супругов. Современная семья – первичная социальная и экономическая ячейка, включающая родителей и одного ребенка. Ее называют нуклеарной семьей. Поднимите руки, кто живет в такой семье? (слайд 9) Если в семье живут и другие родственники (бабушки, дедушки, дяди, тети и т.п.) такую семью называют расширенной или многопоколенной. Поднимите руки. Кто живет в такой семье? (слайд 9) Учитель: к сожалению, с течением времени, многие семьи распадаются. Попробуйте сформулировать причины, приводящие к распаду семьи. Учитель: Основными причинами распада семьи бывают (слайд 10) Отсутствие общих взглядов и интересов. Несходство характеров. Любовь к другому человеку. Неверность. Алкоголизм. Наркомания. Жилищные и материальные проблемы. Вмешательство родственников. | Фронтальная работа - Слушают учителя, обсуждают этапы добрачного поведения, записывают в тетрадь «Этапы добрачного поведения» Работа с документом , групповая работа - Работают в парах с карточками. Отвечают на вопросы В ходе обсуждения задания № 1, высказываются разные точки зрения. Учитель подводит к наиболее распространенному определению: “Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”. Возможный ответ на задание № 2: характерные черты и признаки семьи:1. Малая группа. 2. Кровное родство. 3. Общность быта 4. Моральная и правовая ответственность. Индивидуальная работа - Записывают определения «семья, жизненный цикл семьи».
Индивидуальная работа - Слушают, записывают.
Фронтальная работа – Учащиеся, живущие в нуклеарной семье, поднимают руки, дают характеристику такой семьи. Учащиеся, живущие в расширенной семье, поднимают руки, дают характеристику такой семьи.
Учащиеся формулируют причины, приводящие к распаду семьи.
. |
4. Закрепление знаний | Учитель: Итак, мы познакомились с вами с темой «семья». Вспомним, о чем мы с вами говорили на уроке. Для этого напишем небольшой тест (слайд 11, 12 ). Вам надо вставить пропущенные слова в тексте. Семья – это основанная на …….. или кровном родстве малая ……, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и ……… ответственностью. У каждой семьи существуют ……..циклы семьи. Семьи могут быть нуклеарными и ……. Алкоголизм может быть причиной…… семьи” Ключ: браке, группа, правовой, жизненные, многопоколенными, распада. Учитель: Выполнили задание. Передайте тетрадь соседу по парте и проверьте тест друг у друга. | Индивидуальная работа - Выполняют тест. Индивидуальная работа – Проверяют тест. |