Открытый урок "Триединство основных учений в формировании культурных традиций Китая".
История 9класс
Цель урока:
Показать формирование культуры Китая на основе высоких идей и мудрых поучений, Конфуция, Лао-дзы, Будды.
Задачи:
раскрыть становление и развитие культуры, которая сообразовалась на идеях социо-этико-политическом порядке;
способствовать осмыслению истоков культуры Китая;
воспитывать у учащихся толерантность и уважение к культуре другой страны.
Оборудование урока: интерактивная доска
Оформление доски: высказывания, раздаточный материал: таблицы, задания: компьютер и мультимедиапроектор для демонстрации презентации.
Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.
Вид урока: интерактивный урок основанный на применении предметной компетенции и надпредметной(информационной, культурологической)
Методы обучения:
словесный, наглядный, практический;
проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся задачи, создание ситуации альтернативности и неожиданности;
аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Психологический настрой учащихся - организация рабочего места.
Мотивация учащихся:
Учитель: Приветствие. Я рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Мы имеем с вами возможность продолжить разговор о конфуцианско-даоском и буддийском типе культуры. Тему сегодняшнего урока вы сформулируете самостоятельно.
На сегодняшнем уроке за активное участие, правильный ответ, вы получите жетон. Критерии: 10-12 ответов- оценка 5
6- 10 ответов – оценка 4
2- 6 ответов - оценка 3
В начале урока вам были розданы цветные листочки, нужно их сохранить до конца урока
Тема:…
ІІ. Домашнее задание.
Выступающие самостоятельно составляют вопросы по пройденному материалу после показа презентации, которые они задают студентам и представляют опережающий материал по следующей теме « Буддийский тип культуры».
Примерные темы выступлений:
- Достопримечательности Китая; СЛАЙД 1
-Даоская картина мира и ее социальный характер. СЛАЙД 2
-Система ценностей. Конфуция. СЛАЙД 3
-Учения Будды. СЛАЙД 4
- художественная практика СЛАЙД 5
ІІІ. Создание проблемной ситуации
-- А Ответы на вопросы по докладам (работа в группах)
-Какую роль в китайском обществе играл культ предков?
-Что представляет собой учение о «сыновей почтительности»(«сяо»)
-Что представляет собой образ «благородного мужа»(«цзюнь цзы»)
.Формирование проблемы (вопрос темы на который следует ответить, чтобы разрешить противоречия)
- Даосизм о взаимоотношениях человека с окружающим миром
- Триединство учений Китая – можно ли назвать религией или философским учением?
3. Студенты предлагают свои версии ответов (предложения).
Б.Актуализация знаний, необходимых для решения проблем и выяснение, что необходимо узнать для этого.
Надо узнать:
Рели?гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
– это предельно обобщенное, теоретическое видение мира.
Философия- это предельно обобщенное, теоретическое видение мира.
Рефлексия – это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием.
- Вопросы и задания по теме
( по 5 докладам)
В Поиск решения проблемы с помощью текста и докладов учеников
-.Самостоятельная работа Работа в группах
Заполнить таблицу
Конфуцианство
Даосизм
Буддизм
Конфуций 551-479 г. до н.э
Лао-Цзы VI-V вв. до н.э.
Сиддхартха Гаутама VI-V вв. до н.э.
Мудрость
Гуманность
Верность
Почитать старших
Мужество
Жизнь природы и общества подчиняются дао
Цель человеческой жизни отказ от всякого сильного чувства. Это приведет к прекращению страданий.
Только избранные могут обладать, но стремиться должны все
Высший принцип поведения людей “пассивность”, а высшее благо подавление всех страстей и желаний.
Непротивление злу насилием, равнодушное отношение к действительности, примирение с ней.
Человек должен твердо помнить свое положение в обществе, предопределенное Небом
Идея любви и непротивление злу
Идея любви и непротивление злу
Нельзя понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ, если не познакомиться с их религиозными учениями.
Религиозно-культурной основой учений Китая явилось триединство основных учений Китая.
Эти учения определяли морально-этические нормы поведения людей, древнее представление о мире, философские представления.
ІV. Ответ на вопросы темы на основании тех фактов, которые учащиеся сами нашли в тексте
Формулирование студентами темы урока.
Вывод сегодняшнего занятия. В столбец «Хочу знать!» студенты пишут свои вопросы, возникшие в ходе занятия. В столбце «Освоил» учащиеся пишут новые факты по теме, которые освоили на сегодняшнем занятии.
Учащиеся читают вслух последний столбец таблицы.
V. Домашнее задание. Индусо – буддийский тип культуры( подготовить доклады)