Технологическая карта урока "Афинская демократия при Перикле"
Технологическая карта урока "Афинская демократия при Перикле"
Технологическая карта урока
Класс 5
УМК: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, История Древнего мира
Предмет: «История»
Тема: «Афинская демократия при Перикле»
Тип урока: Открытие нового знания
Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Жизнь первобытных людей»
Цель:
Обобщить знания учащихся об античной демократии; определить, в чем заключался расцвет демократии в период правления Перикла. Показать позитивные и негативные черты афинской демократии.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
Научиться: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и
культурного наследия древних обществ в мировой истории.
УУД
Регулятивные:
Самостоятельно организовывать рабочее место, настраивать себя на продуктивную работу.
Ставить цель, принимать учебную задачу; определять границы «знания-незнания».
Планировать свою деятельность;
определять правильность выполненного задания.
Сохранять учебную задачу.
Делать осознанный выбор;
осуществляют самоконтроль.
Соотносить цели и результаты собственной деятельности;
оценивать результаты своей деятельности и всего класса.
Познавательные:
Ориентироваться в учебнике; извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.
Анализировать, сравнивать выполненные задания с эталоном, находить ошибки, при помощи учителя находить существенные признаки.
Находить признаки для классификации объектов на основе алгоритмов действий; делать выводы. Обобщать изученное.
Коммуникативные:
Слушать собеседника, понимать речь других. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения. Уметь работать в парах;
обмениваться мнениями. Уметь работать в группе;
обмениваться мнениями;
строить речевые высказывания;
приходить к общему решению. Оформлять свои мысли в письменной и устной форме.
Личностные:
Принимать социальную роль обучающегося. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Афинская демократия при Перикле"»
Технологическая карта урока
Класс 5
УМК: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, История Древнего мира
Предмет: «История»
Тема: «Афинская демократия при Перикле»
Тип урока: Открытие нового знания
Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Жизнь первобытных людей»
Цель:
Обобщить знания учащихся об античной демократии; определить, в чем заключался расцвет демократии в период правления Перикла. Показать позитивные и негативные черты афинской демократии.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
УУД
регулятивные
познавательные
коммуникативные
личностные
Научиться: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и
культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Самостоятельно организовывать рабочее место, настраивать себя на продуктивную работу.
Ставить цель, принимать учебную задачу; определять границы «знания-незнания».
Планировать свою деятельность;
определять правильность выполненного задания.
Сохранять учебную задачу.
Делать осознанный выбор;
осуществляют самоконтроль.
Соотносить цели и результаты собственной деятельности;
оценивать результаты своей деятельности и всего класса.
Ориентироваться в учебнике; извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.
Анализировать, сравнивать выполненные задания с эталоном, находить ошибки, при помощи учителя находить существенные признаки.
Находить признаки для классификации объектов на основе алгоритмов действий; делать выводы. Обобщать изученное.
Слушать собеседника, понимать речь других. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения. Уметь работать в парах;
обмениваться мнениями. Уметь работать в группе;
обмениваться мнениями;
строить речевые высказывания;
приходить к общему решению. Оформлять свои мысли в письменной и устной форме.
Принимать социальную роль обучающегося. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Ход урока
№
Название
этапа урока
Задача, которая должна быть
решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)
Формы организации деятельности учащихся
Действия учителя по организации деятельности учащихся
Действия учащихся (предметные, познавательные,
регулятивные)
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
Диагностика (контроль)
достижения планируемых результатов урока
1.
Самоопределение учебной деятельности
Создать условия для включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность
Создаёт эмоциональный настрой на работу на уроке, настраивает класс на продуктивную деятельность
Оценивают подготовленность рабочего места, мобилизуют внимание.
Личностные: Принимают социальную роль обучающегося. Коммуникативные: слушают собеседника, понимают речь других.
Регулятивные:
самостоятельно организуют рабочее место, настраивают себя на продуктивную работу.
Оценка эмоционального настроя
2.
Целеполагание
Научить учащихся формулировать цель урока
Организует целеполагание по табло (Приложение 1)
Формулируют цель в содержательном и организационном аспектах (заполняют две первые колонки табло)
Регулятивные:
-ставят цель, принимают учебную задачу;
- определяют границы «знания-незнания».
Коммуникативные:
- выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения
Экспресс-контроль
3.
Изучение нового материала
Обобщить знания учащихся об античной демократии; определить, в чем заключался расцвет демократии в период правления Перикла.
Организует индивидуальную работу учащихся с текстом учебника
Читают текст в учебнике (стр.190 -192) и заполняют схему (Приложение 2).
Осуществляют самопроверку, проверяя правильность ответов по карточке взаимопроверки
(Приложение 3).
Регулятивные:
- планируют свою деятельность;
- определяют правильность выполненного задания;
Познавательные:
-ориентируются в учебнике;
- извлекают необходимую информацию из прочитанного текста
Самоконтроль
4.
Закрепление нового материала
Показать позитивные и негативные черты афинской демократии.
Осуществляют взаимопроверку, проверяя правильность ответов по карточке с правильными ответами
(Приложение 4 «б»)
Регулятивные:
- сохраняют учебную задачу;
Познавательные:
- анализируют, сравнивают выполненные задания с эталоном, находят ошибки, при помощи учителя находят существенные признаки.
Коммуникативные:
-умеют работать в парах;
- обмениваются мнениями.
Взаимоконтроль
4
Групповая работа по применению нового материала
Научить находить существенные и характерные признаки животных
Организует работу учащихся в малых группах на основе методики формирования УУД по осуществлению классификации (приложение 5)
Работают с инструктивной карточкой в группах, проверяя правильность выполнения заданий по карточкам самопроверки (Приложение 6)
Регулятивные:
- сохраняют учебную задачу;
-определяют правильность выполненного задания.
Познавательные:
- находят признаки для классификации объектов на основе алгоритмов действий;
- сравнивают выполненные задания с эталоном, находят ошибки
Коммуникативные:
-умеют работать в группе;
- обмениваются мнениями;
- уметь слушать друг друга;
- строить речевые высказывания;
- приходить к общему решению.
Самоконтроль
5
Индивидуальная работа по применению учебного материала
Организовать работу по применению новых знаний при выполнении задания
Организует индивидуальную работу по выполнению дифференцированных заданий (выбор учащимися заданий на «3», «4», «5»)
Выбирают уровень сложности и выполняют задания в рабочей тетради (приложение 7)
Регулятивные:
- сохраняют учебную задачу;
- делают осознанный выбор;
- осуществляют самоконтроль.
Познавательные:
- анализируют, сравнивают, делают выводы.
Самооценка
6
Рефлексия
Организовать работу по осуществлению рефлексии
Организует работу по табло (Приложение1)
Проводят рефлексию на основе сформулированных в начале занятия целей (заполняют две последние колонки табло)
Личностные:
- устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом;
Познавательные:
- обобщают изученное.
Коммуникативные:
- оформляют свои мысли в письменной и устной форме форме.
Регулятивные:
- соотносят цели и результаты собственной деятельности;
- оценивают результаты своей деятельности и всего класса.
Анализ табло целеполагания и рефлексии
Приложение 1
Цель
Рефлексия
Прочитай тему урока и напиши, что будешь изучать
Рассмотри оргсхему (план урока) и напиши, как и с кем будешь изучать
Что
получилось?
Благодаря
чему?
Что не получилось?
Из-за чего?
Приложение 2
Состав населения Афинского полиса
Группы населения
?
?
?
?
Народное собрание в Афинах
Функции Народного собрания
Приложение 3
Состав населения Афинского полиса
Группы населения
Рабы-чужеземцы
Свободные
Переселенцы
Граждане
Народное собрание в Афинах
Функции Народного собрания
Выбирало 10 стратегов сроком на год
Объявляло войну и утверждало мир
Принимало законы
Распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов
Приложение 4 «а»
На основе изучения двух документов с.193 – 194, заполни таблицу:
Положительные стороны афинской демократии
Отрицательные стороны афинской демократии
Приложение 4 «б»
Возможные ответы обучающихся:
Положительные стороны афинской демократии
Отрицательные стороны афинской демократии
«Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа»
Переселенцы платили налоги, но не имели гражданских прав
Каждый гражданин, независимо от происхождения и имущественного положения, имел право занимать государственную должность
Ошибки правосудия (например, смерть Сократа)
Бедность – не порок, но позорно, если человек сам не стремится избавиться от бедности трудом. Терпимость по отношению к другим
За рабами не признавалось право быть человеком
Приложение 5
Управление Афинами до реформ Солона (аристократия) и после их проведения (демократия)
Заполни таблицу. Укажи признаки аристократии и демократии.
Признаки форм правления
Названия форм правления
Признаки
Аристократия
Демократия
Принцип деления свободных людей на группы
Доступ к власти
Высший орган власти
Вознаграждение за выполнение государственных должностей
Обсуди с напарником признаки аристократии и демократии. Если признаки не совпадают, обоснуйте каждый свое мнение. Впишите недостающие, зачеркните лишние в таблице.
Прочитай определение: «Характерные признаки – это те, которыми различаются разные объекты друг от друга внутри одного класса (например, березы от всех остальных деревьев)».
Подчеркни в таблице признаки, которые отличаются друг от друга – это будут характерные признаки.
Обсудите с напарником выполненное задание. Если подчеркнутые признаки не совпадают, обоснуйте каждый свое мнение.
Прочитай определение: «Объект обладает существенными (важными) признаками, общими для всего класса. Если изменить существенные признаки, то это будет уже другой объект».
Выдели существенные признаки.
Проверь результаты своей работы, пользуясь карточкой для самопроверки «Признаков объектов». Сделай в своей таблице исправления.
Обсудите с напарником вопрос «Как определить признаки объектов?»
Приложение 6
Карточка для самопроверки «Признаки форм правления»
Признаки форм правления
Названия форм правления
Признаки
Аристократия
Демократия
Принцип деления свободных людей на группы
По наличию, либо отсутствию прав
По имущественному положению (для коренных афинян)
Доступ к власти
Только знатные люди
Все граждане
Высший орган власти
Ареопаг - совет знати
Народное собрание
Вознаграждение за выполнение государственных должностей
Нет
При Перикле ввели плату
Приложение 7
«3» - учебник, стр. 195, № 1;
«4» - учебник, стр. 195, № 4, 5;
«5» - сравните управление в Афинах и Спарте, укажите два сходства и три различия.