Тема «Основы семейного права»
Преподаватель предмета «Человек. Общество. Право» : Кенемолдин К.К., социальный педагог - психолог: Найзабаев Р.Э.
Тема «Семья - закон»
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Цели урока:
Образовательная: способствовать формированию у учащихся четкого представления о семье и её функциях, о психологическом климате, о различных стилях общения в семье.
Развивающая: формировать умение вести дискуссию, аргументировать собственную позицию, развивать навыки эмпатии, способности понимать чувства и эмоции другого человека.
Воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к семье, к родителям.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Мотивация (психологический настрой на работу – показ слайд - шоу картинки – мотиваторы, музыкальное сопровождение)
Учитель: Здравствуйте ребята. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока мы взяли такие слова как « брак не должен стать браком».
Тему урока вы должны будете определить сами из ключевых понятий, которые относятся к этой теме. Итак, давайте выберем ключевые слова темы. Из слов, расположенных на доске, выберите первое ключевое слово и составьте его определение. Слова: группа, это, людей, родством, связанных, Семья.
2 ученика составляют определение на доске.
Формулировка темы с учащимися: Семья – это группа людей ,связанных родством.
3.Изучение нового материала.
Основные понятия: Семья, брак, доверие, уважение, брачный договор;
Откройте тетради, запишите тему урока.
Вернемся к основному понятию – семья. Запишите это определение, оно написано на доске.
Психолог: Ответьте на вопрос «Что для вас означает слово брак?» Какие ассоциации возникают с этим словом. Учащиеся по очереди подбирают ассоциации к слову брак. Периодически во время ответов детей можно задавать вопрос - «Почему ты так думаешь?». Вопрос будет побуждать детей высказывать свои суждения.
Мозговой штурм
Брак это - ?
Семья - это, прежде всего, малая социальная группа в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи - бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботиться и некому выразить свою любовь, некому передать накопленные знания и опыт, о нем тоже никто не проявит заботу, он не почувствует теплоты и радости домашнего уюта.
Учитель: - А теперь давайте дадим определение понятиям брак, развод, брачный договор, права и обязанности родителей и детей с юридической точки зрения: Брак – равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами. Как Вы думаете? в каком возрасте можно создавать семью или вступать в брак? Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае расторжения. Развод – прекращение юридических отношении между супругами.
Учитель: Ответьте мне на вопрос: для чего необходима семья? Какова ее цель? Выслушиваются ответы детей.
Если есть семья, значит есть дети: Ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. Как и любой человек, ребенок обладает своими правами, а именно: 1. Право ребенка жить и воспитываться в семье; 2. Право на общение с родителями и другими родственниками; 3. Право выражать свое мнение; 4. Имущественные права; 5. Право на защиту.
Какими же правами и обязанностями обладают родители: 1. Равенство прав и обязанностей родителей; 2. Права не совершеннолетних родителей; 3. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; 4. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей; 5. Право осуществлять родительские права в интересах детей; 6. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; 7. Право на истребование детей о других лиц.
Если родители имеют права и обязанности на воспитание ребенка, значит должны быть меры, предусмотренные законодательством для тех, кто не исполняет или исполняет не должным образом своих родительских прав и обязанностей:
1.Лишение родительских прав; 2. Порядок лишения родительских прав; 3. Последствия лишения родительских прав; 4. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью; 5. Исполнение решений суда по делам, связанным с отобранием ребенка;
6. Ограничение родительских прав.
Законодательством РК также предусмотрены такие пункты как: 1. Восстановление родительских прав; 2. Отмена ограничения родительских прав.
Психолог: Ребята, из вышесказанного Вы очень много узнали о семье, о правах и обязанностях каждого члена семьи, а теперь обобщим и выстроим в логическую цепочку функции семьи. Запишите в тетрадь следующие функции семьи, которые обозначены на слайде.
В тетрадь записывается перечень функций.
- Продолжение рода; 2. Хозяйственная; 3. Воспитательная; 4. Передача знаний; 5.Создание атмосферы психологического комфорта.
Учитель: Вспомните из истории, когда появилась первая семья, чем занимались в ней члены семьи?
(Предположительный ответ: Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления).
Да, вы правы. На всех ступенях развития человечества семья менялась. Современная семья очень отличается от традиционной семьи.(Приложение 1)
А теперь я хочу предложить вам поработать в группах. Групповая работа (в музыкальном сопровождении):
1 группа. Находит отличия современной семьи от традиционной? Заполните пустующие строки:
Особенности традиционной семьи
Особенности современной семьи
Большая семья, 6-12 детей,
Совместное проживание трех поколений, передача опыта, наследства.
Уважение к старшим
Заключение брака по социальному, национальному, религиозному признаку
2 группа. Распределите обязанности между членами семьи.
Мама
Папа
Бабушка
Дедушка
Брат
Сестра
Я
3 группа. Определите и впишите в верхнюю строчку определение стиля взаимоотношений в семье.
Бесцеремонный диктат, жестокость, черствость, агрессивность по отношению друг к другу
Отсутствие устойчивых, а то и всяких взаимоотношений, отстраненность, отчуждение, безразличие
Подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств, сотрудничество
Прошу вас, ребята, расскажите об отличиях современной семьи:
2 группа расскажет о распределении обязанностей в современной семье. Выслушиваются ответы ребят. 1 и 2 группа
Каким стилем общения определяется полноценная семья. (Ответы 3 группы)
Запишите себе в тетрадь определения стилей общения:
Выделяют три стиля общения:1 - авторитарный – стиль «подавления». Какие проблемы будут испытывать дети, воспитывающиеся в таких семьях? 2 - попустительский – «полная свобода». Это хорошо или плохо? 3- демократический. Это хорошо или плохо?
Психолог: А теперь мы будем рисовать. Подумайте о своей семье, что вас объединяет, как вы совместно проводите время. Придумайте и нарисуйте герб вашей семьи. Какие составляющие, какие символы будут на этом гербе, что они отражают? Какие цвета вы будете использовать и почему? По завершении рисования учащиеся демонстрируют свои рисунки и объясняют смыслы своего герба.
4.Подведение итогов урока.
Психолог: Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу - научились благодарить тех, кто для вас делает много добра - близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и ценностью семьи.
«Почитай отца и мать, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека.
Семья - мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа семьи. Я на память даю вам символ семьи – ромашку, на которой написаны замечательные слова о семье.
Учитель: Домашнее задание. Совместно с родителями нарисовать генеалогическое древо семьи.