kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обществознания по теме «Занятость и безработица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические цели:

  •  образовательные: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков; раскрыть особенности и характер труда в условиях рыночной экономики, его влияние на занятость работников; представить действие рыночных законов на рынке труда; сформировать представления о видах, причинах и последствиях безработицы; показать роль государства в обеспечении занятости населения; помочь старшеклассникам оценить свои возможности трудоустройства в условиях современного рынка труда.
  • воспитательные: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве­нных качеств личности;
  • развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
  • создать условия для развития УУД:
  • личностных: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества;
  • формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению;
  • способность ставить личные цели и строить жизненные планы;
  • метапредметных: развитие способности анализировать реальные социальные ситуации;
  • критическое осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере;
  • овладение основами самооценки и самоконтроля;
  • умение строить жизненные планы во временной перспективе;
  • совершенствование умения ориентироваться в социальных ролях;
  • предметных: умение поиска и выделения необходимой информации для выбора способа рационального поведения в условиях рынка труда;
  • умение различать экономические и социальные последствия безработицы;
  • сформированность представлений о роли государства в обеспечении занятости;
  • понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним

Тип и вид урока:  комбинированный

Образовательные ресурсы: 1)  Обществознание. 11класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень;  / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ]под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2014.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания по теме «Занятость и безработица»»

11 класс, обществознание тема: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

уроки №20-21 Тема «Занятость и безработица»

Дата проведения урока:

Педагогические цели:

  • образовательные: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков; раскрыть особенности и характер труда в условиях рыночной экономики, его влияние на занятость работников; представить действие рыночных законов на рынке труда; сформировать представления о видах, причинах и последствиях безработицы; показать роль государства в обеспечении занятости населения; помочь старшеклассникам оценить свои возможности трудоустройства в условиях современного рынка труда.

  • воспитательные: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве­нных качеств личности;

  • развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

  • создать условия для развития УУД:

  • личностных: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества;

  • формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению;

  • способность ставить личные цели и строить жизненные планы;

  • метапредметных: развитие способности анализировать реальные социальные ситуации;

  • критическое осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере;

  • овладение основами самооценки и самоконтроля;

  • умение строить жизненные планы во временной перспективе;

  • совершенствование умения ориентироваться в социальных ролях;

  • предметных: умение поиска и выделения необходимой информации для выбора способа рационального поведения в условиях рынка труда;

  • умение различать экономические и социальные последствия безработицы;

  • сформированность представлений о роли государства в обеспечении занятости;

  • понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним

Тип и вид урока: комбинированный

Образовательные ресурсы: 1) Обществознание. 11класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень; / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ]под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2014.

2) Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс : пособие для учителей общеобразоват. организций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.Ю. Басик и др. ]. - М. : Просвещение, 2014

Наглядность, ТСО:, компьютер, медиа проектор.

План

  1. Орг. момент.

  2. Повторение опорных знаний

  3. Усвоение новых знаний

1) 1. Рынок труда.

2) Причины и виды безработицы.

3) Государственная политика в области занятости

  1. Закрепление, формирование умений и навыков

Д/з , подготовиться к тестированию

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение опорных знаний

III. Усвоение новых знаний

1) 1. Рынок труда.

2) Причины и виды безработицы.

3) Государственная политика в области занятости

IV. Закрепление, формирование умений и навыковУроки «ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА» (§

1-й час: изучение проблем рынка труда (пункт 1 плана). 2-й и 3-й часы: изучение проблем занятости (пункты 2, 3 плана). Возможные варианты организации учебной дея­тельности: практическое занятие с текстом учебника в со­четании с организацией беседы по пунктам плана, рабо­той с документами, выполнением творческих заданий, по­становкой и обсуждением проблемных вопросов, анализом и интерпретацией статистических данных, реальных фак­тов современности, работой со словарными статьями.

