Семья - взаимное несение тягот и школа жертвенности.
Н. Бердяев.
Учащиеся называют определение семьи, как малой группы, которое им известно из курса основной школы. Затем учитель дает определение семьи как социального института и предлагает выделить ее функции с помощью заданий.
Лист с заданиями № 1.
Функции семьи.
Познакомьтесь с ситуациями. Определите функции семьи. Поясните их суть.
1. В семье родился ребенок.
2. Мать с отцом распределили обязанности в семье: приготовление пищи, стирка белья, уборка, покупка продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям.
3. Каждое утро отец вместе с детьми делает зарядку. И если отец раньше в течение ряда лет вставал первым и будил детей, то теперь дети просыпаются самостоятельно и нередко будят отца.
4. Мать находится в отпуске по уходу за годовалым малышом. Отец взял в свои руки финансовое обеспечение семьи.
5. В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжную прогулку.
6. Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, заменяет вышедшие из строя детали новыми. Сын сначала наблюдал за его работой, потом стал помогать.
7. Дети в бурятской семье стали исповедовать религию своих родителей.
8. Мать старалась успокоить расстроенную дочь.
9. Бабушка по вечерам читает внучке книги. Закончит читать, усмехнется, да и расскажет что-то, на что натолкнула книга, из своей жизни. Внучка так привыкла к этим вечерам, что, даже научившись читать, просит бабушку почитать и рассказать что-либо.
Б) Отличительные признаки патриархальной семьи.
Учащиеся анализируют отрывки из источников и выделяют признаки патриархальной семьи.
Лист с заданиями № 2.
Черты патриархальной семьи
Задание 1. Определите черты патриархальной семьи.
В германской "Песне о Нибелунгах" героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал ее за некоего царя, заявляет: "Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы, государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь".
Фрагмент из русского "Домостроя":
"Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет…Дщерь ли имаше: положи на них угрозу свою".
"Жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию".
Задание 2.
Причины появления патриархальной семьи. Какую из них вы считаете наиболее убедительной?
А) Естественное неравенство полов.
Б) Именно мужчина с переходом к рабовладению и частной собственности стал обладателем богатств.
В) Мужчины заняли господствующее положение в общественной жизни, что было следствием связи военного статуса с правом принятия политических решений.
Физкультминутка.
Учащиеся выполняют движения глазами по горизонтали справа - налево, слева - направо; по вертикали. Круговые вращательные движения глазами слева - направо.
Затем движения глазами вначале в правую, потом в левые стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.
В) Тенденции в развитии современной семьи.
Учащиеся анализируют данные слайдов, которые позволяют определить тенденции развития семьи: изменение положения в семье; появление партнерской семьи; переход от многопоколенной семьи к нуклеарной; уменьшение числа детей в семье; кризис семьи и другие.
4. Закрепление материала.
Выполнение заданий ЕГЭ по теме: "Семья".
Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Стр. 196 - 201, написать сочинение - эссе на тему: "Семья - это кристалл общества".