урок обществознания в 5 классе "Самые близкие люди"
Урок обществознания в 5 классе "Самые близкие люди"
Тема урока: Самые близкие люди.
Автор: учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г.о.Саранск Кудрявцева С.Ю.
Цели и задачи: охарактеризовать и проанализировать отношения к друзьям, товарищам и современникам; выяснить значение семьи для человека и общества; сформировать правовую культуру в семейных отношениях; изучить новые понятия и термины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок обществознания в 5 классе "Самые близкие люди" »
Тема урока: Самые близкие люди.
Автор: учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г.о.Саранск Кудрявцева С.Ю.
Цели и задачи: охарактеризовать и проанализировать отношения к друзьям, товарищам и современникам; выяснить значение семьи для человека и общества; сформировать правовую культуру в семейных отношениях; изучить новые понятия и термины.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать функции семьи; называть и характеризовать основные семейные роли; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; смогут объяснять возможности и поведение членов семьи; овладеют принципом работы с текстом учебника, научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД:
Метапредметные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание уважительного и ответственного отношения к браку и семье.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом, мультимедийная презентация
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
Оргмомент, приветствие
Формулировка темы и задач урока.
Учитель зачитывает эпиграф на доске: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод камней, который бы обрушился, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)
Вопросы:
- О чем это высказывание?
- В чем смысл высказывания?
- Где в первую очередь человек находит поддержку?
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
- Попытайтесь сформулировать тему урока.
Учитель обобщает ответы детей, сообщает тему и задачи урока, обращает внимание на новую главу учебника, которая называется «Ближайшее окружение подростка».
Изучение нового материала.
Товарищи и современники.
Задание: Используя свой жизненный опыт, постройте условную лестницу, на вершине которой находится конкретный человек, т.е. каждый из вас, а на каждой ступени располагаются другие люди, которые вас окружают.
В результате обсуждения появляется такая лестница:
Беседа:
Кто располагается на более близких ступенях? Почему?
Кто располагается дальше от вас? Почему?
Задание:
Проанализируйте круговую схему в учебнике с. 144.
Объясните слова «семья», «товарищество», «современники».
Соотнесите названия на лестнице с названиями в схеме.
Сформулируйте определения. (записывают в тетрадь)
Учитель, обобщая все ответы, предлагает записать:
Современники – все те, кто живет на планете в одно время, в одну эпоху.
Товарищество – круг людей, которых вы лично знаете, с кем общаетесь, связаны взаимными отношениями.
Семья – близкий круг родных, живущих совместно.
Вывод: Таким образом, каждого из нас окружают современники, товарищи, а самым ближайшим окружением является семья. Остановимся на характеристике семьи поподробнее.
Семья.
Вопрос: Может ли человек существовать без семьи? Почему?
Давайте более подробно разберем понятие семья.
Задание: ознакомьтесь с рубрикой «Советуем запомнить» и составьте схему. (перед детьми выводится сетка, а затем заполняется вариант)
Семья – это объединение людей,
Основанное на браке или кровном родстве
Связанное общим бытом
Связанное взаимной помощью
Связанное моральной и правовой ответственностью
Работа с понятиями «родство», «брак», «ответственность».
Брак – добровольный союз между мужчиной и женщиной, одобряемый обществом.
Вопрос: Какие условия заключения брака вы знаете?
Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает сравнить их с текстом учебника – стр. 140.
Вопрос: Что семья дает человеку?
По ходу ответов учитель формирует на доске кластер.
Слово учителя: Семья важна для каждого человека. Как это прекрасно- чувствовать каждый день любовь, заботу родных и близких людей! Как здорово осознавать, что ты кому-то нужен! Для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала появиться человеку на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи невозможно не только нормальное существование, но и физическое выживание. Недаром говорят, семья – основная ячейка общества. Крепка семья, крепко и общество, государство.
Семья выполняет ряд основных функций в обществе, придавая ему устойчивость и стабильность.
Работа с учебником, стр. 138-139.
Задание: заполнить таблицу «Функции семьи».
Функция
Содержание
Репродуктивная
Семья обеспечивает продолжение человеческого рода
Социализация
Семья берет на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закрепленные в обществе. Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям. Семья оказывает решающее влияние на личность ребенка, а также на взрослых членов семьи.
Экономическая
Совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета.
Социально-статусная
Передача детям определенного социального положения
Эмоциональная и досуговая
Психологическая поддержка членов семьи. Удовлетворение потребности человека в любви, в духовном общении, во взаимопонимании, в организации досуга и отдыха.
Проверка заполнения таблицы.
Слово учителя: со времени возникновения рост числа функций постоянно меняется, что связано с политикой государства и запросами общества, но те функции, которые мы записали, являются основой любой семьи и в любое время.
Роли в семье.
Вопросы: Назовите членов семьи.
Чем отличается их положение по отношению друг к другу?
Слово учителя: в семье существуют определенные взаимоотношения между супругами, родителями, детьми, родственниками.
Каждый из них выполняет определенные роли. Эти роли называются семейными.
Работа с рубрикой «Советуем запомнить».
Задание: Прочитайте и объясните понятие «семейные роли».
Учитель обобщает ответы учащихся.
Дети делятся на группы по 4 человека (2 парты).
Задание группам:
1.Дать характеристику семейных ролей.
2.Подумайте и перечислите права и обязанности каждого члена семьи.
1 группа – супружеские
2 группа – родительские
3 группа – межпоколенные
4 группа – родственные
5 группа – детские
6 группа – братские и сестринские
После подготовки группы представляют свои ответы.
Вопросы:
1.Опишите распределение в своей семье.
2.Назовите ваши семейные роли.
Слово учителя: каждый член семьи выполняет свою семейную роль. Человек может иметь несколько семейных ролей.
Подведение итогов урока
1\Повторение изученного материала
1.Назховите известных вам людей, которые являются нашими современниками.
2.Кто для вас является товарищем и почему?
3.Что такое семья?
4.Какое значение имеет семья для человека и общества?