Разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"
Разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"
Тема урока: Экономика и ее роль в жизни общества.
Цель урока: создание условий для формирования представления об экономике, как важнейшей сферы жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.
Задачи для учащихся:
- расширить представление о понятии экономика
- выяснить, какова роль экономики в жизни общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"»
Тема: Экономика и ее роль в жизни общества.
Цель урока: создание условий для формирования представления об экономике, как важнейшей сферы жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.
Задачи для учащихся:
- расширить представление о понятии экономика
- выяснить, какова роль экономики в жизни общества.
Вводно-мотивационный этап.
Сегодня мы с вами начинаем изучение нового раздела курса обществознания. И он связан с одной из сфер жизнедеятельности общества.
Слайд – картинки «экономика»
- Что объединяет все эти картинки?
- К какой сфере общества они относятся?
Слайд
2 высказывания о роли экономики (метапредмет «проблема»)
Роль экономики в жизни общества не несет никаких практических плюсов, даже если допустить ее теоретическое существование, она несет существенные минусы в виде ограничения свобод, действий, амбиций.
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.
- О чем эти высказывания? (о роли экономики)
- Попробуйте назвать тему сегодняшнего урока.
Слайд
Запишите тему в тетрадь
Слайд.
- Какая из точек зрения, на ваш взгляд, более верная?
(предполагают)
Сегодня нам предстоит это выяснить.
- какие задачи вы сегодня поставите перед собой?
Слайд (- расширить представление о понятии экономика,
- выяснить, какова роль экономики в жизни общества)
II. Операционно-содержательный этап.
- Для начала давайте вспомним, что такое экономика.
(ответы учащихся)
Слайд
Давайте обратимся к словарю в учебнике. Стр. 252.
- Запишите это определение в тетрадь.
- Подчеркните ключевые слова в нем.
- экономика – это, прежде всего
(хозяйство)
-Зачем оно нам?
(для обеспечения жизни, для удовлетворения потребностей)
-Что она делает?
(создает блага и средства существования)
Ситуация:
Представьте. Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает.
- можете представить себя на этом месте?
- почему?
-что есть у каждого человека всю жизнь?
-что человек испытывает всегда?
ПОТРЕБНОСТИ
- А что такое потребности?
Слайд (нужда человека в чем- либо)
- какие потребности бывают у человека?
Слайд Потребности человека:
естественные, духовные, социальные.
??? А для чего необходимо удовлетворять потребности?
Посмотрите на определение экономика.
Слайд
(Цель удовлетворения потребностей - создание условий для жизни и деятельности людей)
- Просмотрите фрагмент из сказки.
- какая потребность у старухи?
- что произошло, когда потребность была удовлетворена?
(появились новые)
- какой вывод о потребностях можно сделать из этого?
Слайд записать в тетрадь.
Потребности БЕЗГРАНИЧНЫ!
- Как люди удовлетворяют свои потребности?
Посмотрите на определение экономика.
(путем создания необходимых благ)
- А как вы поняли из определения, что такое «благо»?
(это средства существования)
Слайд
З.т. Благо - это средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности.
!!! Экономисты делят все жизненные блага на свободные или даровые и экономические.
Работа в парах (на карточках)
-У вас на столах лежат карточки. Распределите жизненные блага на 2 части- свободные и экономические блага.
Свободные блага
(даровые)
Экономические блага
воздух вода солнечный свет мебель техника книги услуги
Слайд - проверка
- что же такое:
1 Свободные блага – преимущественно природные, доступны всем людям.
2 Экономические - блага, полученные в результате производства, доступны тем, кто платит деньги.
- А вот где взять экономические блага?(их можно создать, произвести?) (произвести)
- А из чего? Что нужно, чтобы произвести их? (из вспомогательных средств, нужны ресурсы).
(Если учащиеся затрудняются привести пример: Чтобы построить здание- необходим кирпич, инструмент, труд рабочего…)
Слайд
Вот нам на помощь и пришло французское слово
ressourse- ресурс.
Ресурс - вспомогательное средство для создания экономических благ.
Запишите в тетрадь
Работа в группах.
Слайд - Задание: Вам выдается лист ватмана, картинки, основная картинка - это будет ваше благо. Задача - наклеить на ватман основную картинку, под ней наклеить картинки, которые будут являться ресурсами, а над картинкой написать, какая потребность будет удовлетворена.
! Ватманы вывешиваются на доске - 1 человек рассказывает о проделанной работе.
Мы уже выяснили, что человеческие потребности неограниченны, и так будет всегда, а вот ресурсы, они тоже неограниченны?
Запись в тетрадь (ресурсы ограничены).Слайд
Слайд
- Что нам помогает удовлетворять свои безграничные потребности,
если ресурсы ограничены?
(экономика)
- Тогда ответьте на вопрос, какова роль экономики в жизни общества?
(отвечают)
Слайд Запись в тетрадь –Роль экономики: Удовлетворение безграничных потребностей человека с помощью ограниченных ресурсов.
- теперь вы знаете, какова роль экономики в жизни общества.
Давайте вернемся к высказываниям.
Слайд
- Какое из них более верное на ваш взгляд?
Возвращаемся к задачам:
Слайд
- Вам удалось решить задачи, которые вы ставили в начале урока?
III. Рефлексивно-оценочный этап.
- легко ли было вам работать?
- что удалось лучше всего?
- знания, которые вы получили сегодня помогут вам в жизни? Как именно?
Чтобы вы смогли оценить свою работу, выполните знаковый тест.
Слайд.
А) Нужда человека в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности называется ресурсами. (-)
Б) Потребности человека безграничны. (+)
В) Потребности человека делятся на естественные, духовные и социальные. (+)
Г) Одной из главных экономических проблем является лень. (-)
Д) Все жизненные блага человек производит сам. (-)
Е) Главной проблемой экономики является ограниченность ресурсов. (+)
На листочках оцените свою работу на уроке сами, за тест оценку поставит сосед по парте.
Домашнее задание:
§ 17-читать,
«Проверим себя»: 1-4 – устно, 5,6 – письменно.
«В классе и дома»: 1 или 4 – на выбор.
По желанию: задания из КИМ ОГЭ по обществознанию.
Жизненные блага
Распределите жизненные блага на 2 части- свободные и экономические блага.
Свободные блага
(даровые)
Экономические блага
воздух вода солнечный свет мебель техника книги услуги
Оценочный лист
Отметка за тест
Своя отметка
Дополнительный материал
Мы уже знаем, что человек живет в мире ограниченных возможностей, но с неограниченными потребностями. И потребности всегда больше наших возможностей. Так, а на что же истратить имеющиеся ресурсы?
Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой. Этот выбор называется альтернатива.
А теперь, представьте, что вам родители на День рождения обещали подарить что-либо из техники. Но вы хотите мобильный телефон, компьютер и электронную книгу. От чего вы готовы отказаться, ради удовлетворения только одной потребности? Но вы могли бы приобрести электронную книгу- она будет вашей альтернативной стоимостью.
З.т. Альтернативная стоимость- это польза или выгода, которую мы могли бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов.
Задание:
Анна решила заниматься восточными танцами. Занятие, костюмы, аксессуары стоят очень дорого. Вполне вероятно, что Анне придется отказаться от других потребностей. А раньше она очень любила ходить в бассейн, изучала с репетитором иностранный язык. Что в данном случае может выступать в качестве альтернативной стоимости? Объясните свой выбор.
Выводы урока: У всех есть альтернативный выбор. И у человека, и у государства, и у фирмы. Какие ресурсы и как использовать для производства экономических благ, чтобы удовлетворить растущие потребности общества, но это тема следующего урока.