Ход занятия

Мотивационный этап

Начать урок целесообразно с обращения к имеющимся у учащихся знаниям о рыночном механизме регулирова­ния экономики. Актуализировать эти знания поможет об­суждение следующих вопросов: 1) Каковы функции рынка в экономике? 2) Как действует «невидимая рука» рынка?

  1. Какие экономические законы регулируют различные ви­ды рынков? 4) Зачем государство вмешивается в рыноч­ные отношения?

Обсуждение этих и предложенных в начале параграфа проблемных вопросов подведёт учащихся к осмысленному прочтению и усвоению фрагмента «Рынок труда» и позво­лит рассматривать этот вид рынка в качестве составной части структуры рыночной экономики, функционирующей в ней наряду с другими рынками (сырья, товаров, капи­тала и др.).

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

  1. Рынок труда.

  2. Причины и виды безработицы.

  3. Государственная политика в области занятости.

  1. При работе с учебным текстом советуем уделить вни­мание раскрытию следующих вопросов: что является объ­ектом спроса и предложения на рынке труда? Как взаимо­действуют главные рыночные механизмы — спрос, пред­ложение, рыночная цена? Их усвоение поможет сформи­ровать ключевое понятие «рынок труда».

Что продаётся и покупается на рынке труда? Казалось бы, ответ очевиден — труд. Однако учёные (экономисты, социологи) по-разному подходят к трактовке этого поня­тия. Одни исследователи, рассматривая труд как фактор (ресурс) производства, считают, что на рынке продаётся способность человека к труду. Другие полагают, что про­даётся товар под названием «труд». Но труд — это процесс создания материальных благ (товаров), и только в них он получает воплощение (опредмечивание способностей в про­цессе деятельности).

В тексте параграфа обоснована более правомерная, на наш взгляд, трактовка объекта купли-продажи на рынке труда — услуги труда. Подобный подход позволяет харак­теризовать рынок труда как социальную и экономическую категорию, отражающую систему социально-трудовых от­ношений по поводу удовлетворения потребностей произ­водства в рабочей силе и реализации гражданского права на труд, осуществляемых посредством обмена на основе спроса и предложения. Здесь важно отметить, что в нор­мально функционирующей рыночной экономике предло­жение и спрос уравновешивают друг друга (рынок труда находится в равновесии), т. е. работники могут легко най­ти работу, а работодатели — наёмных работников.

Основным рычагом на рынке труда выступает цена тру­довых услуг, роль которой выполняет заработная плата. Уровень заработной платы является одним из основных факторов влияния на спрос и предложение на рынке труда.

Можно предложить учащимся на основе самостоятельного знакомства с учебным текстом выделить и охарактеризо­вать другие факторы спроса и предложения на рынке труда.

Целесообразно обсудить проблему влияния заработной платы на спрос и предложение труда, причины дифферен­циации в оплате труда работников. Предложите учащим­ся на основе имеющегося социального опыта, материалов СМИ привести реальные факты (ставки и специфика опла­ты труда работников различных сфер и отраслей экономи­ки). Учителю важно, обобщив факты современной соци­ально-экономической ситуации, помочь учащимся сделать необходимые выводы. Например, о сохраняющейся в стра­не тенденции необоснованной дифференциации в оплате труда между различными отраслями, бюджетной сферой, государственным и негосударственным секторами, причём различия в оплате труда работников могут достигать раз­рыва в несколько раз; о недостатке финансовых ресур­сов для оплаты труда в отраслях бюджетной сферы и др. Опираясь на знания учащихся из курса истории, факты общественной жизни, полезно предложить самостоятельно сформулировать причины дифференциации ставок заработ­ной платы работников разных профессий и занятых в раз­личных отраслях экономики.

Лучше разобраться в причинах сложившихся диспро­порций в оплате труда и их влиянии на российскую эконо­мику, рынок труда поможет организация работы учащих­ся на уроке с документом академика РАН Д. С. Львова «Оплата труда в системе распределения» (Дидактические материалы, с. 118—119).

