kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обществознания в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок обществознания в 11 классе посвящён демографической ситуации в современной России и проблемам неполных семей на основе статистических данных, разработан для осмысления учащимися данных проблем. Требует от учащихся использования всех имеющихся у них  данных по данной проблеме и проведения самоанализа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок обществознания в 11 классе»

Урок обществознания в 11 классе


Тема: Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.

Тип урока: Изучение нового материала

Цель: изучение проблем современной семьи в России.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

1) осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

2) понимание многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.


Предметные:

1)формирование умений применять знания по обществознанию, понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения проблемы демографической ситуации в современной России,

2) развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о демографичекой ситуации в России;

3)создание основы для формирования у части учащихся интереса к дальнейшему расширению и углублению знаний по обществознанию и выбора обществознания как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.


Метапредметные:

1) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

2) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

3) готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия школе и социальном окружении.

Техники и технологии: технология критического мышления, проблемно-поисковый метод

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ)


План урока:

  1. Организационный этап. Входная диагностика.

  2. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы .

  3. Актуализация знаний.

  4. Открытие нового знания.

  5. Выражение решения проблемы.

  6. Применение нового знания.

  7. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационый этап.

  2. Что такое демография и для чего она нужна? ( Демогра́фия (др.-греч. δῆμος — народ, др.- греч. γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.

Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и т. д.)

  1. Демографическая ситуации в России.

Из доклада директора департамента статистики ООН Виллема де Вриза:

«Наиболее разительные перемены в народонаселения с 1950 по 2000г.:

-Германия по численности населения была втрое больше Турции – стала на треть меньше.

- Испания по численности населения была втрое больше Марокко – стала наполовину меньше.

- Россия по численности населения была второе больше Пакистана – стала втрое меньше.

Прогноз на 2050 год:

- Уменьшится население 53 стран (30 из них являются наиболее развитыми): Японии – на 14%, Италии – на 22%, России и некоторых стран Восточной Еропы – на 30-50%.

- Население 8 стран прирастет на половину: Индия, Пакистан, Нигерия, США,Китай, Бангладеш, Эфиопия и Конго.

- Средняя продолжительность жизни в мире увеличится с 65 до 74 лет: в развитых странах с 76 до 82 лет, в менее развитых странах с 62 до73, в наименее развитыхстранах с50 до 66 лет»

Вопрос 1. Известный ученый Т. Мальтус утверждал, что перенаселение не только беда человечества, но определение благо, которое заставляет многочисленных и ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно трудится за невысокую плату. А как вы думаете, рост населения планеты - это хорошо или плохо?

На 1 января 2015 года по оценке Росстата в России было 146 267 288 постоянных жителей.

Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2011 год, в России имеет место демографический кризис. Суммарный коэффициент рождаемости составил 1,539.

По прогнозам В России численность населения к 2050 году будет сокращаться.

Вопрос 2. В чем возможные причины такой демографической ситуации в России? Два варианта ответов:

Первый вариант: В истории России неоднократно менялась демографическая ситуация. Вероятно, основными причинами были политические и экономические изменения. Можно назвать исторические события, повлиявшие на снижение рождаемости – это снижение рождаемости в годы Первой мировой войны; коллективизация, голод 1933 г. Мы считаем, что возможной причиной сегодняшнего уменьшения численности населения России являются политические события 1990-х. После «перестройки» стали жить хуже, с этим связаны не только рост смертности, но и снижение рождаемости.

Второй вариант: Мы считаем, что данная обстановка в стране вполне естественная. Просто в стране в связи со снижением рождаемости, что естественно для развитых стран (изменяется роль женщины в обществе), мы получили высокую долю пожилых людей. И смертность этой категории людей также естественна.

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Вопрос 3. Демографы занимаются не только анализом данных,. Но и составляют прогнозы. Их сделать не так то просто. Для нашей страны также существует несколько прогнозов, которые сильно отличаются друг от друга. Например, профессор Антонов из МГУ говорит о 80 млн россиян к 2050 году. ООН говорила о 120 млн.

Как вы думаете, почему получаются такие разные показатели?

Вопрос 4. На одном заседании Правительства премьер-министр заявил, что к рождению и смерти людей следует подходить по-государственному: «Снижение трудоспособного населения – это не просто социальная проблема, а проблема успешного или неблагополучного развития нашего государства.

А как вы думаете, нужно ли государству регулировать демографическую ситуацию. Если да, то как?


4. Становление семейно-брачных отношений.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья очень древний социальный институт, приобретавший на различных ступенях развития различные формы.

Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):

- первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);

- кровно-родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);

- парная моногамная семья (единобрачие)


Парная демократическая Патриархальная традиционная


  1. Современная семья.

Семья в настоящее время является важнейшим социальным институтом. Именно семья выполняет ряд основных функций в обществе.

«Мозговой штурм»: определите основные функции семьи.

Ученики в группах определяют функции семьи, озвучивают их.

Запись на доске в виде схемы:


Репродуктивная Социализация молодого поколения


Воспроизводство СЕМЬЯ Первичный социальный

рабочей силы контроль


Поддержка несовершенно- Предоставление определенного

летних и нетрудоспособных социального статуса


  1. Проблемы неполных семей.

Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможностей его социального выбора. При этом такой свободе нередко отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи. Переживает ли современная семья кризис?

Работа учащихся в группах – определение проблем неполной семьи.(см.приложения)

Проблемы неполной семьи

- Социальные

- Материальное обеспечение неполной семьи

- Здоровье

- Психологические и педагогические

- Воспитание


  1. Подведение итогов урока, домашнее задание (§17), выставление оценок.

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок обществознания в 11 классе

Автор: Михина Мария Сергеевна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250955

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока обществознания в 7 классе на тему "Что Такое дисциплина" (с презентацией) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-v-7-klassie-na-tiemu-chto-takoie-distsiplina-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "228962"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441553172"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока обществознание 11 класс."
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_obshchestvoznanie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641648217"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Правовое воспитание на уроках обществознания"
    ["seo_title"] => string(49) "pravovoe_vospitanie_na_urokakh_obshchestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "647910"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1711362932"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока обществознания   на тему: "Семейные правоотношения" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-na-tiemu-siemieinyie-pravootnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "162686"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422380308"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Выступление: Мотивация обучающихся на уроках обществознания через творческие работы "
    ["seo_title"] => string(105) "vystuplieniie-motivatsiia-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-obshchiestvoznaniia-chieriez-tvorchieskiie-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246229"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446313555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства