Федеральный государственный образовательный стандарт. Образовательная система «Школа 2100» Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А. Николаева и др. М., БАЛАСС, 2013
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время УУД |
1. | Организационный | Приветствие учеников, проверка отсутствующих | Настраиваются на работу | 1-2 мин. |
2. | Объявление темы урока | 1. Учитель обращает внимание на первый слайд презентации, где изображены играющие дети, ребята, занятые учебой и люди, занятые трудом. Нетрудно догадаться о теме сегодняшнего урока. Давайте попытаемся ее сформулировать. Но прежде обратимся к определениям (напечатано на раздатке) | Дети сами формулируют тему урока и записывают в тетрадь: «Виды деятельности человека» «Человек и его дела» | 4 – 5 мин. Познавательные УУД 1. Уметь найти (услышать) подтекстовую информацию Анализировать Владеть смысловым чтением, выделять главное Уметь работать с информацией, анализировать, обобщать |
3. | Актуализация | Определение основного вопроса урока, то есть, постановка проблемы, которую дети попытаются сформулировать сами и сравнить ее с авторской. Заслушивается первая ситуация и разбирается древнеиндийская пословица "Никто не бывает от природы ни высоким, ни низким – лишь собственные дела ведут человека к почету или презрению" Мнение Дениса: "К почету и уважению приведет крутая машина и навороченный телефон..." Учитель предлагает разобраться и сформулировать самим детям проблему. « абсолютно разные противоречия, какой вопрос можно сформулировать из этого? Учитель записывает на доске версии детей: Как человек заслуживает почет и уважение? Что важнее: деньги или добрые дела? | Сравниваем с авторской формулировкой вопроса: «Что приводит человека к почету и уважению – его дела или деньги?» | 5-6 мин. Регулятивные УУД 1.Определять цель – проблему. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность. 4. Работать по плану. |
4. | Изучение нового материала Для того, чтобы решить проблему, нужно вспомнить определения: - что такое человек, личность, сознание.
| Работа с текстом учебника – обсуждение разговора Маши и «умника» Вани. Маша считает, что красивое платье – это «супер», а «умник» Ваня приводит высказывание Пифагора: «Статую красит вид, а человека – деяния его». Ваня ставит цель – достичь такого результата, чтобы все общество его признало. А какого мнения придерживаетесь вы, аргументируйте свою точку зрения. Постепенно детей необходимо подвести к понятию самореализация. | Отвечают на поставленные вопросы: Конечно, внешний вид человека сегодня играет очень большую роль. Всегда окружающие смотрят, как и во что ты одет, оценивают… Встречают по одежке… Но провожают по уму. У каждого свой путь в жизни, кто-то хочет быть богатым и знаменитым, а кто-то просто хорошо и добросовестно выполнять свое дело. | 4 – 5 мин. Познавательные УДД 1.Находить в тексте учебника необходимую информацию для решения учебных и жизненных задач 2.Работа с понятиями. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. |
5. | Изучение нового материала Что определяет жизненный путь каждого человека? Через какие виды деятельности и как вы можете реализовать себя? Что может влиять на выбранный способ самореализации? А что необходимо в любом виде деятельност? | Учитель предлагает детям рассмотреть схему в учебнике «Самореализация личности» и слайды презентации. | Отвечают на вопросы: Жизненный путь человека определяет его цель. А цель связана с потребностями, увлечениями, интересами. Цель он реализует через различные виды деятельности: игра, учеба, труд. Кто-то хочет посвятить свою жизнь спорту, кто-то науке, а кто-то, например, труду на заводе или в сельском хозяйстве. В любом виде деятельности необходимы определенные знания, которые получают в процессе познания. С помощью текста дети начинают заполнять таблицу. | 6-7 мин. Познавательные УУД Работа с текстом Владеть смысловым чтением Использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач. Личностные УУД Уметь оценивать ситуации и поступки Оценивать поступки на основе общечеловеческих ценностей. Уметь аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии. |
6. | Изучение нового материала. Какое место занимают игра и познание в процессе становления личности? Чем труд отличается от игры? Чем познание отличается от общения? Как вы понимаете выражение «Мартышкин труд?» А, какую роль играет общение в жизни человека? | Учитель предлагает еще раз прочитать определение игры, труда, учебы. Ребята, вспомните, когда вы были маленькими, как вы пытались что-то узнать, как вы играли? | Отвечают на вопросы. Когда ребенок маленький, он все пытается схватить, попробовать на вкус, то есть положить тот или иной предмет в рот. Поэтому он всегда должен находиться под присмотром родителей. Во время игр, дети стараются соблюдать определенные правила, есть игры подвижные, есть на сообразительность. Игра помогает человеку познавать мир. Игра – это развлечение, главное, чтобы она не приносила никакого вреда (как некоторые компьютерные игры) Благодаря труду создаются различные ценности, которыми пользуется человек. В труде тоже необходимы знания, умения. В труде должна быть цель, труд должен быть полезным не только для себя, но и для других людей. Труд не должен быть бесполезным, тогда и не будут говорить, что это «мартышкин труд». В процессе общения человек, например, учится тому, чего не знал раньше или не умел делать. Общение нужно и в игре, и в учебе, и в труде. В общении проявляется культура человека. | 5-6 мин. Личностные УУД 1.Аргументированно оценивать нравственные ценности 2.Самоопределяться в жизненных ценностях. Познавательные УУД 1.Знать основные нравственные понятия, ценностные установки, принимать их роли как решающие регуляторы жизни, уметь применять их в жизни. |
7 | Закрепление | Учитель предлагает детям объединиться в 2 группы и сформулировать вывод, то есть подвести итог уроку. Что такое самореализация? Каким образом человек может самореализоваться? | Человек пытается самореализовать себя в деятельности: игре, учебе, труде. Для этого ему нужны определенные умения, знания, такие черты характера, как терпение, трудолюбие, настойчивость. | 4-5 мин. Коммуникатив-ные УУД Организовывать работу в группах Уметь взаимодейство-вать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог. Следовать морально-этическим и психологическим правилам общения. Делать выводы |
8. | Рефлексия | Учитель возвращает обучающихся к проблемному вопросу «Что приводит человека к почету и уважению – его дела или деньги?» | Обучающиеся выполняют задание и делают вывод Когда человек достигает поставленной цели, но эта цель должна быть благородной, он заслуживает со стороны других людей почет и уважение. Можно быть богатым, но несчастным человеком, когда тебя не любят и не уважают другие люди, если ты заработал свое богатство нечестным путем. Можно быть богатым человеком и помогать другим людям, заниматься, например, благотворительностью, и тебя будут любить и уважать. Можно быть и не богатым, но просто хорошо выполнять свою работу и тоже заслужить уважение других людей. | 4 – 6 мин. Познавательные УУД Уметь работать с текстом учебника находить и выделять главное Регулятивные УУД Развитие саморегуляции Личностные УУД Ценностно-смысловая ориентация. Логические УУД Строить логически обоснованные рассуждения Построение логической цепи рассуждений. |
9 | Подведение итогов урока, выставление отметок, домашнее задание | Учитель вместе с детьми выделяет самых активных и дающих правильные ответы на уроке. Дети имеют право высказаться по этому поводу, провести самооценку своей работы. Домашнее задание Стр. 49 - №1 На выбор – высказывание мыслителей – по 2-3 аргумента Решение жизненной задачи «Поступление в престижную школу» (мысли-рассуждения) | Выставляют отметки в дневники, записывают домашнее задание | 2-3 мин. Личностные УУД Нравственно-этическое оценивание Развитие самооценки Регулятивные УУД Формировать действия оценивания |
Игра́ — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра — форма деятельности