kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Основы семейного права" разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Основы семейного права»

Преподаватель предмета  «Человек. Общество. Право» :  Кенемолдин К.К.,  социальный педагог - психолог: Найзабаев Р.Э.

Тема «Семья - закон»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию  у учащихся  четкого представления о семье и её функциях, о психологическом  климате, о различных стилях общения в семье.

Развивающая: формировать умение вести дискуссию, аргументировать собственную позицию, развивать  навыки  эмпатии, способности понимать чувства и эмоции другого человека. 

Воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к семье, к родителям.

Ход урока:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Мотивация (психологический настрой на работу – показ слайд - шоу картинки – мотиваторы,  музыкальное сопровождение)

Учитель: Здравствуйте ребята. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока мы взяли такие слова  как «  брак не должен стать браком».

Тему урока вы должны будете  определить сами из ключевых понятий, которые относятся к этой теме. Итак, давайте выберем ключевые слова темы. Из слов, расположенных на доске, выберите первое ключевое слово и составьте его определение.  Слова: группа, это, людей, родством, связанных, Семья. 

2 ученика составляют определение на доске.

Формулировка темы с учащимися:  Семья – это группа людей ,связанных родством.

 

3.Изучение нового материала.

         Основные понятия: Семья, брак, доверие, уважение, брачный договор;

Откройте тетради, запишите тему урока.

Вернемся к основному понятию – семья. Запишите это определение, оно написано на доске. 

        

Психолог: Ответьте на вопрос «Что для вас означает слово брак?» Какие ассоциации возникают с этим словом. Учащиеся по очереди подбирают ассоциации к слову брак. Периодически во время ответов детей можно задавать вопрос  - «Почему ты так думаешь?». Вопрос будет побуждать детей высказывать свои суждения.

 

 

 

 

 

Мозговой штурм

Брак это - ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья - это, прежде всего, малая социальная группа в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи - бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботиться  и некому выразить свою любовь, некому передать накопленные знания и опыт, о нем тоже никто не проявит заботу, он не почувствует теплоты и радости домашнего уюта.

 

         Учитель: - А теперь давайте дадим определение понятиям брак, развод, брачный договор, права и обязанности родителей и детей  с юридической точки зрения: Брак – равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами. Как Вы думаете? в каком возрасте можно создавать семью или вступать в брак? Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае расторжения. Развод – прекращение юридических отношении между супругами.

 

Учитель: Ответьте мне на вопрос: для чего необходима семья? Какова ее цель? Выслушиваются ответы детей.

Если есть семья, значит есть дети: Ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. Как и любой человек, ребенок обладает своими правами, а именно: 1. Право ребенка жить и воспитываться в семье; 2. Право на общение с родителями и другими родственниками; 3.  Право выражать свое мнение; 4.  Имущественные права; 5. Право на защиту.

Какими же правами и обязанностями обладают родители: 1. Равенство прав и обязанностей родителей; 2. Права не совершеннолетних родителей; 3. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; 4. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей; 5. Право осуществлять родительские права в интересах детей; 6. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; 7. Право на истребование детей о других лиц.

         Если родители имеют права и обязанности на воспитание ребенка, значит должны быть меры, предусмотренные законодательством для тех, кто не исполняет или исполняет не должным образом своих  родительских прав и обязанностей:

1.Лишение родительских прав; 2. Порядок лишения родительских прав; 3. Последствия лишения родительских прав; 4. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью; 5. Исполнение решений суда по делам, связанным с отобранием ребенка;

6. Ограничение родительских прав.

         Законодательством РК также предусмотрены такие пункты как: 1. Восстановление родительских прав; 2. Отмена ограничения родительских прав.

 

Психолог: Ребята, из вышесказанного Вы очень много узнали о семье, о правах и обязанностях каждого члена семьи, а теперь обобщим и выстроим в логическую цепочку функции семьи. Запишите в тетрадь следующие функции семьи, которые обозначены на слайде.

В тетрадь записывается перечень функций.

  1. Продолжение рода; 2. Хозяйственная;  3. Воспитательная;  4. Передача знаний; 5.Создание атмосферы психологического комфорта.

Учитель: Вспомните из истории, когда появилась первая семья, чем занимались в ней члены семьи?

(Предположительный ответ: Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления).

Да, вы правы. На всех ступенях развития человечества семья менялась. Современная семья очень отличается от традиционной семьи.(Приложение 1)

А теперь я хочу предложить вам поработать в группах.  Групповая работа (в музыкальном сопровождении):

1 группа. Находит отличия современной семьи от традиционной? Заполните пустующие строки:

Особенности традиционной семьи

Особенности современной семьи

Большая семья, 6-12 детей,

 

Совместное проживание  трех поколений, передача опыта, наследства.

 

Уважение к старшим

 

Заключение брака по социальному, национальному, религиозному признаку

 

 

 

 

2 группа. Распределите обязанности между членами семьи.

Мама

Папа

Бабушка

Дедушка

Брат

Сестра

Я

 

 

 

 

 

 

 







 

3 группа. Определите  и впишите в верхнюю строчку определение стиля взаимоотношений в семье.



 

Бесцеремонный диктат, жестокость, черствость, агрессивность по отношению друг к другу

Отсутствие устойчивых, а то и всяких взаимоотношений, отстраненность, отчуждение, безразличие

Подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств, сотрудничество

 

Прошу вас, ребята, расскажите об отличиях современной семьи:

2 группа расскажет о распределении обязанностей в современной семье. Выслушиваются ответы ребят. 1 и 2 группа

Каким стилем общения определяется полноценная семья. (Ответы 3 группы)

Запишите себе в тетрадь определения стилей общения:

Выделяют три стиля общения:1 - авторитарный – стиль «подавления». Какие проблемы будут  испытывать дети, воспитывающиеся в таких семьях?  2 - попустительский – «полная свобода». Это хорошо или плохо?  3- демократический. Это хорошо или плохо?

Психолог: А теперь мы будем рисовать. Подумайте о своей семье, что вас объединяет, как вы совместно проводите время. Придумайте и нарисуйте герб вашей семьи. Какие составляющие, какие символы будут на этом гербе, что они отражают? Какие цвета вы будете использовать и почему? По завершении рисования учащиеся демонстрируют свои рисунки и объясняют смыслы своего герба.

 

4.Подведение итогов урока.

 Психолог: Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу - научились благодарить тех, кто для вас делает много добра - близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и ценностью семьи.

«Почитай отца и мать, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека.

Семья - мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа семьи. Я на память даю вам символ семьи – ромашку, на которой написаны замечательные слова о семье.

Учитель: Домашнее задание.  Совместно с родителями нарисовать генеалогическое древо семьи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Основы семейного права" разработка урока »

КГУ «Кокпектинская средняя школа»

ВКО Кокпектинский район с. Кокпекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

право + психология

10 класс

Тема «Основы семейного права»

Преподаватель предмета «Человек. Общество. Право» :  Кенемолдин К.К., социальный педагог - психолог: Найзабаев Р.Э.

Тема «Семья - закон»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию  у учащихся  четкого представления о семье и её функциях, о психологическом  климате, о различных стилях общения в семье.

Развивающая: формировать умение вести дискуссию, аргументировать собственную позицию, развивать навыки эмпатии, способности понимать чувства и эмоции другого человека. 

Воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к семье, к родителям.

Ход урока:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Мотивация (психологический настрой на работу – показ слайд - шоу картинки – мотиваторы, музыкальное сопровождение)

Учитель: Здравствуйте ребята. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока мы взяли такие слова как « брак не должен стать браком».

Тему урока вы должны будете определить сами из ключевых понятий, которые относятся к этой теме. Итак, давайте выберем ключевые слова темы. Из слов, расположенных на доске, выберите первое ключевое слово и составьте его определение.  Слова: группа, это, людей, родством, связанных, Семья. 

2 ученика составляют определение на доске.

Формулировка темы с учащимися:  Семья – это группа людей ,связанных родством.


3.Изучение нового материала.

Основные понятия: Семья, брак, доверие, уважение, брачный договор;

Откройте тетради, запишите тему урока.

Вернемся к основному понятию – семья. Запишите это определение, оно написано на доске. 

Психолог: Ответьте на вопрос «Что для вас означает слово брак?» Какие ассоциации возникают с этим словом. Учащиеся по очереди подбирают ассоциации к слову брак. Периодически во время ответов детей можно задавать вопрос  - «Почему ты так думаешь?». Вопрос будет побуждать детей высказывать свои суждения.






Мозговой штурм




Брак это - ?












Семья - это, прежде всего, малая социальная группа в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи - бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботиться и некому выразить свою любовь, некому передать накопленные знания и опыт, о нем тоже никто не проявит заботу, он не почувствует теплоты и радости домашнего уюта.


Учитель: - А теперь давайте дадим определение понятиям брак, развод, брачный договор, права и обязанности родителей и детей с юридической точки зрения: Брак – равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами. Как Вы думаете? в каком возрасте можно создавать семью или вступать в брак? Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае расторжения. Развод – прекращение юридических отношении между супругами.


Учитель: Ответьте мне на вопрос: для чего необходима семья? Какова ее цель? Выслушиваются ответы детей.

Если есть семья, значит есть дети: Ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. Как и любой человек, ребенок обладает своими правами, а именно: 1. Право ребенка жить и воспитываться в семье; 2. Право на общение с родителями и другими родственниками; 3. Право выражать свое мнение; 4. Имущественные права; 5. Право на защиту.

Какими же правами и обязанностями обладают родители: 1. Равенство прав и обязанностей родителей; 2. Права не совершеннолетних родителей; 3. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; 4. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей; 5. Право осуществлять родительские права в интересах детей; 6. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; 7. Право на истребование детей о других лиц.

Если родители имеют права и обязанности на воспитание ребенка, значит должны быть меры, предусмотренные законодательством для тех, кто не исполняет или исполняет не должным образом своих родительских прав и обязанностей:

1.Лишение родительских прав; 2. Порядок лишения родительских прав; 3. Последствия лишения родительских прав; 4. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью; 5. Исполнение решений суда по делам, связанным с отобранием ребенка;

6. Ограничение родительских прав.

Законодательством РК также предусмотрены такие пункты как: 1. Восстановление родительских прав; 2. Отмена ограничения родительских прав.


Психолог: Ребята, из вышесказанного Вы очень много узнали о семье, о правах и обязанностях каждого члена семьи, а теперь обобщим и выстроим в логическую цепочку функции семьи. Запишите в тетрадь следующие функции семьи, которые обозначены на слайде.

В тетрадь записывается перечень функций.

  1. Продолжение рода; 2. Хозяйственная; 3. Воспитательная; 4. Передача знаний; 5.Создание атмосферы психологического комфорта.

Учитель: Вспомните из истории, когда появилась первая семья, чем занимались в ней члены семьи?

(Предположительный ответ: Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления).

Да, вы правы. На всех ступенях развития человечества семья менялась. Современная семья очень отличается от традиционной семьи.(Приложение 1)

А теперь я хочу предложить вам поработать в группах.  Групповая работа (в музыкальном сопровождении):

1 группа. Находит отличия современной семьи от традиционной? Заполните пустующие строки:

Особенности традиционной семьи

Особенности современной семьи

Большая семья, 6-12 детей,


Совместное проживание  трех поколений, передача опыта, наследства.


Уважение к старшим


Заключение брака по социальному, национальному, религиозному признаку





2 группа. Распределите обязанности между членами семьи.

Мама

Папа

Бабушка

Дедушка

Брат

Сестра

Я
















3 группа. Определите  и впишите в верхнюю строчку определение стиля взаимоотношений в семье.




Бесцеремонный диктат, жестокость, черствость, агрессивность по отношению друг к другу

Отсутствие устойчивых, а то и всяких взаимоотношений, отстраненность, отчуждение, безразличие

Подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств, сотрудничество


Прошу вас, ребята, расскажите об отличиях современной семьи:

2 группа расскажет о распределении обязанностей в современной семье. Выслушиваются ответы ребят. 1 и 2 группа

Каким стилем общения определяется полноценная семья. (Ответы 3 группы)

Запишите себе в тетрадь определения стилей общения:

Выделяют три стиля общения:1 - авторитарный – стиль «подавления». Какие проблемы будут  испытывать дети, воспитывающиеся в таких семьях? 2 - попустительский – «полная свобода». Это хорошо или плохо? 3- демократический. Это хорошо или плохо?

Психолог: А теперь мы будем рисовать. Подумайте о своей семье, что вас объединяет, как вы совместно проводите время. Придумайте и нарисуйте герб вашей семьи. Какие составляющие, какие символы будут на этом гербе, что они отражают? Какие цвета вы будете использовать и почему? По завершении рисования учащиеся демонстрируют свои рисунки и объясняют смыслы своего герба.


4.Подведение итогов урока.

 Психолог: Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу - научились благодарить тех, кто для вас делает много добра - близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и ценностью семьи.

«Почитай отца и мать, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека.

Семья - мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа семьи. Я на память даю вам символ семьи – ромашку, на которой написаны замечательные слова о семье.

Учитель: Домашнее задание.  Совместно с родителями нарисовать генеалогическое древо семьи.


Преподаватель предмета «Человек. Общество. Право»:  Кенемолдин К.К.

Социальный педагог - психолог: Найзабаев Р.Э.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Основы семейного права" разработка урока

Автор: Кенемолдин Кайрлы Кумарович

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 159956

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока обществознания   на тему: "Семейные правоотношения" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-na-tiemu-siemieinyie-pravootnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "162686"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422380308"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Разработка урока на тему «Правоспособность и дееспособность российского гражданина. Гражданские права несовершеннолетних»"
    ["seo_title"] => string(119) "razrabotkaurokanatiemupravosposobnostidieiesposobnostrossiiskoghoghrazhdaninagrazhdanskiiepravaniesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "270718"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451236982"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка открытого урока по дисциплине Право на тему:"Защита прав потребителей""
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-distsiplinie-pravo-na-tiemu-zashchita-prav-potriebitieliei"
    ["file_id"] => string(6) "314919"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459788624"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Формирование личностных УУД на уроках географии. Урок "Стихийные бедствия и человек" "
    ["seo_title"] => string(95) "formirovaniie-lichnostnykh-uud-na-urokakh-ghieoghrafii-urok-stikhiinyie-biedstviia-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "123291"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414440251"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Разработка урока экономики на тему: "Покупатель и продавец" "
    ["seo_title"] => string(59) "razrabotka-uroka-ekonomiki-na-tiemu-pokupatiel-i-prodaviets"
    ["file_id"] => string(6) "200896"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428934582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства