Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы уголовного права». (11 класс)
Тип урока: повторительно-обобщающий с применением интерактивной доски.
Цели: 1. Повторение и обобщение пройденного материала по теме «Основы уголовного права».
2. Определение значимости и актуальности уголовного права.
Задачи:
Образовательные: закрепить навыки работы с основными понятиями темы и по решению правовых задач, проблемных ситуаций.
Развивающие: развить навыки самостоятельной работы обучающихся и решения заданий, умения работать с интерактивной доской и источниками ; способствовать развитию умения выделять главное, делать выводы, систематизировать знания по теме.
Воспитательные: способствовать формированию правовой культуры обучающихся, познавательного интереса к изучению основ уголовного права, привитию уважения к законам и правовым нормам.
Оборудование: классная и магнитная доски, компьютер, интерактивная доска, тетради для творческих работ, плакат с высказываниями, карта-схема, карточки-задания, выдержки из Уголовного кодекса и Конституции РФ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему уголовное право »
Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы уголовного права». (11 класс)
Тип урока: повторительно-обобщающий с применением интерактивной доски.
Цели: 1. Повторение и обобщение пройденного материала по теме «Основы уголовного права».
2. Определение значимости и актуальности уголовного права.
Задачи:
Образовательные: закрепить навыки работы с основными понятиями темы и по решению правовых задач, проблемных ситуаций.
Развивающие: развить навыки самостоятельной работы обучающихся и решения заданий, умения работать с интерактивной доской и источниками ; способствовать развитию умения выделять главное, делать выводы, систематизировать знания по теме.
Воспитательные: способствовать формированию правовой культуры обучающихся, познавательного интереса к изучению основ уголовного права, привитию уважения к законам и правовым нормам.
Оборудование: классная и магнитная доски, компьютер, интерактивная доска, тетради для творческих работ, плакат с высказываниями, карта-схема, карточки-задания, выдержки из Уголовного кодекса и Конституции РФ.
Ход урока:
1. Учитель: « Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение материала по теме «Основы уголовного права». Вы знаете, что значение этой темы велико, она актуальна в наше трудное и несправедливое время. Даже ребёнку необходимо знать, что такое хорошо, а что - плохо. А уж тем более всем нам, здесь находящимся! Мы должны обладать правовой культурой, знать законы, т.к. их нарушение приводит общество в дикое, варварское состояние. Но, к сожалению, бывает и так: человек знает, что за любое преступление следует наказание, но почему, он идёт на преступление?
В течение урока нам предстоит ещё раз обратиться к данной теме и закрепить знания с помощью правовых задач и ситуаций.
2. Работа с понятиями темы ( тетради для творческих работ) . Задание : каждый у себя в тетрадях составляет список основных понятий темы (один из учащихся – на обратной стороне доски) , затем ученик проходит на своё место. Учитель предлагает начальную цифру, например, 5 понятий. Кто может предложить больше? Участники называют свою цифру. Кто больше назовёт, тот и зачитывает из своей тетради список слов. Если у нескольких одинаковое количество слов, то зачитывает тот, кто первый поднял руку. Одновременно проверяется список с записями ученика и учителя (см. интерактивная доска : кодекс, презумпция невиновности, вменяемость, конфискация, вандализм, мошенничество, шпионаж, закон, присяжные заседатели, невменяемость,
Учитель просит пройти к интерактивной доске и вставить при помощи маркера в понятия пропущенные буквы. После чего ученикам предлагается:
1. по цепочке раскрыть содержание этих понятий;
2.составить словосочетания и предложения с каким-нибудь из понятий.
3.составить в тетрадях синквейн со словами «преступление» и «наказание». Учитель проверяет синквейны.
3. Учитель раздаёт ученикам карточки-задания (письменные и устные).
Приложение 2. Слайд № 2.Работа с интерактивной доской: Карточка №1: Из приведённых ниже преступлений выбрать и в первый столбик отнести преступления против собственности, во второй - в сфере экономической деятельности: незаконная банковская деятельность, кража, неправомерное завладение автомобилем, заведомо ложная реклама, лжепредпринимательство, контрабанда, вымогательство.
Дополнительно учителем задаётся вопрос: Что такое кража?
Ответ: Кража- это тайное хищение имущества.
Работа в тетрадях, один ученик у интерактивной доски. Приложение 3. Слайд № 3. Карточка № 2: Из приведённых ниже преступлений выписать преступления против собственности : жестокое обращение с животными, незаконный арест, вымогательство, кража, грабёж, разбой, мошенничество, обман потребителя.
Дополнительный вопрос - Что такое шпицрутены и арест?
4.Учитель: « А теперь обратим внимание на данную схему:
Право
Уголовное Закон
право
УК Преступление
Наказание
Задание: раскрыть содержание каждого понятия. 1 ряд- право? Каково назначение права? Каковы формы права?
Ответ: Право-система установленных государством общеобязательных правил поведения и норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Правила поведения существуют для всех, независимо от социального положения. Формы права- законы и подзаконные акты.
Работа с цитатой №1 : Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага.
Вл. Соловьёв.
2 ряд- Что такое закон?
Ответ: Закон - нормативно-правовой акт, принимаемый высшими органами государственной власти, обладающий юридической силой.
Работа с цитатой №2: Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон.
О. Бальзак.
5. Учитель: Право имеет общий корень с такими словами, как «правило», «правда», «справедливость». Прослушаем сообщение по теме «Русская Правда».
6. 3 ряд работает с понятием «уголовное право»( см. схема) Какова задача и функции уголовного права. Что такое УК? Каковы особенности нового УК?
Ответ: Уголовное право- совокупность правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания для уголовной ответственности и освобождения от неё. Задача- защита общества от преступлений. Функции - регулятивная, охранительная, воспитательная.
УК- уголовный кодекс, который был принят в 1997. Особенности:
- включены ранее отсутствующие главы об ответственности за преступления против конкретных прав и свобод человека, семьи, несовершеннолетних;
- большое внимание уделяется ответственности за преступления против собственности и интересов государственной службы;
- введены новые статьи, которые предусматривают повышение ответственности за терроризм и продажу детей;
- включены новые преступления - наёмничество, экоцид, геноцид;
- большое внимание уделяется интересам отдельной личности.
7. Вопросы ко всему классу: А что такое преступление?( см. схему)
Ответ: Это общественноопасное деяние, запрещённое УК.
Учитель зачитывает задание карточки № 4: «Задуманное, хотя и неосуществлённое, преступление есть всё же преступление»,- сказал философ Сенека. Согласны ли Вы с ним, ответ обоснуйте при помощи статьи Уголовного кодекса.
Ответ: если преступление было задумано, но не совершено или не доведено до конца, то преступление - есть. А если лицо добровольно отказалось, то преступления - нет.
8. Учитель перечисляет преступления, если они относятся к определённому виду преступлений, то ученики поднимают руку.
2. Является ли преступлением против мира и безопасности человечества
- геноцид; - клевета; - пропаганда войны.
9. Учитель зачитывает отрывок из литературного произведения. Задание для учащихся - определить из какого произведения данный отрывок, как называется вид преступления. Ответ: «Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов, глава «Тамань», контрабанда. Что такое контрабанда? Ответ: это незаконное перемещение товаров и иных ценностей через государственную границу.
На какие категории подразделяются преступления? Ответ: 1 категория - лёгкой тяжести до 2-х лет; 2 категория- средней тяжести до 5 лет; 3 категория- тяжкие до 10 лет; 4 категория- особо тяжкие, свыше 10 лет.
10. Работа с карточками, которые предлагались учащимся в начале урока (устные ответы). Карточка №7: Какие черты характера могут спровоцировать человека на преступление- вспыльчивость, мстительность, смелость, настойчивость, дружелюбие, коварство, доверчивость, резкость?
Работа с интерактивной доской: Приложение 5.Слайд № 5. Карточка №8: Какие из причин преступлений являются объективными. А какие- субъективными : -нищета семьи; - низкий уровень образования человека; - порнография и сцены насилия на экране телевизора; - озлобленность человека (соотнести причины ).
Ответ:
объективные
субъективные
нищета семьи, порнография
низкий уровень образования, озлобленность
11. За любое преступление следует наказание. Что такое наказание? ( см. схему) Ответ: наказание- мера государственного принуждения, назначаемая судом. В разные исторические эпохи существовали разные виды наказаний. Прослушаем сообщение на тему « Принцип талиона в Древней Вавилонии».
12. Работа с цитатой №3. Пусть совершится правосудие (справедливость), если даже погибнет мир.
Франциско1.
А какие существуют наказания в наше время? Учитель предлагает назвать по цепочке.
13. Карточка №10. Какие нормы современного российского уголовного права соотносятся с идеями, содержащимися в приведённых ниже текстах?
«Не должен несть себе от соперника первый удар ожидать, ибо через такой первый удар может такое причиниться, что и противиться весьма забудет» (Из воинских артикулов Петра1).
«Если, идущу мне, нападёт на меня злодей и,вознёсши над головой моей кинжал, восхочет меня им пронзить,-убийцею ли я почтуся, если я предупрежу его в его злодеянии и бездыханного его к моим ногам повергну?» (Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву.)
Ответ- необходимая оборона.
14. Карточка №11: Гражданин А. Подвергся нападению двух злоумышленников, ворвавшихся в его квартиру. Они потребовали 2000 долларов и отказа от права на жилплощадь в возмещение ущерба, понесённого ими в момент автомобильного столкновения. Свои требования они сопровождали зверским избиением своей жертвы. Опасаясь за свою жизнь и жизнь жены, гражданин А. Сумел из охотничьего ружья двумя выстрелами убить обоих вымогателей. Имели ли место в данном случае событие преступления и состав преступления? На какую статью УК вы сощлётесь для обоснования своего ответа? Чем отличается необходимая оборона от крайней необходимости?
Ответ: нет. Ст.39. (отвечает ученик, который получил эту карточку заранее)
15.Карточка №12: Шестилетний Сергей находился дома один. Он ждал друга Виктора. Раздался звонок, Сергей открыл дверь – на пороге стояли мужчина и женщина. Они попросили разрешения срочно позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там мальчика ударили по голове и завязали ему глаза и рот. Преступники быстро сложили в пакеты видеомагнитофон, компьютер, вещи, деньги, драгоценности и направились к выходу. В дверях они столкнулись с Виктором, который держал на повадке овчарку. Виктор сразу заподозрил неладное и дал собаке команду «фас». Овчарка схватила мужчину за руку, прокусив вену и сухожилия. На шум отозвались соседи. Правонарушители были задержаны. На суде обвиняемый подал встречный иск в связи с причинением ему тяжких телесных повреждений. Какие преступления были совершены в данной ситуации? Будет ли удовлетворён встречный иск обвиняемого? (отвечает ученик, получивший эту карточку).
16. Сообщение по теме « Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних».
17. Выполнение тестов:
1.В российском уголовном праве совершение деяния в состоянии необходимой обороны
1) расценивается как тяжкое преступление;
2)не является преступлением;
3)не учитывается как юридический значимый факт.
2.Добровольный отказ от совершения преступления
увеличивает ответственность;
исключает уголовную ответственность;
не учитывается уголовным правом.
3.Осужденным несовершеннолетним назначается лишение свободы на срок
не более 8 лет;
не более 10 лет;
не более 15 лет.
17.Учитель просит учеников пойти к интерактивной доске и выполнить задание карточки № 5: при помощи стрелок соотнести преступления и их названия Приложение 4.Слайд № 4.
1. Вера получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки им ювелирных изделий, после чего скрылась.
1. хулиганство
2. В городе Н. Был организована, вооружённая автоматами и пистолетами, группа для осуществления нападений на граждан и организации.
2. мошенничество
3. Александр Е. в пьяном виде ударил соседа, угрожал другим физической расправой, размахивая кухонным ножом.
3. бандитизм
18.Работа с интерактивной доской.Приложение 6. Слайд № 6.Карточка №13. Начертите схему на тему «Соучастие и виды соучастников», используя ст. 32, 33 УК Р. Ф. Дайте определения видам соучастников преступления.
19.Подводится итог: Как вы считаете, нужно ли обладать правовой культурой? Почему?
Сегодня на уроке вам пришлось много отвечать на различные вопросы, самостоятельно работать, решать задачи. Обратите внимание на те общие моменты, которые вам пришлось употреблять в вашей работе-
- умение обобщать;
- умение строить свой ответ, опираясь на дополнительный материал;
- умение применять свои знания при решении проблемных ситуаций.
20. Рефлексия: учитель просит учеников перед уходом на перемену подойди к интерактивной доске и маркером изобразите своё настроение на уроке, понравилось или нет ( ).
21. Д\з: Оцените урок по шкале полезности от «1» до «5». Оценку аргументируйте.
Выполните задания карточек № 6 и № 9.
Карточка № 6: 1. Является ли преступлением против личности
2. Является ли преступлением против мира и безопасности человечества
- геноцид; - клевета; - пропаганда войны.
Карточка №9: Алексей Б. Был вором-рецидивистом. После отбытия третьего срока вышел из колонии и тут же опять попался на карманной краже. Однако умный адвокат так построил систему доказательств невиновности Алексея, что суд признал его невиновным из-за отсутствия достаточных улик. Выйдя из зала суда, Алексей поклялся, что, раз ему так повезло, он больше никогда не притронется к чужой собственности. И с тех пор он ни разу не нарушил уголовный закон. Как бы вы объяснили причину перелома в сознании и поведении Алексея?