kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "Роль экономики в жизни общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:углубление представления об экономике как важной сфере в жизни общества, ее основных проявлениях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Роль экономики в жизни общества"»

Тема: Роль экономики в жизни общества

Цель:углубление представления об экономике как важной сфере в жизни общества, ее основных проявлениях

Задачи:

- образовательные:расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества;изучить особенности различных видов экономики.

- развивающие:выработать умение анализировать и использовать разнообразные источники информации; развивать умение делать выводы.

- воспитательные:выработка собственной позиции к проблемам экономики;формирование экономической культуры учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:доска, мел, компьютер, проектор.

Основные понятия: экономика, макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика, традиционная экономическая система, рыночная экономическая система, командно-административная (плановая) экономическая система, смешанная экономическая система.

Ход урока:

  1. Организационный момент.Приветствие учащихся. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока.

  2. Актуализация знаний.

Учитель задает вопросы:

- Может ли общество развиваться без экономики?

- Зачем изучать экономику?

- Как побороть бедность и добиться экономического процветания?

На эти и другие вопросы мы сегодня и попытаемся дать ответы.

  1. Изучение нового материала.

План урока:

  1. Определение понятия экономика.

  2. Разделы экономической науки.

  3. Задача, вопросы, проблема экономики.

  4. Типы экономических систем.

  5. Экономика и политика.

  1. Определение понятия экономика.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить об экономике. На ваш взгляд, с чем ассоциируется у вас понятие «экономика»? Как переводится с греческого?

Учащиеся отвечают.

Экономика (с греч.) – ведение домашнего хозяйства.

А теперь давайте попытаемся дать определение экономике, как хозяйственной системе. (3 слайд)

Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ. (Учащиеся записывают в тетрадь)

И теперь давайте дадим определение экономике, как науке.(4 слайд)

Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов. (Учащиеся записывают в тетрадь)

  1. Разделы экономической науки.

(5 слайд)Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Она включает в себя основные разделы – макроэкономику, микроэкономику, мировую экономику.

(6 слайд) Макроэкономика – это раздел экономической науки, который исследует экономику как единой целое с помощью всеохватывающих показателей и их связи с денежным обращением, занятостью, процентными ставками, государственными расходами, инвестициями и потреблением.

То есть изучает, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов.

(7 слайд) Микроэкономика – это раздел экономической науки, который исследует экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику.

(8 слайд) Мировая экономика – раздел экономической науки, который исследует экономику всех стран мирового содружества, рассматриваемая с учетом межстрановых экономических взаимосвязей и взаимодействий.

Предметом ее исследования могут быть международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения и др.

Определения учащиеся записывают в тетрадь.

Учащиеся заполняют таблицу «Разделы экономической науки».(9 слайд)

Макроэкономика

Микроэкономика

Мировая экономика

- снижение темпов экономического роста;

- занятость населения;

- уровень и темпы инфляции;

-причины экономического кризиса.

- условия заключения предпринимательской сделки;

-  конкуренция производителей;

- взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров;

- издержки и рентабельность предприятия.

- оборот международного валютного рынка;

- углубление международного разделения труда;

- внешнеторговая политика стран.

  1. Задача, вопросы, проблема экономики

Как Вы думаете исходя из определений, которые мы с Вами записали, таблицы, какая главная задача экономики? (Главная задача направлена на удовлетворение потребностей)

Подумайте, какие основные вопросы решает экономика? (Что? Как? Для кого производить?)

И какая же главная проблема экономики? (Ограничение ресурсов)

  1. Типы экономических систем.

В обществе существуют различные варианты организации экономической жизни, то есть различные экономические системы.

Экономические системы – формы (типы) организации хозяйственной жизни, различающиеся:

- во-первых, по типу собственности;

- во-вторых, по способу решения главных вопросов экономики;

- в-третьих, по способу координации хозяйственной деятельности людей, форм, государства.

Выделяют 4 экономические системы. (10 слайд)

1)Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем пользовании и владении (общины, племени), а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии  с длительно существующими традициями.

Например: В прошлом была характерна для первобытного общества.В настоящее время черты традиционной экономики преобладают в отсталых странах Южной Америки, Азии и Африки и Океании.  

2)Рыночная (капиталистическая) экономическая система. Тип организации экономики, при которойземля и капитал находятся в частной собственности,ресурсы распределяются с помощью рынка спроса и предложения.Например: Все современные международные организации к странам с развитой рыночной экономикой 

3)Командная (централизованная или административная) экономическая система. Тип организации экономики, при которойземля и капитал (основные средства производства) находятся в собственности государства,ресурсы распределяет тоже государство.Например: Россия с кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. до 1992 г.

4)Смешанная экономическая система. Тип организации экономики, при которойземля и капитал (основные факторы производства) находятся в частной собственности,ресурсы распределяются государством и рынком. Например: В настоящее время характерна для России, Китая.

Учащиеся соотносят типы экономических систем и основные характерные черты.(11 слайд)

Типы экономических систем

Основные характерные черты

Традиционная

1.коллективная собственность (земля и капитал – основные факторы производства принадлежат общине, племени или в общем пользовании)

2. главный мотив к производству – удовлетворение собственных потребностей (не на продажу), т.е. преобладает натуральное хозяйство (фермерство, подсобное хозяйство и др.)

Командная (централизованная)

1.государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

2.главный мотив к производству – выполнение плана.

Рыночная (капиталистическая)

1.различные виды собственности (включая частную собственность).

2.принцип индивидуализма в общественных отношениях.

Смешанная

1.частная собственность на подавляющую часть экономических ресурсов.

2.ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

  1. Экономика и политика.

Посмотрим, как влияет на экономическое развитие общества его главный политический институт — государство. Одна из общественных функций государства — использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль государственной политики.

В большинстве стран, выбравших путь рыночных преобразований в экономике, предпосылкой экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства. Это сопровождается переоценкой функций и политики государства.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность

Государство заинтересовано обеспечить правовую надежность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее результатами. Создание правового порядка предусматривает, прежде всего, обеспечение с помощью законов права на собственность и ее защиту, на свободу предпринимательской деятельности, на систему хозяйственных договоров.

Важная задача государства — охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции.(12 слайд)

Целями государственной политики могут быть: обеспечение полной занятости, справедливое распределение доходов, защита природного комплекса и т. п. Каждое правительство выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике.(13 слайд)

Опыт развитых стран показывает, что рыночная экономика дает основу для поддержки демократии, правового государства, гражданского общества.

  1. Закрепление.

Полученные на уроке знания закрепляем ответами на вопросы.

  1. Дайте определение понятия экономика.

  2. Какая главная задача экономики?

  3. Какие основные вопросы решет экономика?

  4. В чем заключается главная проблема экономики?

  5. Назовите и охарактеризуйте типы экономических систем.

  6. Какова задача государства в экономике?

  7. Какие цели ставит перед собой государство в экономике?

  1. Домашнее задание.§12, вопросы для самопроверки, написать эссе на тему: «Изменится ли роль экономики в будущем обществе?».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: "Роль экономики в жизни общества"

Автор: Магомедова Асият Гаджиевна

Дата: 26.11.2019

Номер свидетельства: 528837

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Экономика и её роль в жизни общества"
    ["seo_title"] => string(42) "ekonomika-i-ieio-rol-v-zhizni-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "267835"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450464084"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Практические работы по обществознанию по теме: "Экономика и её роль в жизни общества" "
    ["seo_title"] => string(98) "praktichieskiie-raboty-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-ekonomika-i-ieio-rol-v-zhizni-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "101574"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402422304"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  ТЕМА: РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (10 КЛАСС). "
    ["seo_title"] => string(94) "plan-konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-tiema-rol-ekonomiki-v-zhizni-obshchiestva-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "150265"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420457226"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniiu_v_8_klasse_na_temu_ekonomika_i_ee_rol_v_z"
    ["file_id"] => string(6) "520960"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569463760"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Презентация к уроку обществознания не тему: "Экономика и её роль в жизни общества." "
    ["seo_title"] => string(96) "priezientatsiia-k-uroku-obshchiestvoznaniia-nie-tiemu-ekonomika-i-ieio-rol-v-zhizni-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "147307"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419355028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства