Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету "Человек, Общество. Право." на тему "Права человека"»
УРОК ПО ПРОВАВЕДЕНИЮ.
«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
Цель урока:
Обучающая:
Повышение уровня правовой культуры учащихся.
Дать представление о правах и обязанностях учащихся.
Выяснить какие документы защищают права человека.
Воспитательные:
Воспитание чувства коллективизма, ответственности за себя и других.
Воспитание интереса к предмету.
Развивающие:
Развитие речи, умения отвечать на вопросы, находить правильные ответы.
Уметь участвовать в диспуте.
Оборудование и ТСО: карточки, реквизит к сценкам, видеоролики, проектор.
Тип урока: обобщение и систематизация с элементами узнавания нового.
Методы урока: опрос, викторина, конкурсы, презентация.
ХОД УРОКА
1.ОРГ МОМЕНТ.
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
3.ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.
Вступительное слово учителя.
С древнейших времён люди понимали, что жизнь начинается с детства. Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых.
С наступлением 21 века, во всём мире эта проблема особенно остра: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Ребёнок верит в любовь, в силу и добро взрослых. Он не знает, что детям иногда приходится испытывать голод, насилие, унижение, их запугивают, используют телесные наказания, угрозы.
К счастью человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Были созданы такие документы как «Всеобщая Декларация прав человека», а в 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла «Конвенцию о правах человека».
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ: «Декларация прав человека».
1 ученик: Всё лучшее, что в человеке есть.
Его прав и жизнь его и честь
А жизнью пользуясь по праву
Я гордо говорю имею право!
А если причинят мне вред, урон
Поможет Конституция. Закон.
Перед законом, совестью равны
Живут народы ни одной страны.
2 ученик: Могу я погостить за рубежом
Потом вернутся в свой родимый дом.
Свободу мысли, слова я имею.
Но совесть есть, грубить другим не смею.
А подросту- поможет мне держава
Работу выбирать имею право.
Ну а пока я ученик.
Учу уроки, подаю дневник
Досугу – час.
А в школе всё внимание
Использую я право на образование.
Учащиеся с плакатами представляют статьи Конвенции.
Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семье или быть на попечение тех, кто обеспечит им наилучший уход.
Статья 24. Дети имеют право на достойное питание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугами здравоохранения.
Статья 26. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
Статья 31. Дети имеют право на отдых.
Статья 28. Дети имеют право на бесплатное образование.
Статья 30. Дети имеют право говорить на своём родном языке.
Статья 12. Дети имеют право выражать своё мнение.
ЗАДАНИЕ № 1 . Работа с карточками.
Какое право было нарушено в сказке « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». (право на жизнь)
Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка». (право на неприкосновенность жилища)
Какие права были нарушены в ситуации, когда учительница прочитала записку ученика. (право на тайну переписки)
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. («Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка»).
Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке. (похищение человека).
А сейчас вашему вниманию небольшая сценка, а вы должны назвать какие права нарушены.
СЦЕНКА.
Ведущий: - Красная Шапочка идёт по лесу, подбегает волк.
Волк: - Красная Шапочка я тебя съем. Иди сюда поближе.
Красная Шапочка: Ой волк! Помогите, спасите! Не ешь меня, волк!
Волк: - Ха пожалуйста, вот ещё. Это слово не для меня. Конечно же съем!
Ведущий: - Нет ты не съешь её!
Волк: - Это ещё почему?
Ведущий:- Потому что она Человек!
Какие права хотел нарушить волк.
КОНКУРС 2 «ПРАВО В ПЕСНЕ».
- Ребята, сейчас будут исполнены отрывки из песен, а вы должны сказать, о каких правах идёт речь.
1. Песня Бременских музыкантов. (право на свободу передвижения).
2. Песня львёнка. (право на отдых).
3. Учат в школе. (право на образование).
Ребята помимо прав и свобод есть обязанности и законы.
Много лет назад люди жили совсем не так как теперь. И окруж
ающий мир тоже был совсем не таким. Всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом.
«Как можно изменить своё существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным».
Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Если мы сделаем это правильно, человеку останется их чётко выполнять, его жизнь станет радостной и счастливой.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.
Прав ли был мудрец.
Нужны ли люди права.
Почему человек преступает законы.
К чему может привести нарушение законов.
Ребята в следующих ситуациях вы должны назвать какие нормы права, морали здесь нарушены.
СЦЕНКА.
Ведущий: - крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха.
Сын:-Что такое хорошо и что такое плохо.
Ведущий: -Папа кодекс показал и ответил строго.
Папа: - Кто его не уважал, тому дали много.
Хоть ты ростом мал ещё, но в любой эпохе.
Надо делать хорошо и не надо плохо.
Ведущий:- По дороге мальчуган побежал не глядя.
Ясно всем он хулиган
И, на горе пап и мам уж не станет дядей.
Папа:- Красный цвет необходим для регулировок.
Кто зелёный цвет любил, посмотри сынуля .
Лет до ста дожил, молодец дедуля.
Ученик:
В подворотне за углом молодёжь толпится
Рюмок звон и дым столбом – кто ж так веселится.
Кто-то в лужицу прилёг отдохнуть с подружкой.
Стал как свинтус паренёк а подружка хрюшка.
Плохо, если на досуг взгляды однобоки.
Для хороших для подруг покупайте соки.
КОНКУРС.
А сейчас мы проведём с вами небольшой шуточный конкурс «Устами младенца», где своими размышлениями делятся малыши. Вам нужно определить понятия.
Это большой дом, туда приводят плохих дядей и тёть. Там их ругают и даже могут наказать. В этом доме есть строгий дядя, он стучит молотком и все встают. (суд)
Они бывают разные. Люди должны их знать, чтобы всё было хорошо. Мама говорит, что их нарушать нельзя. (закон)
Это есть у каждого. А вы, знаете, мы их любим, потому что они много разрешают. Поэтому мы можем жить, учится, отдыхать, всё говорить. (права)
4.ПРОВЕРКАПОНИМАНИЯ. 5. Закрепление.
ЗАДАНИЕ.
Распределить в два столбика права и обязанности.
Бесплатное образование.
Активность в приобретении знаний.
Уважать мнение всех учащихся и учителей.
Иметь удобное рабочее место.
Посещать школу в предназначенное для этого время.
Защита личной собственности.
Посещать школьные мероприятия.
Пропускать занятия без уважительной причины.
Вести себя корректно на переменах и уроках.
Деловое сотрудничество с учителями.
Соблюдать ППД и ТБ.
Беречь школьное имущество.
Ответы:
Права: 1 2 4 6 7 10
Обязанности: 3 5 8 9 11 12
ЗАДАНИЕ.
Зачитываются утверждения, на которые нужно дать положительный или отрицательный ответ.
Каждый человек должен отвечать за свои действия.
Отстаивать свои права необходимо любым способом, даже если они противоречат правилам и нормам, принятым в обществе.
Только взрослые могут защищать прав детей.
Мужчины сильнее женщин, так как у них больше прав.
Родители должны нести ответственность за воспитание своих детей.
Домашнее задание.
Написать сочинение: «Как я исполняю свои обязанности».