kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: «Политическое поведение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Обучающие:

     - формирование представления о формах политического поведения;

     - формирование представления о регулировании политического поведения.

  2)   Развивающие:

           - формирование умения составлять таблицы;

    - формирование умения находить главную мысль в тексте учебника.

3)    Воспитательные:

    - формирование ценностного отношения к социальным нормам.

Материалы и оборудование: учебник: «Обществознание» Боголюбов Л.Н. 11 класс, поурочные планы, примерная программа основного общего образования по обществознанию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Политическое поведение» »

Тема урока: «Политическое поведение»

Цели урока:

  1. Обучающие:

- формирование представления о формах политического поведения;

- формирование представления о регулировании политического поведения.

2) Развивающие:

- формирование умения составлять таблицы;

- формирование умения находить главную мысль в тексте учебника.

3) Воспитательные:

- формирование ценностного отношения к социальным нормам.

Материалы и оборудование: учебник: «Обществознание» Боголюбов Л.Н. 11 класс, поурочные планы, примерная программа основного общего образования по обществознанию.



Ход урока:

Этап урока, метод. приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. моменты 1-3 мин.



Опрос

1. Какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание»? 








2. Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеологотеоретический? Какова связь между ними? 














3. Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни? 

Понятие «политическое сознание» не тождественно понятию «политические знания». Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности. Политическое сознание - это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений человека (группы, общества), на основе которых вырабатываются его наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки в отношении политической системы и его места в ней.

Обыденное полит сознание формируется у всех людей стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности. Основной формой полит сознания на данном уровне является: полит психология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.). Теоретическое является результатом квалифиц-ой проф деятельности ученых, идеологов. Если на обыденном уровне сознание отрывочно, противоречиво, то на теоретическом оно принимает форму систематизир-го научно-теорет объяснения полит явлений или идеологических доктрин. Научное исследование политики создает науку политологию. Между обыденным и теоретическим сознанием нет непреодолимой стены. Это разные уровни одного и того же полит сознания, которые находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. Обыденное сознание индивидов в большей или меньшей степени меняется при изучении полит науки, восприятии идеологии.  

Система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии), называется идеологией. Она выступает в виде социально-политических теорий, программных документов политических партий, лозунгов. 

Социальные интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждая из них добивается создания таких общественных условий, при которых ее потребности удовлетворялись бы наиболее полно.

















4. Охарактеризуйте каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в. 





Поскольку положение тех или иных соц групп в обществе существенно различается, постольку и их интересы могут не совпадать, = те представления о наилучшем общественном устройстве, в которых выражены интересы различных групп, не могут быть одинаковыми. Появились мыслители, которые в своих произведениях оценивали существующее положение с позиций определенного сословия, класса, той или иной соц группы. И в интересах этой группы они предлагали осуществить в обществе определенные изменения. Иными словами, в подобных произведениях излагалась такая система взглядов, идей, идеалов, которую принято называть идеологией, а ее создателей — идеологами. Так, интересы наемных рабочих XIX в. отразились в трудах К. Маркса. 

Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности. Возникший в конце XVII—XVIII в. классич либерализм трактовал свободу личности прежде всего как свободу экон-ой, предпринимат-кой деятельности на основе чс. В полит области л. защищал демократию, идеи правового государства и разделения властей, в социальных отношениях — равенство возможностей, равенство перед законом, в духовной жизни — свободу мысли и слова. Унаследовав принципы свободы, равенства, братства, права на собственность, частное предприним-во, неолиберализм признает необходимость участия государства в регулировании эк жизни, проведения политики социальной помощи в пользу низших слоев общества. 

Базовые принципы консерватизма — традиционализм, стабильность, порядок. Признается естественная иерархичность человеч общества, естественное неравенство. К. ориентирует на сильную гос власть, осуществляемую профессиональной полит элитой. Интересы государства, нации, ценятся выше, чем интересы индивида. К. как и либерализм придает основополагающее значение чс, свободе предпринимательства. 

Неоконсерватизм характеризуется уважением к свободе отдельного индивида, признает необходимость, хотя и ограниченного, гос регулирования экономики. Акцентируется внимание на личной инициативе, личных возможностях, которые каждый должен использовать, не рассчитывая на соц помощь государства. Бесплатные блага государство должно предоставлять только тем, кто действительно в них нуждается. В числе основных ценностей — закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, власть. 

Социалистическая идеология связана с идеей общества социальной справедливости. Она проявилась в проектах, содержавших идеи ликвидации чс, организации общественного производства, равенства, распределения по способностям и др. Социалист идеология первостепенное значение придавала общественному началу. 

Наиболее разработанным социалистическим учением в XIX в. стал марксизм (по имени его основоположника К. Маркса). Он доказывал неизбежность социалистической  революции, предпосылки которой возникают с развитием капитализма. При капитализме растет пролетариат, который, совершив революцию и создав государство пролетарской диктатуры, построит общество соц справедливости. Первой ступенью коммунистического общества станет социализм, в котором будет господствовать общественная собственность, осуществляться плановое хозяйство и распределение по труду. 


Социал-демократ идеология, возникла на основе отказа от идей классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата. Путь к социализму лежит через постепенные преобразования капиталист-го общества, через реформы. Главными ценностями стали свобода, справедливость, солидарность. В полит сфере это правовое гос-во, парламентская демократия, гарантии прав личности. Предусматривается гос регулирование рыночной экономики. Социальная демократия понимается как создание достойных человека условий жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, доступность системы образования и духовных ценностей. 





















5. Определите место СМИ в современной политической жизни. Что вам известно об их функциях? Каким образом СМИ осуществляют свое полит влияние? 

Социализм, с тз социал-демократов,— это не конкретный общественный строй, а постепенное улучшение социальных условий, утверждение соц справедливости в общественной жизни. 

Ленинизм, или коммунистическая идеология, сделал акцент на идее марксизма о революц насилии. Особое внимание в этой идеологии обращается на роль гос-ва диктатуры пролетариата, руководимого политической партией, в переустройстве общества на принципах равенства и соц справедливости

Идеология фашизма. Присущи идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой; отношение к нац меньшинствам и политпартиям, отстаивающим принципы демократии и правового гос-ва, как внутренним врагам; отвержение демокр системы в пользу сильной диктаторской власти; обоснование полит господства фашистской партии, обеспечивающей полный контроль над личностью и всем обществом; принцип фюрерства (вождизма), означающий единство государства, воплощенное в вожде, и требующий безусловного подчинения масс своему руководителю. Для этой идеологии характерно поощрение национального милитаризма, культ войны, которая должна вести к сплочению нации. 

Расизм, шовинизм, насилие, человеконенавистничество, агрессия — все это в большей или меньшей степени присуще

Средством распространения идеологии является политическая пропаганда. Это вид деятельности, направленный на формирование в обществе определенных настроений. Для распространения идеологии широко используются СМИ (технические средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории).

Информационная функция состоит в сообщении о наиболее значительных событиях, их комментировании и оценке. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к полит ценностям, нормам. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Еще одна функция — представление различных общественных интересов, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А мобилизационная функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям.

Наиболее распространенные СМИ — радио, телевидение, пресса.

Полит влияние СМИ осущ путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко имеет место подтасовка фактов, дезинформация.

Попытки тех или иных полит сил, используя новые средства, манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество и его развитие. Однако большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу действительности, поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание воспринимает идеологию на веру.



Новая тема

1. Формы политического поведения

2. Регулирование полит поведения

1. Участие в политической жизни может быть рассмотрено и с тз отношения человека к политике, к участвующим в ней людям. Внешним проявлением этого отношения является поведение человека, которое может оцениваться с позиций нравственности и права. 










1. Политич поведение - совокупность сознательных действий, направленных на достижение какой-либо цели, а также бессознательных поступков, вызванных эмоциональным состоянием индивида.

Чем обусловлены поступки человека?

В поступках наиболее отчетливо выступают ценностные аспекты политического поведения. В реальном политическом поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. 

Рассмотрим формы полит поведения.

по целевой направленности:



по массовости:





с точки зрения соответствия господствующим нормам:





с точки зрения отношения к политической системе:





2. Регулирование политического поведения

Правовое регулирование: законы содержат нормы, которые в интересах безопасности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод

Демократические ценности: политические и моральные правила могут влиять на политическое поведения тогда, когда они поддерживаются общественным мнением

Организованность субъектов политики: наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона увеличивает возможность регуляции политической жизни

Политическое образование и правдивая информация: делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и цивилизованные способы достижения цели

Умения и нормы политических деятелей: многое зависит от их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, способности вести за собой последователей.

Запись в тетрадь





Варианты: интересы, ценностные аспекты.

Фиксирование схемы в тетрадь (Прил 1)



Работа с учебником, заполнение таблицы: «формы полит поведения».

конструктивные и деструктивные

индивидуальное (поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение), групповое (связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов), массовое (выборы, референдумы, митинги, демонстрации)

нормативные (соответствующие законам, требованиям политической морали), отклоняющие (нарушающие правовые и моральные нормы), патологические (аффективные состояния, постоянная потребность во вражде, агрессии, антагонизме, состояния паники, маниакальные политический предупреждения)

протестные (негативные отношения к политической системе к целом или к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрированной форме), экстремальные (приверженность в политике к крайним взглядам и мерам, правовой нигилизм, поведение, преступающее правовые и моральные нормы),аффективное, бессознательное (частичное или полное вытеснение сознательного контроля над своими действиями), абсентеизм (уклонение от участия в выборах), электоральное (участие или неучастие в выборах)

Запись в тетрадь

Регулирование политического поведения:

Правовое регулирование

Демократические ценности

Организованность субъектов политики

Политическое образование и правдивая информация

Умения и нормы политических деятелей

Закрепление

Что такое политическое поведение? Формы полит поведения




Прил 1.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок на тему: «Политическое поведение»

Автор: Даньшин Александр Юрьевич

Дата: 01.08.2015

Номер свидетельства: 224073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Тема урока: «Политическое поведение» "
    ["seo_title"] => string(40) "tiema-uroka-politichieskoie-poviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "145426"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418915918"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Классный час по теме "Вежливость, культура, этикет.""
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi_chas_po_tiemie_viezhlivost_kul_tura_etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "467227"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1524397832"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Правила поведения в ситуациях криминогенного характера"
    ["seo_title"] => string(60) "pravilapoviedieniiavsituatsiiakhkriminoghiennoghokharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "259858"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448829951"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока  "Триединство основных учений в формировании  культурных традиций  Китая". "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-triiedinstvo-osnovnykh-uchienii-v-formirovanii-kul-turnykh-traditsii-kitaia"
    ["file_id"] => string(6) "207217"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430376498"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "«Великобритания. Политическое устройство»"
    ["seo_title"] => string(43) "vielikobritaniia-politichieskoie-ustroistvo"
    ["file_id"] => string(6) "279590"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453269375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства