kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Толерантность и национальный менталитет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по обществознанию в одиннадцатом классе по теме "Толерантность и национальный менталитет". Учителя обществознания и истории Глуховой Елены Александровны. Цели: 

1. расширить представление о толерантности как  необходимой  черте внутренней культуры современного человека;

2. сформировать  основы представления о национально-психологическом складе (менталитете) и его структуре и на примерах подтвердить степень различия в восприятии мира представителями разных менталитетов;

3. показать причины взаимного непонимания представителей разных наций;

4.формировать у школьников осознанный выбор толерантности как стиля отношения к людям;

5. формирование навыков сравнения, анализа и синтеза нового знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Толерантность и национальный менталитет »

6


Толерантность и национальный менталитет

Урок разработан учителем истории и обществознания МБОУ СОШ 22 г.Нижнего Новгорода

«Истинная национальность состоит не в описании

сарафана, но в самом духе народа».

Н.В.Гоголь

Цели и задачи:

1. расширить представление о толерантности как необходимой черте внутренней культуры современного человека;

2. сформировать основы представления о национально-психологическом складе (менталитете) и его структуре и на примерах подтвердить степень различия в восприятии мира представителями разных менталитетов;

3. показать причины взаимного непонимания представителей разных наций;

4.формировать у школьников осознанный выбор толерантности как стиля отношения к людям;

5. формирование навыков сравнения, анализа и синтеза нового знания.


I.Организационный момент.

II. Объяснение нового материала

Ход изучения нового материала

Деятельность учащихся

Формируемые умения и навыки

1.этап – совместное целеполагание с записью целей на доске.

Понятие толерантность стало необычайно актуальным в современном мире, и в российской действительности. И Вы, не сомневаюсь, имеете не только представление, но и знания по вопросу что такое толерантность, можете привести примеры из нашей действительности, иллюстрирующие противоположное отношение к людям –интолерантность. Для толерантности характерно признание того, что мир многомерен , а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут сводиться к единообразию или в чью-то пользу.



? Давайте постараемся совместно сформулировать цели сегодняшнего занятия:


1.Расширить представления о понятии толерантность

2. Сформировать представление о понятии национальный менталитет.

3.Определить личную и общественную значимость практики толерантного поведения.



2.этап Сужение сферы проблематики

? Назовите к кому люди относятся настороженно, часто не принимают и даже опасаются?

  • люди с ограниченными возможностями труда и обучения (инвалиды)

  • секс. меньшинства

  • люди другой национальности (для России это татары, евреи, таджики, китайцы, вьетнамцы).

Очертим круг проблем сегодняшнего урока – мы сфокусируемся только на аспекте толерантного отношения к представителям других наций и народов.










3.этап работа со схемой Толерантность


Мы предлагаем рассматривать толерантность как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

Признание

Это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни, а также осознание его права быть иным.

Понимание

Способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения.

Принятие

Это положительное отношение к инаковости.


Следует обратить внимание на то, что толерантность определяется нами через ценностное отношение к людям. Так было не всегда. Традиционно толерантность принято было трактовать лишь как терпимость, то есть сознательное подавление в себе чувства неприязни к инаковости другого человека. Мы против такого подхода как снисходительно-равнодушное, индифферентное отношение к людям не похожим на нас.



? Как бы Вы оценили уровень собственной толерантности?


? Какие качества необходимы человеку, для реализации толерантного поведения?


Необходимы научные знания


Понимание

Уважение

Человеколюбие


Доверие Жалость

сочувствие


? Как формировать в себе эти качества.

Чтение русской, советской

Классической литературы

В качестве примера рассказ

М.А.Шолохова «Круговерть»

Пленный Игнат под конвоем

Приходит в родное село,

Встреча с сынишкой



4 этап Формирование понятия национально-психологический склад или менталитет.


«восточный менталитет»



1 ощущение силы и господства стихии над жизнью человека, человек – щепка на волнах океана судьбы.

2 философски мудрое отношение к жизни; приобретения – обратная сторона потерь

3 традиционализм, коллективизм

Менталитет


Ощущение человеком своего места в стихии природы и общества, мироощущение.


Постановка жизненных целей, задач, стремления, потребности…




Конкретное поведение в конкретной ситуации, реакция на ситуацию.


«Западный менталитет»



1человек - хозяин природы, творец, мастер.



2 материальные результаты, успех, достижения.



3 никогда не упустит возможности заработать, приспособить мир под свои нужды.


Иллюстрацией встречи двух менталитетов служить «Притча о «негре» и «белом». Она демонстрирует факт того, что глядя на один и тот же предмет, представители разных менталитетов видят его по-разному.


? Почему представители двух народов видят пальму и её полезные свойства настолько по-разному; что является главной причиной непонимания людьми разных национальностей друг друга?




? Ребятам предлагается взглянуть на ситуацию глазами представителя другого менталитета (национально-психологического типа) и решить проблемную задачу. Представьте себе ситуацию колониальная английская мануфактура на территории Индии. В качестве наемного рабочего трудится индус из далекой пенджапской деревни. Его община направила в город с уговором, что он отправляет половину заработка в деревню, а община осуществляет патронат его семьи. Предположим, что он получает 100 фунтов в месяц и самым добросовестным образом делит сумму на две части. Неожиданно администрация предприятия решает поощрить своих рабочих и повышает зарплату на 50 фунтов. Деревня «нашего» героя далеко и вероятность, что там узнают о произошедших переменах, ничтожна. Как поступит индус в данной ситуации? Ваши предположения?












Учащиеся 11-го класса имеют опыт постановки целей своей деятельности и без особого труда могут (исходя из зафиксированной на доске темы) сформулировать их.




Ребята высказывают свое мнение, оно фиксируется на доске















Учащиеся фиксируют таблицу в тетради



















Ребята формулируют свое понимание, оно фиксируется на доске.





Учащиеся высказывают предположения. По первому пункту они безошибочно указывают –процесс обучения, по второму мнения бывают весьма различными.





Работа с таблицей: учитель на доске заполняет центральную колонку таблицы; боковые колонки учащиеся заполняют самостоятельно по рассказу-информации учителя.














Учащиеся делают вывод о взаимном непонимании представителей двух народов.





Решение проблемной ситуации путем выдвижения предположений.














Умение прогнозировать результат деятельности










Навык формулирования собственного предположения




















































Умение критически мыслить и делать предположения на основе новых данных и собственного жизненного опыта.


III. Итог урока. Мы видим насколько трудно в реальности взглянуть на мир глазами другого человека, особенно, если он является носителем принципиально иного менталитета. В завершении занятия попрошу Вас сказать, как Вы с позиций изученного сегодня понимаете слова Н.В.Гоголя, послужившие эпиграфом нашего урока.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Толерантность и национальный менталитет

Автор: Глухова Елена Александровна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 187019

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Толерантность и национальный менталитет. "
    ["seo_title"] => string(44) "tolierantnost-i-natsional-nyi-mientalitiet-1"
    ["file_id"] => string(6) "187025"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426442668"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Толерантность - как форма межнационального общения в РК "
    ["seo_title"] => string(62) "tolierantnost-kak-forma-miezhnatsional-nogho-obshchieniia-v-rk"
    ["file_id"] => string(6) "158229"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421696366"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Формирование толерантных качеств у учащихся на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(72) "formirovaniie-tolierantnykh-kachiestv-u-uchashchikhsia-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "294722"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455715740"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "О РОЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ФОР-МИРОВАНИИ  ПАТРИОТИЧЕСКОГО МЕНТАЛИТЕТА МОЛОДЕЖИ"
    ["seo_title"] => string(98) "o-roli-lingvistichieskoi-tolierantnosti-v-for-mirovanii-patriotichieskogo-mientalitieta-molodiezhi"
    ["file_id"] => string(6) "268440"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450627184"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Воспитание толерантности у учащихся "
    ["seo_title"] => string(43) "vospitaniie-tolierantnosti-u-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "238712"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444639034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства