kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Зарождение демократии в Афинах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  Рассмотреть особенности создания и развития города –государства Афины; познакомится с  реформами Солона и определить их историческое значение; умение работать с историческим источником,  с  терминами (демократия), знать хронологию, сравнивать исторические  факты и явления (законы Драконта и Солона),формирование  умений работы с понятиями, схемами, текстом учебника;  развитие интереса и воспитание уважения к прошлому.

Тип: комбинированный

Оборудование: учебник, мультимедиа.

Основные понятия:  Аттика, Афины, полис, агора, акрополь, архонт, реформы, граждане, демократия

Основные даты:  594 г до н.э.

                                                         Ход урока

I.Орг. момент (представление учителя)

II. Мотивация («удивляй!»)

Ребята вы любите мечтать? А о чём вы мечтаете? У меня тоже есть мечта. Это когда-нибудь побывать в Грецию, где когда-то жил великий Гомер, где родился театр, где находится самый красивый город  в Европе – Афины! Никогда не слышали об этом городе?  Ну тогда я вам покажу свою мечту. ( демонстрация фрагмента ролика о Греции).

Ребята, вы уже поняли, что речь на уроке пойдёт именно об Афинах, вернее о появлении этого города.

 Итак, тема нашего урока ……………. Слайд 1

На уроке мы должны будем достичь  следующие цели : Слай 2

- познакомится с особенностями возникновения и развития Афин; познакомится с  уникальной личностью, правителем Афин Солоном и его реформами.

- будем дальше закреплять ваши умения работы с понятиями, схемами, учебником.

-  развитие интереса  и понимания истории и уважения к прошлым достижениям.

Рассмотрим на уроке следующие вопросы: Слайд 3

Ну что, готовы! Ну тогда  в путь! Но сначала прежде чем мы отправимся в Афины,  давайте вспомним  что вы уже знаете о Греции.

Актуализация  знаний учащихся:

  1. Как  называется полуостров на котором располагается Греция?
  2. Определите  понятие  аристократ, демос, тирания.
  3. Кто является автором великих  поэм «Иллиада» и «Одиссея»?
  4. Что означают выражения «ахилессова пята», «троянский конь», «ящик пандоры»

Вот у меня есть такой ящик и в нёмнаходятся предметы, которые упоминаются в греческой мифологии.Вам нужно будет их назвать.

- Его можнопопробовать с пользой и даже обрести вечную молодость, а можно уснуть. Из-за него могут поругаться народы, а кто-то – совершит подвиг. Оно стало причиной великой войны. ( яблоко)

- Она может указать верный путь. Может стать спасение, а может разорваться в любую минуту. С её помощью, храбрый Тесей нашёл выход из лабиринта. ( нить Ариадны)

Ну, что ж молодцы. Теперь мы можем приступать к новой теме. Слайд 4 ( карта)

Итак, Греция.Вот эта область где возникло Афинское государство. Называетсяэта область Аттика и располагается она на юго –востоке средней Греции.  (Работа с учебником стр 155 ) Понятие полис – город –государство  у древних греков.

? Развитию какого занятия способствоваликлиматические условияАттики

Главным городом Аттики были Афины. Слайд 5. Город возник во тысячелетии до н.э.в 5-6 км от моря на высоком холме с обрывистыми склонами.Предположите, почему жителиименно на холме построилигород? ( Легенда о возникновении города).  Главными достопримечательностями города были: акрополь – укреплённая часть города, где располагались главные храмы, агора – рыночная площадь, место проведения народных собраний, Керамик – район афинских гончаров. Слайд 6

В Афинах жили весёлые, доброжелательные, разговорчивые люди и казалось, чтов городе совсем нет проблем. Но это было не так.1.Работа со схемой «Население Аттики»

Обратить внимание на категорию рабов-должников. Слайд 7

2. Ролевая игра « Разговор аристократа и торговца»

? Чем был не доволен богатый купец

В этот период в Афинах вся власть находилась в руках у знати которые из своего состава  избирали 9  правителей ( архонты – правитель в древних Афинах).  В чьих интересах они действовали?

  Долго ли мог мириться народ с таким положением.Как вы думаете  чего требовали демос?( Работа с карточками)

  • право участвовать в управлении Афинами
  • требовал отменить долговое рабство
  • требовал передела земли.

Слайд  8. В начале VI в. до н.э. вражда между демосом и аристократами усилилась. Дело дошло даже до вооруженных столкновений между ними.  Никто никому ни хотел уступать. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. И в 594 году до н.э.  было собрано  Народное собрание на котором  первым архонтом избрали самого уважаемого человека в Афинах Солона. Слайд 9 О котором говорили « он был исключительно честен, умён и составлял стихи». Солону предстояло нелёгкая задача: примирить аристократов и демос. Солон приступает к управлению Афинами и устанавливает новые законы. Эти законы были записаны на выбеленных досках в рост человека и поставлены на главной площади  для всеобщего ознакомления.

