Использование ИКТ на уроках Человек.Общество.Право.
Использование ИКТ на уроках ЧОП позволяет подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.
Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Информатизация всех сфер жизни общества привела к появлению новой категории культуры — информационной культуре, причем овладение ею начинается с раннего детства. Это значит, что использование информационных технологий в школе, — процесс объективный и вполне закономерный. Обучающая, воспитывающая, развивающая функция урока обеспечивается различными средствами. Сегодня одним из таких средств стал компьютер. В образовательном процессе он может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения. К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:
• побуждающий аспект активизации деятельности учащихся;
• возможность конструирования материала для конкретного урока;
• возможность сочетания разных программных средств;
При этом следует помнить, что компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Необходимо определить:
• для каких тем стоит использовать задания, выполняемые на компьютере, и для каких дидактических задач;
• какие программные средства целесообразно использовать для создания заданий, выполняемых на компьютере;
• какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся;
• как организовать занятия с использованием компьютера.
Использование компьютера определяет три типа уроков:
1) с использованием ПК в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя и проекционное оборудование);
2) с использованием в индивидуальном режиме (компьютерный класс);
3) с использованием в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет). Проведение уроков второго и третьего типа ограничено в связи с сильной загруженностью кабинетов информатики.
Компьютер используется на всех этапах обучения. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Например, при проведении уроков второго типа компьютер может выступать в функции учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя и книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля. Каковы же формы и направления использования ИКТ учителем? Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Например, на уроках права и обществознания используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, юристов, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Теперь нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. Достаточно открыть соответствующий файл. В него можно записать любой – а не только текстовый – материал, и в нужный момент использовать на уроке. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Во-вторых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. Для своих уроков я создаю учебные мини-пособия, содержащие тексты и наглядный материал, карточки-задания, тесты, кроссворды и т. д. Ученики работают с ними как на уроке, так и дома. В- третьих, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ, это словарные статьи, картины, портреты и биографии выдающихся политических личностей, презентации. В- четвертых, компьютер позволяет учителю и ученику создавать свои презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся. В своей практической деятельности я создаю и использую презентации нескольких видов. Среди них:
1) "Лекции" — это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами ,статьями из законодательных актов, , схемами и диаграммами. Необходимый материал постепенно выводится на экран по ходу урока, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. 2) " Задачники и тренажеры", которые содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома. Использование презентаций позволяет решить проблему наглядности, дает возможность создавать и использовать разнообразные карты, рисунки, портреты политических деятелей , юристов, видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменить записи на доске, учебные тексты, статьи законодательных актов, рабочую тетрадь, карточку для самостоятельной работы ученика. Процесс создания презентаций — процесс творческий. И к этому творчеству необходимо привлекать учеников. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Наличие в Интернете текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией это становится невозможным, так как для подготовки презентации ученик должен будет провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Компьютер позволяет использовать различные источники информации, в том числе ресурсы сети Интернет. Интернет - технологии на уроке могут рассматриваться как источник дополнительной информации по предмету, инструмент исследования, способ самоорганизации и самообразования, возможность личностно-ориентированного подхода. Но при этом не следует забывать, что учитель должен руководить своими учениками в их путешествии по сети.
ИКТ вошли в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, учитель, безусловно, должен использовать их на своих уроках.
Кроме повышения мотивации, наглядности и создания эмоционального настроя, использование компьютеров на уроках позволяет повысить эффективность деятельности учителя и учащихся. Но для эффективного использования ИКТ необходимо, чтобы технологии были доступны всем учителям. Необходимо организовать систему обмена идеями и ресурсами между преподавателями.