Организационный момент | Создать условия для включения учащихся в урок. Создать благоприятный эмоциональный фон | Проверка готовности к уроку. Вступительное слово учителя: желаю хорошего настроения, положительных результатов, приятного общения. | Дети проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, настраиваются на работу. | самоопределение (Л) |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Постановка целей и задач урока | Актуализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме, пробудить к ней интерес.
Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами.
Структурировать последующий процесс изучения материала. | Создание учебной ситуации Предлагает слайд с изображением совместной деятельности людей в различных ситуациях. Задание: Рассмотрите фото на слайде. Что объединяет эти картинки? О чем пойдет речь на уроке? Учитель сообщает тему урока: «Межличностные отношения». Предлагает сказать, что знают о межличностных отношениях, что не знают и хотят узнать. Заполняет табличку на доске под диктовку детей. | Дети рассматривают иллюстрации. Предположения детей: изображены люди, они общаются, взаимодействуют друг с другом. Ответы детей: об отношениях между людьми. Учащиеся говорят, что они знают и что хотели бы узнать. | самоопределение (Л)
смыслообразование(Л)
формулирование познавательной цели (П)
целеполагание (Р)
|
Актуализация знаний. | Соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание; | Создает учебную ситуацию Задание: У хозяина есть верный пес. Могут ли возникнуть межличностные отношения между хозяином и его собакой? Задание: В автобус зашел пассажир. Можно ли назвать межличностными отношения между кондуктором в автобусе и случайным пассажиром, когда тот берет билет? | Учащиеся озвучивают свои предположения. Высказывают свои суждения и делают вывод: все отношения между людьми- межличностные. | осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
выдвижение гипотез и их обоснование(П)
волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
|
Усвоение новых знаний | Поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова. Получение новой информации и ее осмысление. | Организует работу с культурно – историческими аналогами (работа с учебником) Проверим свое предположение теоретическими суждениями. Дает задание ознакомиться с текстом в учебнике стр.50-51 Называет этапы формирования межличностных отношений: взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимодействие Рефлексия: дайте понятие, что называем «межличностными отношениями». Работа в парах. Озвучивает правила работы в парах. Дает задания парам. Создает учебную ситуацию. Задание: На листочках написаны разные чувства, которые испытывает человек. Подчеркните чувства, которые помогают вам в жизни, обведите кружком –отрицательные чувства. Проверяет выполненную работу. Назовите чувства, которые сближают людей. Они вызывают симпатию в отношениях. Показывает на слайде определение симпатии. Назовите чувства, которые разъединяют людей. Они вызывают антипатию в отношениях. Показывает на слайде определение антипатии. Рефлексия. Что влияет на межличностные отношения? | Учащиеся читают и приводят аргументы, изменяя точку зрения. Называют особенности межличностных отношений: непосредственный контакт, обоюдный характер (взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимодействие).
Учащиеся сами выводят определение.
Ребята подчеркивают слова, которые обозначают положительные чувства, обводят кружком- отрицательные чувства. Все делают два задания, третье, добавить чувства к каждому списку, по желанию.
Учащиеся называют результат своей совместной работы в парах.
Высказывания детей. Осознание роли чувств. | извлечение необходимой информации из текстов (П)
анализ, обобщение , классификация (П) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
подведение под понятие (П) осознание ответственности за общее дело (Л) следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации(К) контроль(Р) коррекция(Р) |
|
Снятие напряжения; поддержание активности учащихся. | Создание учебной ситуации. Демонстрирует фрагмент из мультфильма по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Задание: Посмотрите фрагмент из мультфильма. Назовите героев мультфильма? Дайте характеристику им. Какие чувства вызывает девочка- разбойница? Продолжает демонстрацию мультфильма. Посмотрите следующий фрагмент. А теперь какие чувства вызывает девочка- разбойница? Часто межличностным отношениям мешают стереотипы. | Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма. Обстановка спокойная, доброжелательная. Ответы детей (антипатию) Ответы детей (симпатию). Дети изменяют точку зрения. Объясняют причины своих ошибок. Учащиеся делают вывод: важно понять другого человека. | самоопределение (Л) нравственно- эстетическое оценивание(Л)
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
|
Усвоение новых знаний Самостоятельная работа Закрепление изученного. Самоконтроль | Получение новой информации; ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы, что осталось не понятно); соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова. | Создание учебной ситуации Маркировка текста с использованием значков Задание: Прочитайте текст и по мере чтения ставьте на полях соответствующие значки. ( «v», «+», «-», «?») | Перечислите основные виды межличностных отношений Дайте названия кругам общения. Предлагает дать краткое пояснение своему выбору. Учебная ситуация Задание: послушайте притчу, притча- это искусство слова попасть в сердце. Показывает через документ- камеру притчу и читает вслух. Какие тайны раскрыла нам притча? Рефлексия: Какие струны вашей души затронула притча? Учебная ситуация Психологическая игра «Собери фигуру» Условия игры: создаются по желанию три группы по 4 человека. Знакомит с инструкцией: без слов, не выхватывая элементы фигуры у партнера, составить за 1 мин. прямоугольник. Рефлексия: Чего вам не хватило, чтобы выполнить условия игры? Учитель предлагает выполнить тест, сделать самопроверку по образцу. | Ребята читают текст на стр.52-53 с использованием значков | «v», «+», «-», «? (по мере чтения ставятся на полях справа) | Ученики с места определяют, какой вид межличностных отношений, какой круг должен занять. Учащиеся слушают притчу. Высказывают свое мнение, суждение. Все остальные наблюдают за работой в группах и делают вывод по результатам. Предполагаемый ответ: для положительного результата необходимо взаимопонимание, взаимодействие. Ученики выполняют самостоятельно тест, проверяют себя сами | поиск и выделение необходимой информации (П) волевая саморегуляция(Р) адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) анализ, синтез, классификация (П); извлечение из текстов необходимой информации (П) самоконтроль (Р) коррекция (Р) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
нравственно- эстетическое оценивание(Л) самоопределение(Л) следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) волевая саморегуляция(Р) осознание ответственности за общее дело (Л) оценка(Р) подведение под понятие, выведение следствий(П) самоконтроль (Р) оценка результатов деятельности(Р) |
Рефлексия | Выражение новых идей и информации собственными словами; целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
| Учитель предлагает закончить «незаконченные предложения», возвращаясь к табличке, которую составляли в начале урока: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Оказывает помощь в определении достигнутых результатов. Учитель благодарит ребят за работу. | Дети высказывают собственное мнение. Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. | осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) рефлексия способов и условий действия (П) оценка результатов деятельности (П) самооценка на основе критерия успешности (Л) адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К) |