Работа с учебником стр 156 « Реформы Солона». Слайд 10. каждая реформа по щелчку

  • Отменил долговое рабство.
  • Население разделил на 4 категории в соответствии с количеством имущества: пятисотмерники, всадники,  зевгиты,  феты
  • Изменения в управлении Афинами: архонтом мог стать не только знатный человек, но и богатые люди из демоса.
  • Отменил жёсткие законы Драконта и учредил выборный суд.
  • Все важных государственные вопросы решались только на Народном собрании, в котором участвовали все свободные афиняне (граждане).

Работа со схемами «Управление Афинами слайд  11, 12.

Законы должны были действовать 100 лет.

Довести до конца свои реформы Солон не смог. Как вы думаете почему? Кто мог быть недовольным его реформами? (Богатые из-за отмены долгового рабства, крестьяне, за то что не провёл передел земли, на которое они очень надеялись. На что Солон сказал « В великих делах всем нравится нельзя»

Главной целью реформ Солон считал не удовлетворение требований какой-либо из сторон за счет других, а предоставление всем равных прав перед законом, прекращение усобиц, ослаблявших государство.

Его реформы продолжил   Клисфен которого  в  509 г до н.э избрали первым  архонтом. Но что именно он сделал вы узнаете дома из параграфа.

 Закрепление      Сайт 13  

  1. В какой части Греции располагается область Аттика?
  2. Назовите главный город Аттики.
  3. Определите понятия: полис, агора, акрополь, архонт.
  4. Что стало причиной проведения Солоном реформ?
  5. Означает ли реформа Солона полное уничтожение рабства в Афинах?
  6. Что лежит в основе демократического правления?

Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.

Д/З Домашнее задание   Сайт 14    1. Параграф № 29, прочитать.  Сравнить реформы Солона и Клисфена.  2. Творческое задание по выбору:А) Написать мини-сочинение от имени жителя Афин.Б) Составить кроссворд  или ребус по теме «Древние Афины. Реформа Солона»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Зарождение демократии в Афинах"»

Тема:

Цель: Рассмотреть особенности создания и развития города –государства Афины; познакомится с реформами Солона и определить их историческое значение; формирование умений работы с понятиями, схемами, текстом учебника; развитие интереса и воспитание уважения к прошлому .

Тип: комбинированный

Оборудование: учебник, мультимедиа.

Основные понятия: Аттика, Афины, полис, агора, акрополь, архонт, реформы, граждане, демократия

Основные даты: 594 г до н.э.

Ход урока

I.Орг. момент (представление учителя)

II. Мотивация («удивляй!»)

Ребята вы любите мечтать? А о чём вы мечтаете? У меня тоже есть мечта. Это когда-нибудь съездить на экскурсию в Грецию , где когда-то жил великий Гомер, где родился театр, где находится самый красивый город в Европе – Афины! Никогда не слышали об этом городе? Ну тогда я вам покажу свою мечту. ( демонстрация фрагмента ролика с музыкой).

Ребята, вы уже поняли, что речь на уроке пойдёт именно об Афинах, вернее о появлении этого города.

Итак, тема нашего урока ……………. Слайд 1

На уроке мы должны будем достичь следующие цели : Слай 2

- познакомится с особенностями возникновения и развития Афин; познакомится с уникальной личностью , правителем Афин Солоном и его реформами.

- будем дальше закреплять ваши умения работы с понятиями, схемами, учебником.

- развитие интереса и понимания истории и уважения к прошлым достижениям.

Рассмотрим на уроке следующие вопросы: Слайд 3

Ну что, готовы! Ну тогда в путь! Но сначала прежде чем мы отправимся в Афины, давайте вспомним что вы уже знаете о Греции.

Актуализация знаний учащихся:

  1. Как называется полуостров на котором располагается Греция?

  2. Определите понятие аристократ, демос, тирания.

  3. Кто является автором великих поэм «Иллиада» и «Одиссея»?

  4. Что означают выражения «ахилессова пята», «троянский конь», «ящик пандоры»

Вот у меня есть такой ящик и в нём находятся предметы, которые упоминаются в греческой мифологии. Вам нужно будет их назвать.

- Его можно попробовать с пользой и даже обрести вечную молодость, а можно уснуть. Из-за него могут поругаться народы, а кто-то – совершит подвиг. Оно стало причиной великой войны. ( яблоко)

- Она может указать верный путь. Может стать спасение, а может разорваться в любую минуту. С её помощью , храбрый Тесей нашёл выход из лабиринта. ( нить Ариадны)

Ну, что ж молодцы. Теперь мы можем приступать к новой теме. Слайд 4 ( карта)

Итак, Греция. Вот эта область где возникло Афинское государство . Называется эта область Аттика и располагается она на юго –востоке средней Греции. (Работа с учебником стр 155 ) Понятие полис – город –государство у древних греков.

? Развитию какого занятия способствовали климатические условия Аттики

Главным городом Аттики были Афины. Слайд 5. Город возник во II тысячелетии до н.э. в 5-6 км от моря на высоком холме с обрывистыми склонами. Предположите, почему жители именно на холме построили город? ( Легенда о возникновении города). Главными достопримечательностями города были: акрополь – укреплённая часть города, где располагались главные храмы, агора – рыночная площадь, место проведения народных собраний, Керамик – район афинских гончаров. Слайд 6

В Афинах жили весёлые, доброжелательные, разговорчивые люди и казалось, что в городе совсем нет проблем. Но это было не так. 1.Работа со схемой «Население Аттики»

Обратить внимание на категорию рабов-должников. Слайд 7

2. Ролевая игра « Разговор аристократа и торговца»

? Чем был не доволен богатый купец.

В этот период в Афинах вся власть находилась в руках у знати которые из своего состава избирали 9 правителей ( архонты – правитель в древних Афинах). В чьих интересах они действовали?

Долго ли мог мириться народ с таким положением .Как вы думаете чего требовали демос?( Работа с карточками)

  • право участвовать в управлении Афинами

  • требовал отменить долговое рабство

  • требовал передела земли.

Слайд 8. В начале VI в. до н.э. вражда между демосом и аристократами усилилась. Дело дошло даже до вооруженных столкновений между ними. Никто никому ни хотел уступать. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. И в 594 году до н.э. было собрано Народное собрание на котором первым архонтом избрали самого уважаемого человека в Афинах Солона. Слайд 9 О котором говорили « он был исключительно честен, умён и составлял стихи». Солону предстояло нелёгкая задача: примирить аристократов и демос. Солон приступает к управлению Афинами и устанавливает новые законы. Эти законы были записаны на выбеленных досках в рост человека и поставлены на главной площади для всеобщего ознакомления.

Работа с учебником стр 156 « Реформы Солона». Слайд 10. каждая реформа по щелчку

  • Отменил долговое рабство.

  • Население разделил на 4 категории в соответствии с количеством имущества: пятисотмерники, всадники, зевгиты, феты

  • Изменения в управлении Афинами: архонтом мог стать не только знатный человек, но и богатые люди из демоса.

  • Отменил жёсткие законы Драконта и учредил выборный суд.

  • Все важных государственные вопросы решались только на Народном собрании, в котором участвовали все свободные афиняне (граждане).

Работа со схемами «Управление Афинами слайд 11, 12.

Законы должны были действовать 100 лет.

Довести до конца свои реформы Солон не смог. Как вы думаете почему? Кто мог быть недовольным его реформами? (Богатые из-за отмены долгового рабства, крестьяне, за то что не провёл передел земли, на которое они очень надеялись. На что Солон сказал « В великих делах всем нравится нельзя»

Главной целью реформ Солон считал не удовлетворение требований какой-либо из сторон за счет других, а предоставление всем равных прав перед законом, прекращение усобиц, ослаблявших государство.

Его реформы продолжил Клисфен которого в 509 г до н.э избрали первым архонтом. Но что именно он сделал вы узнаете дома из параграфа.

Закрепление Сайт 13

  1. В какой части Греции располагается область Аттика?

  2. Назовите главный город Аттики.

  3. Определите понятия: полис, агора, акрополь, архонт.

  4. Что стало причиной проведения Солоном реформ?

  5. Означает ли реформа Солона полное уничтожение рабства в Афинах?

  6. Что лежит в основе демократического правления?

Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.

Д/З Домашнее задание Сайт 14 1. Параграф № 29 , прочитать. Сравнить реформы Солона и Клисфена. 2. Творческое задание по выбору:А) Написать мини-сочинение от имени жителя Афин.Б) Составить кроссворд или ребус по теме «Древние Афины. Реформа Солона»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
конспект урока "Зарождение демократии в Афинах"

Автор: Бекарева Людмила Ивановна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 247928

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Зарождение демократии в Афинах. "
    ["seo_title"] => string(37) "zarozhdieniie-diemokratii-v-afinakh-1"
    ["file_id"] => string(6) "233187"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443021638"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект урока по истории Древнего Мира в 5 классе "Зарождение демократии в Афинах" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-istorii-drievniegho-mira-v-5-klassie-zarozhdieniie-diemokratii-v-afinakh"
    ["file_id"] => string(6) "206189"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430126425"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Разработка урока по истории  Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах" "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-po-istorii-drievniegho-mira-zarozhdieniie-diemokratii-v-afinakh"
    ["file_id"] => string(6) "121047"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413871413"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства