Урок по обществознанию в 5 классе на тему: "Загадка человека"
Урок по обществознанию в 5 классе на тему: "Загадка человека"
Цели урока:
Общеразвивающие и воспитательные:
Продолжить знакомство учащихся с общественными науками (с предметом «Обществознание») с целью создания условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в обществе.
Создание обстановки доверия, заинтересованности, интереса к человекознанию с целью воспитания организованности, общественной активности, сотрудничества учащихся в процессе групповой работы.
Нравственно-этическое воспитание учащихся на примере ключевых идей курса – идей гуманизма и целостности человека.
Образовательные:
Продолжить знакомство учащихся с загадкам и тайнами феномена «Человек» и формирование у учащихся образного представления о человеке в его многомерности, в образе своего «Я», об основных особенностях человека как живого существа, уметь называть его отличия от животных, раскрыть значение наследственности в формировании человеческих качеств.
Познакомить учащихся на конкретных примерах с особенностями проявлений биологического и социального в природе человека.
Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.
Продолжить работу над формированием научных представлений учащихся на уроках обществознания.
Способствовать формированию следующих умений и навыков учащихся:
- умение критически воспринимать и воспроизводить информацию, высказывать собственные суждения, спорить и отстаивать свои взгляды;
- самостоятельно ставить и пытаться разрешить проблемы;
- делать описание, давать развёрнутые ответы, делать выводы;
- оперировать простейшими философскими понятиями;
- осваивать технологию сотрудничества, методы групповой (проектной) работы;
- умение управлять своей деятельностью при изучении общественных наук;
- научиться использовать полученные знания для решения практических задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию в 5 классе на тему: "Загадка человека" »
Тема урока
«Загадка человека»
Тип урока: интегративный проблемный урок с творческим применением знаний и умений
Форма урока: проектное занятие
Понятия: точные науки, общественные науки, гипотеза, проект, феномен, человек, общество, душа, мышление, речь, внутреннее «Я», общественный (социальный), философия, социология, психология, Библия, эволюция.
Оборудование урока:
Графические схемы.
Раздаточный материал (групповые, индивидуальные задания, домашнее задание).
Учебные картины и рисунки по теме.
Оборудование доски
Игровые элементы
Цели урока:
Общеразвивающие и воспитательные:
Продолжить знакомство учащихся с общественными науками (с предметом «Обществознание») с целью создания условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в обществе.
Создание обстановки доверия, заинтересованности, интереса к человекознанию с целью воспитания организованности, общественной активности, сотрудничества учащихся в процессе групповой работы.
Нравственно-этическое воспитание учащихся на примере ключевых идей курса – идей гуманизма и целостности человека.
Образовательные:
Продолжить знакомство учащихся с загадкам и тайнами феномена «Человек» и формирование у учащихся образного представления о человеке в его многомерности, в образе своего «Я», об основных особенностях человека как живого существа, уметь называть его отличия от животных, раскрыть значение наследственности в формировании человеческих качеств.
Познакомить учащихся на конкретных примерах с особенностями проявлений биологического и социального в природе человека.
Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.
Продолжить работу над формированием научных представлений учащихся на уроках обществознания.
Способствовать формированию следующих умений и навыков учащихся:
- умение критически воспринимать и воспроизводить информацию, высказывать собственные суждения, спорить и отстаивать свои взгляды;
- самостоятельно ставить и пытаться разрешить проблемы;
- делать описание, давать развёрнутые ответы, делать выводы;
- оперировать простейшими философскими понятиями;
- осваивать технологию сотрудничества, методы групповой (проектной) работы;
- умение управлять своей деятельностью при изучении общественных наук;
- научиться использовать полученные знания для решения практических задач.
«МНОГО ЕСТЬ ЧУДЕС НА СВЕТЕ,
ЧЕЛОВЕК – ИХ ВСЕХ ЧУДЕСНЕЙ»
Софокл
План урока:
Вводно–мотивационная беседа с учащимися «Загадки и тайны феномена «Человек»:
Зачем изучать науки об обществе и человеке?
«Что такое человек?»
«Является ли человек высшим созданием природы?»
Загадка происхождения человека (эвристическая беседа):
а) «Познай самого себя!»;
б) откуда произошёл человек? (выполнение групповых заданий);
в) Библия о происхождении человека;
г) Ч.Дарвин о происхождении человека.
Человек – существо биосоциальное (эвристическая беседа):
а) человек в обществе;
б) человек как часть природы (существо биологическое);
в) человек – существо общественное (социальное);
г) способности человека;
Вводно-мотивационная беседа «Загадки и тайны феномена «Человек»
Учитель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в загадочный мир человека и побыть настоящими учёными!
1. Знакомство с методом проекта.
? А знаете ли вы, какие методы используют учёные в своей работе?
Предположительный ответ: Собирают различную информацию, исследуют что-либо, применяют различные приборы и мн. др.
Одним из интересных и продуктивных методов, который используют в своей работе современные учёные, является метод проекта.
? Что значит осуществить проект?
Это коллективная работа, которая предполагает решение определённой задачи – проблемы с помощью нескольких исследовательских групп.
Я предлагаю вам разбиться на группы, каждая из которых внесёт свой вклад в наше исследование. Эти группы символично будут представлять различные науки, изучающие человека: социологи (изучают человека и его жизнь в обществе), психологи (изучают внутренний мир человека), философы(размышляют о смысле человеческой жизни), историки (изучают развитие человеческого общества).
* на партах расставлены таблички с обозначением групп; группы могут сформироваться спонтанно, по одноуровнему принципу или по желанию учащихся.
2. Проблема и гипотеза.
Давайте попытаемся сегодня решить следующую проблему (вернее, внести свой вклад в поиски ответа на этот вопрос): «Что такое человек?» (на доске)
Но чтобы решить проблему, необходимо подтвердить или опровергнуть некое предположение. Оно называется «гипотеза». Учёные сравнивают гипотезу с лесами, которые возводят перед зданием и сносят, когда оно готово.
Давайте попробуем сегодня доказать или опровергнуть следующее предположение (гипотезу): «Является ли человек высшим созданием природы?»
Итак, я предлагаю вам сотрудничество для совместного поиска и решения проблем!
III. Непосредственная работа над проектом и подтверждение гипотезы.
1. Загадка происхождения человека
а) «Познай самого себя!»
В древнегреческом городе Дельфы, на стене храма бога солнца Апполона были начертаны строки: «Познай самого себя!». Сколько помнит себя человечество, столько и пытается ответить на вопрос «Кто я?», но вопрос «Откуда я?» кажется ещё более интересным!
На самом деле, вопрос о происхождении человека очень непрост.
? Ребята, а что вы знаете о том, откуда произошёл человек?
1) Откуда произошёл человек?
Учащимся предлагается выполнить групповое задание: в течение 1-2 минут ответить на вопросы, содержащиеся в раздаточных карточках для каждой группы:
Подведение итогов работы: (группы представляют свои ответы)
Учитель: Действительно, предположений (гипотез) о происхождении человека – великое множество! В мифах и легендах древних народов человека создают природные силы, боги из земли, глины, воды, огня.
Свои ответы на эту загадку содержат и священные книги разных народов.
1. Библия о происхождении человека.
Учитель: ? Знаете ли вы, что такое Библия?(священная книга христиан, верующих в бога Иисуса Христа)
? А кто знает, что говорится в Библии о создании человека? (Бог создал человека по образу и подобию своему).
в) Наверное, все знакомы с гипотезой о том, что человек произошёл от обезьяны или от обезьяноподобного предка. Это предположение впервые сделал 150 лет назад английский учёный-биолог Чарльз Дарвин после многолетних исследований. Он и его последователи утверждают, что превращение животного предка в человека стало возможным только благодаря труду!
2. * Работа с фотоизображением на доске: Давайте посмотрим на изображение обезьяны, древнего и современного человека и сравним их:
? Видите ли вы в их облике схожие черты? Какие? (строение тела, черепа, конечностей и др.)
Действительно, во внешнем облике обезьяны, древнего и современного человека мы находим очень много схожего. Но многие современные ученые выражают большие сомнения по поводу этой теории!
И вот он, феномен, загадка: вечно познающий себя человек до сих пор не знает, откуда он появился на Земле?!
2. Человек – существо биосоциальное.
3.Учитель: Человек – весьма сложное и неоднозначное существо: с одной стороны, он очень силён, с другой, кажется крайне слабым… Но самое интересное, что, живя и развиваясь в обществе, человек во многом схож с животными! (и в этом мы уже убедились, сравнивая изображение обезьяны и человека). Вероятней всего, человек произошёл от животного и никогда не освободится от свойств, присущих животному!
Как вы думаете, что общего можно найти между животными и человеком?
Древнегреческий философ Платон по этому поводу даже сказал: «Человек – это та же курица, только без перьев!»
? Вы согласны с этим? Почему?
Нашёлся учёный, который возразил ему (французский физик Б.Паскаль): «Человек без ног останется человеком, а курица без перьев человеком не станет никогда!».
г) Человек – существо общественное.
? Что же отличает человека от других живых существ?
Конечно, в первую очередь то, что он – существо социальное (общественное) (от латинского слова «socialis» – «общественный»).
? Какие способности человек приобретает в обществе? (способность мыслить,владеть речью, трудиться, производить орудия труда, осознавать самого себя, обладать фантазией и заниматься творчеством, планировать свои действия и ставить цель).
Но прежде чем человек научился всему этому, прошли сотни тысяч лет его эволюции (т.е. развития).
Мы уже отметили, что дитя человеческое после рождения – самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. А настоящий, разумный человек вырастет из него только в обществе, среди других людей, которые передадут ему знания об окружающем мире, свой опыт, культуру.
* Работа с видеоматериалом (отрывок из мультипликационного фильма «Маугли» по повести Р.Киплинга «Книга джунглей»)
Учитель: ? Вы узнали героя о котором сейчас пойдёт речь? Кто написал историю о Маугли? (Р.Киплинг). Почему Маугли не был похож на других людей? А как вы думаете, могла ли такая история произойти в реальной жизни?
Действительно, Киплинг использовал для сюжета реальные истории: были случаи, когда волею обстоятельств дети попадали в стаи к животным.
? А как заканчивается история Маугли? (возвращение к людям).
К сожалению, это – счастливая сказка. На самом деле, выросшие среди зверей люди не научились ходить на четырёх ногах, не способны были мыслить, а, оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные! Все попытки сделать их нормальными людьми оказались бесполезными…
Это и есть реальные доказательства общественной сущности человека, который становится Человеком только среди людей.
д) Человек – существо биосоциальное.
* Работа со схемой на доске:
? Давайте подведём итог нашего рассуждения: может ли человек являться только частью природы? (нет, иначе он перестал бы быть человеком), а только частью общества? (нет, он во многом схож с животными).
А это значит, что биологическое (природное) и общественное (социальное) слиты в человеке воедино, и обе этих стороны необычайно важны. Поэтому учёные называют человека биосоциальным существом!
3. Человек – высшее создание природы?
а) Как человек изменяет мир?
? Как вы считаете, какое животное – самое высокоразвитое? (обезьяна).
? А умеют ли мыслить животные?
Все эксперименты учёных доказали – «нет». Многолетние попытки научить обезьяну мыслить, подобно человеку, оказались безуспешными.
? С деятельностью какого органа человеческого организма связана способность человека мыслить?
Мышление человека связано с уникальным творением природы – головным мозгом человека!
Благодаря этому волшебному механизму, состоящему из миллиардов нервных клеток, мы имеем память, чувства, воображение! Удивительно, но учёные доказали, что возможности нашего мозга почти неограниченны! Благодаря деятельности головного мозга люди приобретают новые знания, делают изобретения, открытия.
Используя это, человек изменяет мир, то есть преобразует его (а не просто приспосабливается к нему, как животное).
Подведение итогов:
Как видите, человек использует свои знания и умения для собственных нужд, и создаёт то, чего нет в живой природе – искусственную среду, культуру, изменяя окружающий мир.
Мы с вами на правильном пути и постепенно приближаемся к решению поставленной задачи (проблемы).
Я думаю, мы очень внимательно рассмотрели человека «снаружи», а теперь попробуем взглянуть на него «изнутри», с точки зрения особенностей его внутреннего мира.
4. «И стал человек душою живою…»
г) «Человек звучит гордо».
Жизнь нас убеждает в том, что судьба человека (его жизненный путь), положение в обществе, счастье зависят от того, чем наполнил он свой внутренний мир, какие положительные качества привили ему родители, школа, что человек развил в себе сам, чтобы «стать душою живою», чтобы думая о себе, испытывать гордость, быть Человеком с большой буквы!
Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя!
IV. Подведение итогов проектной деятельности учащихся.
Учитель: Ребята, я думаю, что наша коллективная работа над проектом «Что такое человек» была достаточно плодотворной. В этом нам, в первую очередь, помогло сотрудничество, совместный поиск ответов на поставленные вопросы.
Сегодня мы приложили немало усилий, чтобы попытаться, как настоящие учёные, ответить на вопросы об уникальности человека, его происхождении, смысле жизни, счастье. Я надеюсь, теперь вы задумаетесь над тем, что жизнь человека – это долгий путь преодоления трудностей, где есть боль и радость, успехи и потери…
Вы почувствовали, что ответить на вопрос «Что такое человек?» за один урок невозможно. Вы обязательно продолжите изучать обществознание в старших классах, и ваше понимание человека будет становиться всё полнее и глубже! Сегодня вы делаете первые шаги в изучении общественных наук, но уже успешно доказали, что человек – высшее создание природы, её удивительная загадка! Думаю, вы согласны с мнением писателя М.Горького:
«Человек – это великолепно, это звучит гордо!»
Значит, цель нашего проектного занятия достигнута!
Но, следует заметить, что работа над проектом всегда занимает длительное время. Конечно, вы продолжите изучать обществоведение со своим учителем, перед вами, несомненно, встанут новые проблемы, вы выдвинете новые гипотезы и обязательно найдёте пути для их решения!
Ведь человек изменяется вместе с окружающим миром, а, значит, он будет изучать себя, пока существует!
V. Домашнее задание.
Закончить работу в группах.
Учебник пар.1, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя», выполнить задания 2,3 рубрики «В классе и дома».