Урок по теме "Занятость и безработица" (с применением кейс - технологии)
Урок по теме "Занятость и безработица" (с применением кейс - технологии)
Разработка урока по обществознанию для 10 класса. В данной разработке используется технология кейс - метода и ребята работают с документами по теме "Занятость и безработица"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Занятость и безработица" (с применением кейс - технологии)»
План-конспект урока
Класс: 10
Тема урока: Занятость и безработица
Цели урока:
1.Образовательная: Дать учащимся знания о населении, познакомить учащихся с проблемами населения: проблема занятости и безработицы населения. Рассмотреть такие понятия как безработица и демография.
2.Развивающая: Способствовать развитию навыков с таким источником информации как документ, что позволяет развивать аналитические навыки, т.е. умение выделять существенную информацию и интерпретировать ее. Способствовать развитию устной речи учащихся: умение учащихся формулировать свою точку зрения, высказывать свое мнение и выслушивать мнение одноклассников. Умение делать выводы и аргументировать их.
3.Воспитательная: Способствовать воспитанию у учащихся уважения к людям, представителям различных национальностей, которые населяют нашу страну Россию.
План урока:
1.Орг.момент. (3 мин.) Организовать учащихся , настроить их на работу на уроке
2.Изучение нового материала. (20 мин.) При этом ключевыми вопросами для рассмотрения являются:
2.1. Понятие население
2.2. Проблема занятости и безработицы населения
3. Закрепление материала изученного на уроке происходит во время выступлений учащихся. (15 мин).
Ход урока:
1.Мотивация.
Когда мы изучаем ход истории, перед нашим мысленным взором встаёт грандиознейшая картина общественной жизни, развития народов: производственная деятельность, возникновение, расцвет и распад могущественных государств. Перед историками, обществоведами и другими учеными, пытавшимися понять, осмыслить исторический процесс, вставал вопрос: что является движущей силой истории, что вызывает и обусловливает ход и исход исторических событий, подъём или упадок в жизни народов, войны, восстания, революции и другие народные движения?
В обществе действуют люди, одарённые сознанием, разумом, волей. События истории совершаются большими или меньшими массами людей, населяющими страну, которые принадлежат к тем или иным общественным классам и движимы определёнными интересами и идеалами. И сегодня нас нашем уроке мы рассмотрим население России в современное время.
Учащимся предлагается записать тему урока в тетрадь; и просмотреть небольшой ролик о населении. После просмотра ролика ученикам дается задание:
Задание:
На листах бумаги составьте кластер, то есть подберите ассоциации, которые возникают у вас с термином население, и запишите их.
Учащимся каждой группы дается задание подобрать слова ассоциации, возникающие с понятием население.
Итог работы: общий кластер класса на доске.
НАСЕЛЕНИЕ
люди жители России
общество
народ граждане
личности толпа разные национальности
родные и близкие
Учащимся задается вопрос:
Как вы думаете что такое население? Какое определение термину население вы можете предложить?
Учащиеся устно отвечают на вопрос.
Ответы учащихся:
Население - совокупность людей, проживающих в пределах данной территории.
Население - группа людей, объединённая общими признаками, территория, культура, историческое прошлое.
Таким образом, население – это совокупность индивидуумов, проживающих в пределах данной территории, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Учащиеся записывают определение термина население в тетрадь.
Население – это совокупность индивидуумов, проживающих в пределах данной территории, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Постепенно исторически развиваясь от столетия к столетию у населения возникало множество проблем, некоторые проблемы решались на протяжении веков и столетий, а некоторые продолжают решаться и в современное время, и сегодня вам представиться попытка рассмотреть и попробовать решить некоторые важные и актуальные на сегодняшний день проблемы населения нашей страны.
Кейс « Проблема занятости и безработицы населения».
Документы:
Выдержки из документа РФ
«ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 27.12.2009)
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья1.Занятость граждан
1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).
2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения 1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
-развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
-обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
-создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; -поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
-осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
-предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; -поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; -объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
-координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
Выдержка из статьи:
Аспектный анализ безработицы в РФ
Эффективность использования трудовых ресурсов оценивается уровнем безработицы в обществе. Безработица — социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу. К экономически активному населению относятся граждане, проявляющие трудовую активность (обеспечивающие предложение труда), включая занятых и безработных. Так, в России в 2000 г. экономически активное население Российской Федерации составляло 71,5 млн. человек (менее 50% всего населения), из них 90,2% было занято в народном хозяйстве, а 9,8% были безработными. Этот показатель выше уровня естественной нормы безработицы, который в экономически развитых странах составляет 5—6%. (Вспомните из уроков истории, с какими процессами в экономике, и в частности в производстве, это могло быть связано.)
Экономисты отмечают, что в период спада экономики безработица увеличивается, в периоды подъема — снижается. Так, уровень безработицы в РФ за период 1992— 1999 гг. вырос с 4,7 до 12,6%, но за 2001 — 2003 гг. средний уровень безработицы снизился до 8,9%.
В условиях рыночных отношений всегда есть люди, ищущие работу. Рыночной экономике обычно присущ определенный средний уровень безработицы, вокруг которого колеблется занятость населения. Этот уровень называется естественным и считается неизбежным.
Безработным, как правило, угрожает потеря квалификации, социального статуса и снижение жизненного уровня. Кто имеет больше шансов потерять уверенность в получении работы?
Отечественные социологические исследования свидетельствуют о том, что теряют работу и длительное время ведут ее поиск те, кто, как правило, владеют одной специальностью, не знают основ рыночной экономики и рынка труда, новых профессиональных требований, длительное время не повышают свою квалификацию, не имеют навыков самообразования, не коммуникативны. У молодежи снижают шансы найти работу отсутствие опыта, низкий профессионализм, невысокий уровень образования.
Для того чтобы преодолевать негативные последствия безработицы, снижать ее уровень, необходимо знать причины ее возникновения, вид безработицы, с которым столкнулась экономика.
Фрикционная безработица возникает вследствие перемены места жительства, несовершенства трудового законодательства, низкой мобильности работников, неосведомленности людей о возможности найти работу с устраивающим их уровнем оплаты, высокого уровня пособия по безработице по сравнению с заработной платой. Всегда находится некоторое количество работников в положении «между работами» — одни разочаровались в профессии, другие ищут лучшие условия труда и его оплаты, третьих уволили. Особенностью этого вида безработицы является ее непродолжительность.
Структурная безработица, как правило, связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса. Этот вид безработицы носит более устойчивый и длительный характер, поэтому считается более серьезной проблемой. Структурная безработица вызывается структурными изменениями в экономике, исчезновением одних отраслей и появлением других под влиянием научно-технического прогресса. Многие виды товаров исчезают, а с ними исчезают и многие профессии. Например, сейчас почти повсеместно пишущие машинки заменены компьютерами, а значит, исчезают профессии машинисток и тех, кто был связан с производством и ремонтом пишущих машинок. Уменьшается число рабочих в результате применения новых технологий, автоматизации и компьютеризации производства. Из-за таких изменений спрос на одни профессии уменьшается, на другие, включая новые, увеличивается. Работник попадает в условия структурной безработицы, если у него нет требуемой профессии или квалификации, его навыки устарели. Еще одна возможная причина — международная конкуренция, если отечественная продукция вытесняется с рынка иностранными производителями. Так, появление на российском рынке большого количества импортных продуктов питания, одежды привело к сокращению работников на отечественных предприятиях пищевой, легкой промышленности.
Задание к кейсу №2:
1. Согласно документу определите, что такое занятость населения?
2. На основе представленного материала выделите причины безработицы?
3.Какие решения данной проблемы вы можете предложить?
3. Закрепление материала. Заслушиваются выступления учащихся.
Таким образом, на уроке были рассмотрены проблемы касающиеся населения нашей страны. Как мы увидели в ходе урока все эти проблемы взаимосвязаны, так как от здоровья населения зависит демографическая ситуация в стране, от демографической ситуации зависит занятость населения в будущем. Вы сделали попытку выработать меры по решению данных проблем. Возможно, в будущем вам удастся реализовать эти меры таким образом решив многие проблемы в нашей стране, ведь только от нас зависит наше будущее.