Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Занятость и безработица"»
Урок по обществознанию "Занятость и безработица"
Составила учитель истории и обществознания Амбарцумян Ж.Г.
Цель урока: создать условия для формирования представления об одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики – безработице, её последствиях и мерах государственного регулирования.
Задачи урока:
Обучающие: сформировать у обучающихся представления о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, а также мерах её государственного регулирования;
Развивающие: развивать умение поиска и выделения необходимой информации в источниках различного типа, умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, владение основами проектно-исследовательской деятельности; формировать умение работать в группе;
Оборудование урока: учебник. Обществознание. 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, компьютер, экран, проектор, презентация.
Основные понятия: занятые, безработица.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Подготовка класса к работе.
Проверка домашнего задания в ходеблиц – опроса: учащимся следует ответить «да» или «нет» применительно к каждому выдвинутому суждению.
а) Финансы – это совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств.
б) Банковская система – это совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций.
в) Выпуск денежных знаков в стране осуществляет Центральный банк и крупные коммерческие банки.
г) Небольшую инфляцию (не более 5% в год) принято считать естественной.
д) Пассивные операции банка – это предоставление различных по срокам и размерам кредитов.
II. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
III. Актуализация знаний
Организация беседы по теме «Занятость и безработица». Для актуализации имеющихся у обучающихся знаний преподаватель задаёт им следующие вопросы: безработица – зло или благо для рыночной экономики? Способно ли государство справиться с безработицей? Как не оказаться безработным?
IV. Изучение нового материала
Причины, виды и формы безработицы (Слайд 1)
Изучение первого пункта плана начинается с работы над терминами «экономически активное население» («совокупная рабочая сила»), «занятые», «безработные», «безработица». Учитель предлагает обучающимся, обратившись к тексту учебника (§ 10), фрагментам из Трудового кодекса РФ, дать определение вышеназванных понятий.
Экономически активное население (совокупная рабочая сила) – всё трудоспособное население. (Слайд 2)
Занятые – та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.
(Слайд 3)
Безработные – относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.
Безработица – социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу. (Слайд 4-5)
Характеризуя понятие «занятость», учитель рекомендует обучающимся связать его с реальными процессами в жизни нашей страны. С этой целью организуется работа обучающихся с документом в конце § 10. (Слайд 6)
Анализ данного текста и выполнение заданий к нему подводят обучающихся к выводу о том, что занятость в России определяется рыночными законами. Это привело к возникновению такого социально-экономического явления, как безработица. Обучающиеся, анализируя предложенные статистические данные, реальные факты современности, подчёркивают закономерный характер этого явления для рыночной экономики.(Слайд 7) Далее осуществляется работа обучающихся над вопросом «Критерии отнесения граждан РФ к категории безработных». (Слайд 8) Обучающиеся заполняют таблицу, отвечают на вопрос.
В РФ безработными признаются граждане, которые
не имеют работы и заработка
зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы
готовы приступить к работе
(Слайд 9)
При изучении причин, видов и форм безработицы класс делится на три группы. Группам предлагается выполнить следующее задание: самостоятельно работая с материалом учебника (§ 10) и заданиями (раздаточный материал), определить: – 1 группа – причины безработицы; – 2 группа – виды безработицы; – 3 группа – формы безработицы. (Слайд 10)
Обучающиеся в группах выполняют задания, готовят материал, который представляют к защите, а затем обсуждают полученные результаты работы. 1 группа – причины безработицы. (Слайд 11)
Причины безработицы
Завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы
Низкий спрос на рабочую силу
Негибкость, характерная для рынка труда
Вывод, к которому приходят обучающиеся: наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.
2 группа – виды безработицы. (Слайд 12)
Основные виды безработицы
Фрикционная
Временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую
– смена места жительства; – недовольство зарплатой; – разочарование в профессии. Особенность – непродолжительность.
Структурная
Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации
– изменение конъюктуры рынка по отраслям и регионам. Особенность – исчезновение и появление профессий.
Циклическая
Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства
– возникает в период спада; – исчезает или сокращается в период подъёма. Особенность – привязана к продолжительности фаз экономического цикла.
Сезонная
Невозможность работника работать в определённое время (сезон года)
фрикционная безработица + структурная безработица = естественный уровень безработицы
3 группа – формы безработицы. (Слайд 13)
Основные формы безработицы
Открытая
Человек трудоспособного возраста не имеет постоянной работы и источника доходов, но активно их ищет
Скрытая
Работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства
Текучая
Связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда
Застойная
Длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы
Обсуждение полученных результатов работы.
Государственная политика в области занятости. (Слайд 14)
Последствия безработицы
Позитивные
Негативные
– формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства; – сдерживаются требования профсоюзов в
– недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального; – снижение уровня жизни населения
части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции; – усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду
(сокращается потребительский спрос, уровень сбережений); – потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства; – моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности
Обучающиеся самостоятельно знакомятся с новым материалом, заполняют таблицу в тетрадях «Безработица и её последствия», комментируют её.
Безработица и её последствия (Слайд 15)
Что такое безработица
Последствия безработицы для национальной экономики
Последствия безработицы для семьи
Ученики с учителем анализируют следующие данные ряда зарубежных исследований: – год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет; – увеличение безработицы на 1 % приводит к росту числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %.
Обсуждение с обучающимися приведённых данных поможет подвести их к пониманию и правильной оценке регулирующей роли государства в решении проблем занятости и безработицы.
Учитель предлагает обучающимся познакомиться с различными мерами активной и пассивной политики государства в сфере занятости путём самостоятельного изучения учебного текста (§ 10).
Актуализировать эти знания поможет постановка и обсуждение следующих вопросов: 1) какие факты окружающей жизни характеризуют действие рынка труда в российской экономике?; 2) где можно найти информацию о спросе и предложении на этом рынке?; 3) какие трудовые услуги пользуются наибольшим спросом на российском рынке труда?; 4) кто может оказать вам помощь в трудоустройстве?; 5) если человек потерял работу, то как он может приобрести другую профессию?
V. Закрепление
VI. Итоги урока. Рефлексия
Определение обучающимися своего эмоционального состояния на уроке, осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата. Ответы на вопросы. Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание. Параграф 10, вопросы к параграфу (Слайд 16)