1.этап – совместное целеполагание с записью целей на доске. Понятие толерантность стало необычайно актуальным в современном мире, и в российской действительности. И Вы, не сомневаюсь, имеете не только представление, но и знания по вопросу что такое толерантность, можете привести примеры из нашей действительности, иллюстрирующие противоположное отношение к людям –интолерантность. Для толерантности характерно признание того, что мир многомерен , а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут сводиться к единообразию или в чью-то пользу. ? Давайте постараемся совместно сформулировать цели сегодняшнего занятия: 1.Расширить представления о понятии толерантность 2. Сформировать представление о понятии национальный менталитет. 3.Определить личную и общественную значимость практики толерантного поведения. 2.этап Сужение сферы проблематики ? Назовите к кому люди относятся настороженно, часто не принимают и даже опасаются? люди с ограниченными возможностями труда и обучения (инвалиды) секс. меньшинства люди другой национальности (для России это татары, евреи, таджики, китайцы, вьетнамцы). Очертим круг проблем сегодняшнего урока – мы сфокусируемся только на аспекте толерантного отношения к представителям других наций и народов. 3.этап работа со схемой Толерантность Мы предлагаем рассматривать толерантность как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур. Признание Это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни, а также осознание его права быть иным. | Понимание Способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения. | Принятие Это положительное отношение к инаковости. | Следует обратить внимание на то, что толерантность определяется нами через ценностное отношение к людям. Так было не всегда. Традиционно толерантность принято было трактовать лишь как терпимость, то есть сознательное подавление в себе чувства неприязни к инаковости другого человека. Мы против такого подхода как снисходительно-равнодушное, индифферентное отношение к людям не похожим на нас. ? Как бы Вы оценили уровень собственной толерантности? ? Какие качества необходимы человеку, для реализации толерантного поведения? Необходимы научные знания Понимание Уважение | Человеколюбие Доверие Жалость сочувствие | ? Как формировать в себе эти качества. Чтение русской, советской Классической литературы В качестве примера рассказ М.А.Шолохова «Круговерть» Пленный Игнат под конвоем Приходит в родное село, Встреча с сынишкой 4 этап Формирование понятия национально-психологический склад или менталитет. «восточный менталитет» 1 ощущение силы и господства стихии над жизнью человека, человек – щепка на волнах океана судьбы. 2 философски мудрое отношение к жизни; приобретения – обратная сторона потерь 3 традиционализм, коллективизм | Менталитет Ощущение человеком своего места в стихии природы и общества, мироощущение. | Постановка жизненных целей, задач, стремления, потребности… | Конкретное поведение в конкретной ситуации, реакция на ситуацию. | | «Западный менталитет» 1человек - хозяин природы, творец, мастер. 2 материальные результаты, успех, достижения. 3 никогда не упустит возможности заработать, приспособить мир под свои нужды. | Иллюстрацией встречи двух менталитетов служить «Притча о «негре» и «белом». Она демонстрирует факт того, что глядя на один и тот же предмет, представители разных менталитетов видят его по-разному. ? Почему представители двух народов видят пальму и её полезные свойства настолько по-разному; что является главной причиной непонимания людьми разных национальностей друг друга? ? Ребятам предлагается взглянуть на ситуацию глазами представителя другого менталитета (национально-психологического типа) и решить проблемную задачу. Представьте себе ситуацию колониальная английская мануфактура на территории Индии. В качестве наемного рабочего трудится индус из далекой пенджапской деревни. Его община направила в город с уговором, что он отправляет половину заработка в деревню, а община осуществляет патронат его семьи. Предположим, что он получает 100 фунтов в месяц и самым добросовестным образом делит сумму на две части. Неожиданно администрация предприятия решает поощрить своих рабочих и повышает зарплату на 50 фунтов. Деревня «нашего» героя далеко и вероятность, что там узнают о произошедших переменах, ничтожна. Как поступит индус в данной ситуации? Ваши предположения? | Учащиеся 11-го класса имеют опыт постановки целей своей деятельности и без особого труда могут (исходя из зафиксированной на доске темы) сформулировать их. Ребята высказывают свое мнение, оно фиксируется на доске Учащиеся фиксируют таблицу в тетради Ребята формулируют свое понимание, оно фиксируется на доске. Учащиеся высказывают предположения. По первому пункту они безошибочно указывают –процесс обучения, по второму мнения бывают весьма различными. Работа с таблицей: учитель на доске заполняет центральную колонку таблицы; боковые колонки учащиеся заполняют самостоятельно по рассказу-информации учителя. Учащиеся делают вывод о взаимном непонимании представителей двух народов. Решение проблемной ситуации путем выдвижения предположений. | Умение прогнозировать результат деятельности Навык формулирования собственного предположения Умение критически мыслить и делать предположения на основе новых данных и собственного жизненного опыта. |