kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие «Семья, семейные ценности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1.Создать условия для формирования понятия «семья», «семейные ценности».

2.Организовать совместную поисковую деятельность детей по определению основных ценностей современной семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи.

3.Формирование чувства ответственности и уважения к членам своей семьи, доведение понятия до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое ценное, что есть у человека.

4.Воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье.

Задачи:

1.Конкретизировать с учащимися понятия «Семья» и «Семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье.

2. Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе.

3.Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям.

        Оборудование:

  • учебник «Основы религиозных культур и светской этики(православие)»
  • компьютер;
  • презентация «Семья», слайды с фотографиями семей учащихся.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие «Семья, семейные ценности» »

Тема занятия : «Семья, семейные ценности»


Разработчик занятия Боровских Ирина Анатольевна

учитель начальных классов высшей квалификационной категории.


Цели:

1.Создать условия для формирования понятия «семья», «семейные ценности».

2.Организовать совместную поисковую деятельность детей по определению основных ценностей современной семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи.

3.Формирование чувства ответственности и уважения к членам своей семьи, доведение понятия до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое ценное, что есть у человека.

4.Воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье.

Задачи:

1.Конкретизировать с учащимися понятия «Семья» и «Семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье.

2. Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе.

3.Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям.

Оборудование:

  • учебник «Основы религиозных культур и светской этики(православие)»

  • компьютер;

  • презентация «Семья», слайды с фотографиями семей учащихся.


Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Определение темы и задач занятия. Постановка проблемы.

– Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. Послушайте, что об этом пишет Валентин Берестов.


Любят тебя без особых причин:
За то, что, ты - внук,
За то, что, ты - сын,
За то, что, малыш,
За то, что, растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.


– Что является опорой в жизни каждого человека?

(Если в ответах учащихся не прозвучит слово «семья», учитель предлагает разгадать ребус:( 7Я))


– Сегодня на уроке мы поговорим о семье.

- Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?

Семья. Как радует душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок, здесь тебя нарекли именем. Слово «семья» можно разделить на два слова «семь» и «я».

В семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, нравами, характером.


III. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

1. Работа с понятиями « род» и « семья».

Как вы понимаете значение слова «семья»?

Как образовано это слово?

Каких членов семьи вы можете назвать?


Семья – это мы.

Семья – это я.

Семья – это папа и мама моя.

Семья – это мой братишка родной.

Семья – это котик пушистенький мой.

Семья – это бабушки две дорогие.

Семья – это сестрёнки мои озорные.

Семья – это крестный и тёти, и дяди.


(эта часть идёт уже, как традиции семьи)

Семья – это ёлка в красивом наряде.

Семья – это праздник за круглым столом.


Где любят и ждут, и не помнят о злом!


– В словаре русского языка С.И.Ожегова «семья» определяется как группа, живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.


Вывод: Семья – это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…


2. Исторические аспекты: возникновение семьи, имя, фамилия, отчество

Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

(ответы детей)

– До сих пор так никто и не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на семьи в нынешнем понимании – отец, мать и дети.


Почему же возникла необходимость жить семьёй?

(ответы детей)


О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)


Вывод: Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.


3. Работа с учебником.


– Со словом «семья» тесно связано понятие рода. Это ряд поколений, происходящих от одного предка.

Как называются старшие поколения? А младшие?      

(На доске появляются слова «предки», «потомки»)


– Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Фамилии стали присваивать при Петре 1. Происходили они от имени предков: Иван – Иванов, Пётр – Петров; от прозвищ: волк – Волков, сорока – Сорокин; от вида занятий: Гончаров, Огородников, от названий мест, церквей и т.д.

(О ТРАДИЦИЯХ)


– Появилось очень много семейных традиций:

1.

например, традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.


Кого из вас назвали в честь кого-нибудь из родственников?

2.

Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?


– Послушайте, что такое отчество из словаря Ожегова: отчество - часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.
Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.

3.

– Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.
Вам раньше приходилось слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная», это наука, которая занимается поиском предков людей.

Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А кто же составляет ветви, могучие стволы и корни вашего семейного дерева?

Назовите родственников, которых вы знаете.


– Давайте проверим, все ли из нас знают своих родственников. Сейчас я раздам вам карточки. Необходимо соединить линией соответствующие понятия в столбиках.


4. Работа в группах

Прабабушка Папин или мамин брат

Бабушка Сын твоей тети и дяди

Дедушка Мама твоего дедушки или бабушки

Дядя Дедушка твоего отца или мамы

Тетя Мама твоей мамы или папы

Двоюродный брат Папа твоей мамы или папы

Двоюродная сестра Мамина или папина сестра

Племянник Сын твоей сестры или брата

Племянница Дочь твоей сестры или брата

Отчим Муж твоей мамы

Мачеха Жена твоего папы


IV. Творческое применение знаний.

1. Мудрые мысли

– О семье написано немало пословиц. Какие пословицы вы знаете?


Объясните смысл данных пословиц:

  • Не нужен клад, когда в семье лад.

  • Дерево держится корнями, а человек семьёй.

  • Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.

2. Китайская притча «Ладная семья»

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Много, более 200 человек насчитывалось в ней. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: «Ну и что, мало ли больших семейств на свете?»

Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тогда тот взял лист бумаги и стал что – то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа : 100 раз – ЛЮБОВЬ, 100 раз – ПРОЩЕНИЕ, 100 раз – ТЕРПЕНИЕ.

Прочел владыка, почесал за ухом и спросил: « И это всё?»

-Да,- ответил старик, - и это есть основа жизни и всякой хорошей семьи.


3. Рассказ о своей семье.


- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

– А какие традиции есть в ваших семьях?


– Дома вы подготовили рассказы о своих семьях. Кто готов описать нам свою семью?

(учащиеся рассказывают о своих семьях, сопровождая свой рассказ показом слайдов с фотографиями семьи)

( Рассказы детей их презентации)


Вывод: Мы увидели, что семьи есть поющие, танцующие, спортивные, туристические…

А какую семью можно назвать счастливой?

(ответы детей)

Как вы думаете, что нужно, чтобы в семье царили мир и согласие?

(ответы детей)


3. Алгоритм семейного благополучия.


(ПРИТЧА «Как появилась дружная семья»


Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научил вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет, и решили они : чтобы семья была дружной , надо:

  • Стараться строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании;

  • Делиться с членами семьи своими огорчениями и радостями;

  • Уважать мнение всех членов семьи;

  • Никогда не смеяться над кем – то и над чем – то ;

  • Не причиняй боли родному человеку;

  • Помогай родителям;

  • Уважай старость;

  • Дари радость членам своей семьи;

  • А главное в семье – ПОНИМАНИЕ (ВЗАИМОПОНИМАНИЕ)

Понимание,( взаимопонимание) включает в себя – ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ.


ВЫВОД: Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия, умеют прощать друг друга. Семья – живой организм, где все решается сообща и строятся отношения на взаимопонимании.


V. Итог занятия. Рефлексия.


1. Продолжите незаконченные предложения:

  • Мама и папа для меня самые …

  • Я доверяю свои тайны …

  • Я люблю бабушку за то, что она …

  • Свою семью я считаю …

  • Родным хочу пожелать …

2.По формуле ПОПС обоснуйте сегодняшнюю проблему урока.


П (позиция) – « Я считаю, что семья и семейные традиции – это….)

О (обоснование) – « Потому, что……)

П (пример) – « Я могу подтвердить это тем……)

С (следствие) – « В этой связи я делаю вывод…..)


VІ. Домашнее задание (деференцированное)

Выберите одно из предложенных заданий на выбор:

– составь генеалогическое древо своей семьи,

– нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает.


–Хочется закончить сегодняшнее занятие словами стихотворения

« Что такое семья…»

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд друг о друге, забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша СЕМЬЯ!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие «Семья, семейные ценности»

Автор: Боровских Ирина Анатольевна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243690

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект внеурочного занятия "Семья, семейные ценности""
    ["seo_title"] => string(58) "konspekt_vneurochnogo_zaniatiia_semia_semeinye_tsennosti_1"
    ["file_id"] => string(6) "641486"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1701886772"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект внеурочного занятия "Семья, семейные ценности""
    ["seo_title"] => string(56) "konspekt_vneurochnogo_zaniatiia_semia_semeinye_tsennosti"
    ["file_id"] => string(6) "641481"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1701884696"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект внеурочного занятия "Семья, семейные ценности""
    ["seo_title"] => string(58) "konspekt_vneurochnogo_zaniatiia_semia_semeinye_tsennosti_2"
    ["file_id"] => string(6) "641488"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1701887014"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Классный час  в 4 классе на тему:                             «Семья. Семейные ценности» "
    ["seo_title"] => string(65) "klassnyi-chas-v-4-klassie-na-tiemu-siem-ia-siemieinyie-tsiennosti"
    ["file_id"] => string(6) "227087"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440598149"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект занятия в старшей группе "Семья,семейные ценности""
    ["seo_title"] => string(61) "konspekt_zaniatiia_v_starshei_gruppe_semia_semeinye_tsennosti"
    ["file_id"] => string(6) "626191"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676886032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства