Просмотр содержимого документа
«План – конспект Тема урока: «Афинская демократия при Перикле»»
План – конспект
Тема урока: «Афинская демократия при Перикле»
Цель урока: изучить общественно- политический строй Афин, после греко-персидских войн;
Задачи:
Обучающие
- выявить основные направления преобразований в общественной и политической жизни Афин;
- рассмотреть с обучающимися деятельность Перикла и её влияние на жизнь афинского общества;
Развивающие
- способствовать формированию навыка работы с документами (прочтение текста и нахождение нужной информации, обобщение и систематизация исторического материала);
- формировать у обучающихся навыки грамотной устной речи, через демонстрацию результатов работы группы, а также индивидуальные ответы;
- способствовать формированию умения работать в группе, слышать и слушать собеседника;
Воспитательная
- способствовать развитию чувства солидарности и сопричастности к жизни Отечества, на примере деятельности Перикла по усовершенствованию общественно-политического строя Афин;
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие
2. После приветствия и озвучивания для обучающихся цели урока происходит переход к опросу по домашнему заданию, который состоит из двух частей:
I часть:
устный опрос обучающихся по параграфу 38-39. Причём, опрос по параграфу 39 должен быть организован с помощью карточки (слайд 2), в которой будет записано следующее задание:
- Сравни обучение в современной школе и афинской.
Для этого вспомни:
- Со скольки лет начиналось обучение в афинской школе и у нас?
- Почему в афинской школе учили только мальчиков, а сейчас учат всех?
- Чему учили детей?
- До какого возраста обучались дети?
Далее одного из учащихся можно попросить сделать вывод исходя из ответов услышанных им от одноклассников.
Примерный ответ учащегося (слайд 2): В афинской школе учили только мальчиков с семи лет, в наших школах учат всех детей с 6 лет. Считалось, что женщинам надо владеть домоводством. Детей учили грамоте, основам арифметики, заучивали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», занимались очень серьёзно физическим развитием детей, давали музыкальное образование, учили танцевать. Дети из бедных семей учились только грамоте, дети из состоятельных семей учились до 18 лет. Но были молодые люди, которые, став взрослыми, посещали гимнасии, где поддерживали свою спортивную форму и слушали разных философов.
устный опрос по параграфу 39 может быть организован по следующим вопросам:
1. С каким событием было связано зарождения театра в Греции? (зарождение театра в Греции связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов)
Начиная, со 2 вопроса, внимание учащихся переключается на доску:
2. Укажите позиции имеющие отношения к театру в Древней Греции: (слайд 3)
а) было два главных вида представлений – комедия и трагедия;
б) женские роли исполняли актёры – женщины, мужские – актёры-мужчины;
в) актёры использовали маски;
г) актёры играли несколько ролей в одном спектакле;
3. Прочитайте текст и вставьте вместо пропусков нужные слова: (слайд 4)
«В здании греческого театра было три части __места для зрителей__ , _орхестра__, где играли актёры, и _скене_, к стене, которой прикреплялись декорации. Вместе с актёрами, игравшими главные роли, в представлении участвовал _хор_, которому приходилось петь, танцевать, изображать горожан, воинов и даже животных»
II часть – тестовые задание для обучающихся по параграфам 30, 31, 35 (тест составлен учителем)
2. 1. После завершения проверки домашнего задания учитель обращает внимания детей на доску (слайд 5), и начинает рассказывать, какой материал планируется разобрать на уроке.
3. Изучения нового материала
Рассказ учителя:
Внимание обучающихся, концентрируется на том, что из греко-персидских войн Афины выходят сильнейшим морским государством, и начинается их расцвет. Главную роль в процветании Афин сыграла деятельность инициативного и энергичного политика, продолжателя дела Солона – Перикла
3.1 Изучения нового материала:
Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы, обучающихся с текстом исторического документа Плутарх. Сравнительное жизнеописание. Перикл
А теперь ребята давайте с вами рассмотрим личность Перикла. Далее внимание обучающихся переносится на доску, (слайд 6) где речь идёт о его деятельности. Затем учитель рассказывает ученикам следующую информацию: «..Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Учителями Перикла были замечательные учёные (Анаксагор, Софокл, Геродот)».
Далее учащимся, предлагается изучить фрагмент текста исторического документа Плутарх. Сравнительное жизнеописание. Перикл и ответить на вопрос:
Какие качества государственного деятеля, необходимые для того, чтобы управлять многими людьми были у Перикла?