Следующая проблема, требующая внимания: должно ли государство устанавливать минимальный размер опла­ты труда (МРОТ)? Среди экономистов нет единого мнения о необходимости установления минимума заработной пла­ты как механизма по предотвращению бедности. С одной стороны, он порождает безработицу среди некоторых низ­кооплачиваемых наёмных работников, с другой — приво­дит к повышению доходов тех, кто продолжает работать. Россия законодательно определяет минимальный размер оплаты труда в целях обеспечения всем занятым прием­лемого уровня жизни.

Однако здесь необходимо отметить своеобразие ситуации с минимальной зарплатой, сложившейся в нашей стране.

Если в развитых странах данный показатель складыва­ется примерно на уровне 40 % от средней зарплаты, то в России это соотношение составляет 15 %. При этом ми­нимальная оплата труда значительно отстаёт от уровня прожиточного минимума (см. книгу С. С. Носовой «Основы экономики», с. 120). Далее учитель организует анализ уча­щимися динамики изменений МРОТ и прожиточного мини­мума в России за последнее десятилетие, представленных в таблице учебника (можно спроектировать её содержа­ние на доску). Желательно обсудить причины сложившей­ся социально-экономической ситуации в сфере трудовых отношений, её влияние на рынок труда и действие его законов. Полезно акцентировать внимание учащихся на том, что российское правительство провозгласило борьбу с бедностью приоритетным направлением своей внутрен­ней политики и планирует принять меры по постепенному снижению несоответствия между ценой труда и прожиточ­ным минимумом. В обществе ведутся активные дискуссии о необходимости нормативного закрепления требования соответствия МРОТ прожиточному минимуму.

Целесообразно предложить учащимся подготовить сооб­щение на тему «Как побороть бедность в России?», исполь­зуя материалы Интернета, периодической печати о социаль­но-экономической политике государства, ситуации в сфере трудовых отношений, процессах их реформирования.

  1. Второй пункт плана предполагает знакомство с такой значимой функцией рынка труда, как распределение и пе­рераспределение трудовых ресурсов в общественном произ­водстве. Осмысление этой функции связано с овладением понятиями «занятость» и «безработица».

Положения учебного текста, связанные с характеристи­кой понятия «занятость», рекомендуется связать с реаль­ными процессами в жизни нашей страны. Полезно орга­низовать работу с документом в конце параграфа. Анализ текста и выполнение заданий позволят учителю подвести старшеклассников к выводу о том, что занятость в России стала определяться рыночными законами и это привело к возникновению такого социально-экономического явле­ния, как безработица. Учитель, опираясь на статистиче­ские данные, приведённые в учебном тексте, подчёркивает закономерный характер этого явления для рыночной эко­номики.

Усилить обоснованность вывода учителю поможет срав­нительный анализ статистических данных, представленных в таблице (см. вышеупомянутый учебник «Основы эконо­мики», с. 60).

Уровень безработицы в странах
с развитой рыночной экономикой, %

Страна

1990—1999 гг.

2001 г.

2011 г.

США

5,9

4,9

9,1

Германия

9,1

7,5

6,0

Франция

11,2

8,6

9,1

Испания

20,2

17,6

20,8




Данные таблицы позволяют подвести учащихся к выво­ду о том, что безработица — одна из главных социальных проблем не только для Российской Федерации. Не менее остро эта проблема стоит и перед странами с развитой рыночной экономикой.

Начавшийся в 2008 г. мировой финансовый кризис серьёзно обострил проблему безработицы. Она стала акту­альной для всех стран — как развивающихся, так и раз­витых. Так, уровень безработицы в 2011 г. в мире составил 6,1 %, в странах ЕС — 9,4 %. В России общий уровень безработицы в 2011 г. достиг отметки в 7,2 %.

Положения учебного текста, характеризующие различ­ные виды безработицы, могут быть самостоятельно изуче­ны учащимися. Для их закрепления старшеклассникам предлагается высказать свои предложения и помочь учи­телю заполнить таблицу на доске, а затем обсудить полу­ченные результаты работы.

