урок обществознания в 11 классе посвящён демографической ситуации в современной России и проблемам неполных семей на основе статистических данных, разработан для осмысления учащимися данных проблем. Требует от учащихся использования всех имеющихся у них данных по данной проблеме и проведения самоанализа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок обществознания в 11 классе»
Урок обществознания в 11 классе
Тема: Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.
Тип урока: Изучение нового материала
Цель: изучение проблем современной семьи в России.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
1) осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
2) понимание многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Предметные:
1)формирование умений применять знания по обществознанию, понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения проблемы демографической ситуации в современной России,
2) развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о демографичекой ситуации в России;
3)создание основы для формирования у части учащихся интереса к дальнейшему расширению и углублению знаний по обществознанию и выбора обществознания как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Метапредметные:
1) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
2) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
3) готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия школе и социальном окружении.
Техники и технологии: технология критического мышления, проблемно-поисковый метод
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ)
План урока:
Организационный этап. Входная диагностика.
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы .
Актуализация знаний.
Открытие нового знания.
Выражение решения проблемы.
Применение нового знания.
Домашнее задание.
Ход урока
Организационый этап.
Что такое демография и для чего она нужна? ( Демогра́фия(др.-греч. δῆμος — народ, др.- греч. γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.
Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.
Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и т. д.)
Демографическая ситуации в России.
Из доклада директора департамента статистики ООН Виллема де Вриза:
«Наиболее разительные перемены в народонаселения с 1950 по 2000г.:
-Германия по численности населения была втрое больше Турции – стала на треть меньше.
- Испания по численности населения была втрое больше Марокко – стала наполовину меньше.
- Россия по численности населения была второе больше Пакистана – стала втрое меньше.
Прогноз на 2050 год:
- Уменьшится население 53 стран (30 из них являются наиболее развитыми): Японии – на 14%, Италии – на 22%, России и некоторых стран Восточной Еропы – на 30-50%.
- Население 8 стран прирастет на половину: Индия, Пакистан, Нигерия, США,Китай, Бангладеш, Эфиопия и Конго.
- Средняя продолжительность жизни в мире увеличится с 65 до 74 лет: в развитых странах с 76 до 82 лет, в менее развитых странах с 62 до73, в наименее развитыхстранах с50 до 66 лет»
Вопрос 1. Известный ученый Т. Мальтус утверждал, что перенаселение не только беда человечества, но определение благо, которое заставляет многочисленных и ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно трудится за невысокую плату. А как вы думаете, рост населения планеты - это хорошо или плохо?
На 1 января 2015 года по оценке Росстата в России было 146 267 288постоянных жителей.
Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2011 год, в России имеет место демографический кризис. Суммарный коэффициент рождаемости составил 1,539.
По прогнозам В России численность населения к 2050 году будет сокращаться.
Вопрос 2. В чем возможные причины такой демографической ситуации в России? Два варианта ответов:
Первый вариант: В истории России неоднократно менялась демографическая ситуация. Вероятно, основными причинами были политические и экономические изменения. Можно назвать исторические события, повлиявшие на снижение рождаемости – это снижение рождаемости в годы Первой мировой войны; коллективизация, голод 1933 г. Мы считаем, что возможной причиной сегодняшнего уменьшения численности населения России являются политические события 1990-х. После «перестройки» стали жить хуже, с этим связаны не только рост смертности, но и снижение рождаемости.
Второй вариант: Мы считаем, что данная обстановка в стране вполне естественная. Просто в стране в связи со снижением рождаемости, что естественно для развитых стран (изменяется роль женщины в обществе), мы получили высокую долю пожилых людей. И смертность этой категории людей также естественна.
Как бы вы ответили на этот вопрос?
Вопрос 3. Демографы занимаются не только анализом данных,. Но и составляют прогнозы. Их сделать не так то просто. Для нашей страны также существует несколько прогнозов, которые сильно отличаются друг от друга. Например, профессор Антонов из МГУ говорит о 80 млн россиян к 2050 году. ООН говорила о 120 млн.
Как вы думаете, почему получаются такие разные показатели?
Вопрос 4. На одном заседании Правительства премьер-министр заявил, что к рождению и смерти людей следует подходить по-государственному: «Снижение трудоспособного населения – это не просто социальная проблема, а проблема успешного или неблагополучного развития нашего государства.
А как вы думаете, нужно ли государству регулировать демографическую ситуацию. Если да, то как?
4. Становление семейно-брачных отношений.
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья очень древний социальный институт, приобретавший на различных ступенях развития различные формы.
Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):
- первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);
- кровно-родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);
Семья в настоящее время является важнейшим социальным институтом. Именно семья выполняет ряд основных функций в обществе.
«Мозговой штурм»: определите основные функции семьи.
Ученики в группах определяют функции семьи, озвучивают их.
Запись на доске в виде схемы:
Репродуктивная Социализация молодого поколения
Воспроизводство СЕМЬЯ Первичный социальный
рабочей силы контроль
Поддержка несовершенно- Предоставление определенного
летних и нетрудоспособных социального статуса
Проблемы неполных семей.
Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможностей его социального выбора. При этом такой свободе нередко отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи. Переживает ли современная семья кризис?
Работа учащихся в группах – определение проблем неполной семьи.(см.приложения)