Самостоятельное изучение материала учащимися:
После того, как учащиеся совместно с учителем разобрали, личность Перикла ребята, изучив п. 1 «Чем занималось Народное собрание» выявляют основные направления преобразований общественно – политической жизни Афин после греко-персидских войн (слайды 7, 8, 9) .
Особое внимание в этой части урока следует уделить составлению схемы «Функции Народного собрания», а также системе управления Афинами при Перикле. После того, как обучающиеся поработали с п. 1 «Чем занималось Народное собрание», урок делится на два этапа:
- происходит обсуждения результата и один человек от класса на доске демонстрирует схему «Функции Народного собрания»
- внимание обучающихся, переключается на доску (слайды 8, 9) где учитель схематично отразил:
а) Функции Народного собрания (слайд 8)
б) процесс управления Афинами при Перикле и дату избрания Перикла на должность первого стратега (443 г. до н.э.) (слайд 9)
Коллективный способ обучения (задание по группам)
После рассмотрение функций Народного собрания и его взаимодействия с жителями Афин учащиеся делятся на группы (слайд 10) и приступают к анализу общественно- политической жизни полиса на основе двух исторических документов – «Гражданские списки», и «Порядок избрания должностных лиц». Одна из групп анализирует общественно-политическую жизнь, в Афинах опираясь на п.2 на стр. 184 в учебнике.
3. 2 Изучение нового материала
Рассказ учителя:
Далее внимание обучающихся акцентируется на мероприятиях Перикла связанных со строительством в Афинах. Объясняя, этот раздел темы внимание детей необходимо сконцентрировать на последствиях этой деятельности для Афин. (слайд 11, 12)
Перикл не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нём отстроили заново афинский Акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира. По его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Благодаря этим мероприятиям Афины превратились в самый красивый полис Греции. Город и порт Пирей были укреплены крепостными стенами, что делало данную территорию менее уязвимой для нападения.
4. Закрепления изученного материала
Беседа учителя с обучающимися по материалу изученного параграфа «Афинская демократия при Перикле». Причём беседа по материалу изученного параграфа должна быть организована с помощью карточки (слайд 13), в которой будет записано следующие задания:
Подготовь развёрнутый ответ на вопрос: «Как управлялось Афинское государство при Перикле?»
Для этого вспомни:
Кто мог участвовать в работе Народного собрания – главного органа власти в Афинах? (граждане – мужчины, начиная с 20 лет)
Как часто и где собиралось Народное собрание? (Народное собрание собиралось 3- 4 раза в месяц на пологом холме в западной части города)
Какие вопросы решало Народное собрание? (выбор 1 стратега, объявления войны, утверждение мирных договоров, принятие законов, распоряжение казной)
Как называлась такая форма правления государством? (демократия)
Далее одного из учащихся можно попросить сделать вывод исходя из ответов услышанных им от одноклассников.
4. 1. После того, как один из учащихся сформулировал вывод учитель обращает внимание детей на доску (слайд 14), где содержится главная мысль урока: «Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром»
5. Домашнее задание (слайд 15):
параграф 40; устно ответить на вопрос 2 на странице 188 в конце 40 параграфа
Учебно-методический комплекс к уроку:
1. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; История Древнего мира - М.: Просвещение, 2009 г.
2. История Древнего мира. 5 класс: универсальные поурочные разработки к учебнику А. А. Вигасина/ авторы – составители О. В. Арсаланова, К. А. Соловьёв.- М.: Издательство «Вако», 2011 г.
3. В. И. Уколова, И. Е. Уколова; методические рекомендации к учебнику «История Древнего мира». Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003 г.
4. Ю.И. Максимов; Тесты по истории Древнего мира 5 класс - М.; Издательство «Экзамен», 2013 г.
Приложение № 1
Самостоятельная работа по параграфам 30, 31, 35
Вариант 1
1. Дайте определение терминов «демос», «архонты»?
2. В каком году вспыхнуло восстание против персидской власти в Милете?
а) 490 г до н.э.
б) 500 г до н.э.
в) 594 г до н.э.
3. С какой реформы Солон начал преобразование афинского общества?
а) введение совместных обедов для мужчин;
б) замена золотой и серебряной монеты, на тяжёлую железную;
в) освобождение афинских крестьян от долговых обязательств;
4. Основы, какого государственного были заложены реформами Солона?
а) демократии
б) олигархии
в) тирании
5. Соотнесите события и дату, в которое оно произошло:
а) 490 г до н.э. 1. обращение граждан к Солону;
б) 594 г до н.э. 2. Марафонская битва;
в) 499-449 г до н.э. 3. Саламинское сражение;
г) 480 г до н.э. 4. Греко-персидские войны;
6.Кто признавался гражданином в Спарте?
Вариант 2
1. Дайте определение «греко-персидских войн».
2. Причиной греко-персидских войн является:
а) стремление Дария I подчинить себе Грецию;
б) захват персами греческих торговых путей;
в) верно только б;
г) верно только а;
3.С какой целью спартанцы отказались от занятия ремеслом и торговлей?
а) создание благоприятных условий для жизни и деятельности граждан полиса;
б) превращение Спарты в мощный военный лагерь;
в) утверждение основ демократии;
4. Соотнесите события и дату, в которое оно произошло:
а) 500 г до н.э. 1. Сражение у Фермопил;
б) начало 5 в. до н.э . 2. Восстание в Милете;
в) сентябрь 480 г до н.э. 3. угроза захвата персами Греции
5. Дайте определения «триера»
6. Кто признавался гражданином в Афинах?
Ответы к самостоятельной работе
Вариант 1
1. демос – простой народ; архонты - девять правителей Афин, выбирающихся на совете знати (ареопаге) из числа богатых жителей полиса;
2. б
3. в
4. а
5. А. 2
Б. 1
В. 4
Г. 3
6. гражданами Спарты считались лишь потомки завоевателей обосновавшихся в Южной Греции. В долине реки Еврот в области Лакония племена завоевателей объединились и стали называться Спартой.
Вариант 2
1. греко-персидские войны – военный конфликт между Персией и греческими городами –государствами отстаивающими свою независимость;
2. а
3. б
4. А 2
Б.3
В.1
5. триера – военный корабль с тремя рядами вёсел
6. гражданами в Афинах называли всех свободных жителей полиса, участвующих в работе Народного собрания
Приложение № 2
Тексты исторических документов, с которыми проходит работа на уроке
«…В молодости Перикл очень боялся народа: собою он казался похожим на тирана Писистратата; его приятный голос, легкость и быстрота языка в разговоре этим сходсвом наводили страх на очень старых людей. А так как он владел богатством, происходил из знатного рода, имел влиятельных друзей, то он боялся остракизма и потому не занимался общественными делами, но в походах был храбр и искал опасностей..
…..Перикл стал на сторону демократии и бедных, а не на сторону богатых и аристократов – вопреки своим природным наклонностям, совершенно не демократическим.
После этого Перикл переменил весь свой образ жизни. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – на площадь и в Совет. Он отказался от приглашений на обеды и от всех такого рода дружеских, коротких отношений. Ведь при коротких отношениях трудно бывает сохранить важность, которая рассчитана на приобретение славы.
…..Перикл так же вел себя и по отношению к народу: чтобы не пресытить его постоянным своим присутствием, он появлялся среди народа лишь по временам, говорил не по всякому делу и не всегда выступал в Народном собрании, приберегая себя для важных дел, а всё остальное делал через своих друзей и подосланных им других ораторов…»
Гражданские списки
«….Гражданскими правами пользуются мужчины, у которых родители оба – граждане. Они вносятся в списки по достижению двадцатилетнего возраста. Всякий раз, когда производится запись, уполномоченные решают голосованием под присягой относительно их: во-первых, достигли ли они положенного законного возраста; во-вторых, свободен ли каждый из них и законно ли рождённый….»
Вопросы к тексту документа:
Кто мог быть признан афинским гражданином?
От каких условий зависело получение гражданства?
Порядок избрания должностных лиц
«…На все должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов по жребию.
Выборные составляли Совет пятисот. Он заседал каждый день, четыре раза в месяц созывал народное собрание.
Главное назначение Совета было в проверке действий властей: обсуждение вопросов относительно продовольствия и защиты страны, далее принятие заявлений о преступлениях против государства у всех желающих…»
Вопросы к тексту документа:
Каким образом происходило избрание должностных лиц?
Какие органы власти они представляли?
Что входило в их полномочия?
Вопросы к п.2 учебника «За государственную службу платили деньги из казны»?