Вид

безработицы

Причины

возникно­

вения

Продолжи­

тельность

Пути снижения уровня безработицы

Фрикционная




Структурная




Циклическая







Закрепить основные понятия и положения раздела поможет организация работы с соответствующими словар­ными статьями (см.: Популярная экономическая энци­клопедия. — М., 2001; Обществознание. Школьный сло­варь).

  1. Материал «Государственная политика в области за­нятости» тесно связан с содержанием параграфов «Рыноч­ные отношения в экономике», «Экономика и государство». Так, важно отметить, что обеспечение занятости населения является одной из целей и функций государства, регу­лирование же рыночных отношений, финансовая и соци­ально-экономическая политика государства тесно связаны с проблемой распределения трудовых ресурсов и создания условий для их воспроизводства.

Обращение к изученному ранее материалу поможет уча­щимся глубже усвоить положения учебного текста о фор­мах и методах государственного регулирования занятости. Важно связать основные понятия и положения текста учеб­ника с конкретными фактами из жизни страны.

На вопрос «Что же означает нынешний уровень без­работицы для российской экономики и для каждого кон­кретного человека?» учителю поможет дать обстоятельный ответ с опорой на реальные факты и статистические дан­ные упомянутое учебное пособие для вузов «Занятость населения» В. С. Боровика и др. (с. 193—197). Учебный материал этого пособия раскрывает социально-экономиче­ские последствия безработицы. Дополнительную информа­цию о состоянии и прогнозах рассматриваемого явления российской экономики можно получить также по поиско­вому запросу в Интернете «Безработица в России: состоя­ние и тенденции».

Рекомендуем предложить учащимся проанализировать следующие данные ряда зарубежных исследований:

  • год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет;

  • увеличение безработицы на 1 % приводит к росту чис­ла самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смерт­ности на 1,9 %.

Обсуждение со старшеклассниками приведённых данных поможет подвести их к пониманию и правильной оценке регулирующей роли государства в решении проблем заня­тости и безработицы.

Познакомиться с различными мерами активной и пас­сивной политики государства в сфере занятости учащиеся могут путём самостоятельного изучения учебного текста.

Примеры из российской практики государственных мер в сфере занятости желательно дополнить примерами из более длительного и разнообразного опыта деятельности западных правительств в этом направлении. Так, в реко­мендациях Комиссии по вопросам занятости стран ЕС организация общественных работ, особенно в сфере соци­альных услуг, а также по программам защиты окружаю­щей среды рассматривается в качестве одного из главных средств сокращения растущей в последние годы безрабо­тицы. Финансирование программ на рынке труда требует выделения средств из государственного бюджета. Обыч­но эти расходы составляют от 0,6—0,7 % ВНП в Японии и США до 1,2—2 % в Италии, Великобритании и Норве­гии. Нидерланды, Дания, Испания расходуют на эти цели 3—5 % ВНП (см. учебник С. С. Носовой «Основы эконо­мики», с. 70).

В условиях ограниченности государственных ресурсов для поддержания уровня занятости ведётся поиск нетра­диционных форм содействия трудоустройству. Например, в 17 государствах Европы действуют программы, допуска­ющие выплату безработному всей суммы пособия по без­работице за максимально возможный срок при условии от­крытия им собственного дела (обычно это семейное пред­приятие в сфере услуг). Поддержка государства определя­ет достаточно высокую степень выживаемости подобных фирм.

Аналогичные программы начали применяться и в Рос­сии, однако обеспечить выживаемость таких предприятий у нас пока ещё крайне сложно.

Полезно предложить школьникам назвать меры госу­дарственного регулирования в сфере занятости и привести конкретные примеры.

Активизировать познавательную деятельность учащихся, помочь им сформировать собственную позицию по рассма­триваемой проблеме полезно через привлечение знаний из истории, географии, общественной жизни. Актуализировать эти знания поможет постановка и обсуждение следующих вопросов: 1) Какие факты окружающей жизни характери­зуют действие рынка труда в российской экономике? 2) Где можно найти информацию о спросе и предложении на этом рынке? 3) Какие трудовые услуги пользуются наибольшим спросом на российском рынке труда? 4) Кто может оказать вам помощь в трудоустройстве? 5) Если человек потерял работу, то как он может приобрести другую профессию?

Этап закрепления

Советы рубрики «Практические выводы» помогут уча­щимся овладеть способами рационального поведения в усло­виях рынка труда, повысить свою конкурентоспособность.

Выполнение заданий 1* 2, 3 к параграфу потребует от учащихся осмысления изученного, аргументирования сво­ей позиции по основным положениям параграфа.

Предложите учащимся решить задачу: «Экономически активное население страны составляет 85 млн человек. Норма безработицы в стране равна 7 %. Рассчитайте чис­ло занятых и безработных».

Задания в формате ЕГЭ.

  1. Верны ли следующие суждения?

А. Условием снижения уровня безработицы является сниже­ние налогообложения.

Б. Поддержка государством предпринимательской активности населения способствует снижению уровня безработицы.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

  1. Найдите в приведённом ниже списке возможные причины безработицы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. ограничение розничной торговли

  2. спад производства

  3. увеличение числа частных предприятий

  4. расширение автоматизации производства

  5. усиление конкуренции среди производителей

  6. низкая мобильность работников

Домашнее задание

Учебник, § 10. Составить рейтинг самых востребованных профессий на рынке труда вашего региона, города (посёлка), используя материалы Интернета (например, сервер Феде­ральной службы по труду и занятости www.rostrud.info, ссылку на территориальные органы Роструда по вопро­сам занятости населения в вашем регионе), информацию, полученную из беседы с родителями, знакомыми (возмож­ны посещения местного центра занятости, биржи труда, центра профориентации молодёжи и др.).

Наиболее подготовленным учащимся: эссе на основе высказывания Ф. Хайека: «Конкурентный строй — един­ственный, где человек зависит лишь от самого себя, а не от милости сильных мира сего и где никто не может поме­шать его попыткам достигнуть намеченной цели».

Проект (индивидуально или в группе) «Молодёжь на рынке труда: как не оказаться безработным».

Представить результаты опроса среди сверстников: ка­кой из предложенных вариантов получения доходов вы предпочли бы в будущем?

  1. Иметь сравнительно небольшой, но твёрдый зарабо­ток и уверенность в завтрашнем дне.

  2. Много работать и хорошо получать, пусть даже без гарантий на будущее.

  3. Иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск.

  4. Не знаю.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок обществознания по теме «Занятость и безработица»

Автор: Василенко Ярослава Евгеньевна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257399

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок по теме "Занятость и безработица" (с применением кейс - технологии)"
    ["seo_title"] => string(68) "urok_po_teme_zaniatost_i_bezrabotitsa_s_primeneniem_keis_tekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "539645"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1581665127"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока обществознания в 11 классе по теме "Занятость и безработица" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-v-11-klassie-po-tiemie-zaniatost-i-biezrabotitsa"
    ["file_id"] => string(6) "152812"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420905924"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Разработка урока по обществознанию для обучающихся 11 класса по теме "Занятость и безработица""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_obshchiestvoznaniiu_dlia_obuchaiushchikhsia_11_klassa_po_tie"
    ["file_id"] => string(6) "353157"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477726486"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока на тему "Занятость и безработица""
    ["seo_title"] => string(47) "konspekt_uroka_na_temu_zaniatost_i_bezrabotitsa"
    ["file_id"] => string(6) "593129"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638292061"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Разработка урока обществознания в 8 классе "Безработица и ее причины""
    ["seo_title"] => string(73) "razrabotka_uroka_obshchestvoznaniia_v_8_klasse_bezrabotitsa_i_ee_prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "611844"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1660830211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства