Цель | Создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей, совершенствование умения обучающихся анализировать и обобщать информацию, полученную из разных источников, применение полученных знаний в жизни. |
Задачи | Разобрать основные вопросы темы: Как люди общаются? Какова роль общения в жизни людей? |
УУД | Личностные УУД: Понимать значение общения в жизни человека, формировать нравственную культуру. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению. Развитие готовности к самостоятельным действиями и работе в группах, навыков самоанализа своей деятельности. Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу Выдвигать версии Планировать деятельность Работать по плану Оценивать степень и способы достижения цели Осуществлять контроль и самооценку своих действий Коммуникативные УУД: Умение вести диалог Умение формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения Навыки культурного общения, сотрудничества, взаимоуважения, умения договариваться Познавательные УУД: Находить информацию в источниках Выделять главное Определять понятия Анализировать, доказывать Сравнивать Делать выводы |
Планируемые результаты | Предметные: Знать: знать и характеризовать виды общения, приводить примеры его функций, объяснять суть понятия общение, его роль в жизни людей. Уметь: систематизировать и анализировать социальную информацию, отбирать главное и существенное в материале, делать оценочные суждения, анализировать, делать выводы, формулировать понятия Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выработка умений работать с учебной информацией; готовность к сотрудничеству с соучениками; формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку |
Основные понятия | Общение, вербальное и невербальное общение |
Межпредметные связи | Уметь приводить примеры из курса истории, литературы, ОРКСЭ, окружающего мира |
Ресурсы | компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал (правила эффективного общения), учебник Боголюбов И.Н., Прсвещение,2019 |
Формы урока | Ф - фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая |
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия | Результаты |
Личностные | Метапред- метные | Предметные |
I. Мотивация | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Доброе утро! Представьте себя принцами и принцессами, оденьте свои короны и улыбнитесь друг другу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Садятся ровно, настраиваются на занятие. | Регулятивные умение организовывать свою деятельность. | | Организация учебной деятельности. | |
II. Создание проблемной ситуации Формулирова-ние проблемы и темы занятия | Представьте, что один знатный король позвал вас всех на пир. Но оказалось, что он ввел запрет: нельзя использовать свои руки, чтобы подносить пищу ко рту. Что вы будете делать? Вы правы – многие остались голодными и ушли обиженными на жадного хозяина, но были и такие, которые начали кормить друг друга и благодарили короля за угощение. О чем же мы будем говорить на уроке? Что нам нужно узнать? | Ученики высказывают свое мнение: обидеться и уйти, использовать слуг, кормить друг друга. Формулируют учебную проблему и тему занятия: общение, как оно происходит и какова его роль в жизни людей. | Регулятивные умения: Определять цель, проблему. Выдвигать версии. Коммуникативные: Планировать учебные действия с учителем. Личностные: осознание роли общения Познавательные: логические действия - анализ. | Формирование ценностных ориентаций | Определе-ние цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познава-тельной деятельности, развитие интересов своей познава-тельной деятельности | Анализ информации |
III. Актуализация опорных знаний учащихся | Координирует учебную деятельность В толковом словаре В. Даля слово «общаться» означает: быть заодно с кем-либо, знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Что же такое общение? Вы высказали много мнений об общении, а что же такое общение – каково его определение? представлена схема общения | Ученики формулируют определение общения, пользуясь учебником. Общение – взаимодействие между людьми, в процессе совместной деятельности. | Личностные: умение организовы-вать себя на выполнение поставленной задачи. Регулятив-ные: планировать деятельность, сверять действия с целью, оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуника-тивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Овладение умением формулировать свою точку зрения. | Сотрудничество с соучениками, коллективная работа. | Знание понятия общение, его средств и видов. |
IV. Изучение новой темы | Мы с вами выяснили, что общение – это вид деятельности. Каким образом происходит общение? С помощью чего мы можем общаться? Далее ученикам предлагаются слайды, на которых представлены средства общения, и им надо определить к какому виду они относятся. | Называют с помощью чего можно общаться и выделяют средства и виды общения. Фиксируют в тетрадях: Общение с помощью речи называют вербальным Общение без помощи речи называют невербальным Определяют виды общения. | Личностные: умение организовы-вать себя на выполнение поставленной задачи. Коммуника-тивные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в коллективе. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: умение принимать учебную задачу, организовывать учебно-познаватель-ную деятельность. | Понимание значения общения в жизни человека формирование нравственной культу-ры | Владение умениями работать с информа-цией (анализи-ровать и обобщать, формули-роватьи обосновывать выводы и т. д.). | Овладение умениями изучения и систематизации информации, сравнения данных, выявления сходств и различий. |
V.Первичное восприятие и усвоение нового теорети-ческого знания. | А теперь поработаем в группах. Задания группам: 1 группа: Перечислите все возможные обращения, с которых можно начать вопрос к постороннему человеку (например: приятель, любезный). 2 группа: Представьте ситуацию: вы находитесь в Москве, и вам надо узнать, как от вокзала добраться до Красной площади. Как бы вы сформулировали вопрос? Знакомому подростку: ……. Незнакомому подростку:…. Незнакомому взрослому: ... 3 группа: Вы должны будете без слов, а при помощи жестов и мимики показать…Мне холодно; Мне грустно; Вкусно!; Уходи отсюда; Ты-хороший! | Ребята делятся на группы, выделяют одного члена для получения задания (вытягивают задание) и работают. | Личностные:оценивать нравственные ценности. Познавательные:Использова-ние полученной информации для решения учебных и жизненных задач. Коммуника-тивные: умение выражать свои мысли, слушать и слышать, совершенствовать навыки работы в группе. | Осмысление, определение своей позиции. | Организа-ция учебной деятельности; способ-ность решать творчес-кие задачи, представ-лятьрезульта-ты своей деятельности в различных формах. | Осмысле-ниеобщения и его роли. |
VI.Обобщение усвоенного и включение его в систему ЗУН. | Как вы считаете, существуют ли правила общения? Детям предлагаются правила эффективного общения: 1. Интересуйтесь другими людьми, проявляйте настоящий интерес. 2. Чаще улыбайтесь. 3. Помните, что имя человека – самый сладостный для него звук. Так что запоминайте имена и используйте их в разговорах. 4. Будьте хорошим слушателем. 5. Говорите о том, что интересует собеседника. 6. Попытайтесь найти достоинства другого человека и искренне похвалите их. 7. Не осуждайте и не критикуйте, а постарайтесь понять, почему люди поступают именно так, а не иначе. 8. Развивайте в себе умение смотреть на мир глазами других. 9. Честно и искренне высказывайте одобрение, будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, но никогда не прибегайте к лести. 10. Научитесь говорить комплименты, но делайте это искренне. | Обсуждают, формулируют правила, объясняют их назначение. | Личностные: аргументированно оценивать нравственные ценности, самоопределяться в жизненных ценностях(исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающих личностный моральный выбор. Познавательные: Использование полученной информации для решения учебных и жизненных задач, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуника-тивные: умение выражать свои мысли, слушать и слышать. | Осмысление, определение своей позиции. | Организация учебной деятельности; способ-ность решать различные задачи. | Осмысление ценности общения для каждого и общества в целом. |
VII. Домаш-нее задание. | Домашнее задание: §15, вопрос 7 (письменно) | Записывают домашнее задание. | | | | |
VIII. Рефлек-сия | Ученикам предлагается: 1) пройти интерактивный тест; 2) составить синквейн на тему общение. | Проходят тест, проверяют друг друга. Составляют синквейны, озвучивают их. | Регулятивные: Развитие саморегуляции, осознание учащимися того, что уже усвоено. Личностные: ценностно-смысловая ориентация. | | Осуществ-ление контроля своей деятельности в процессе достиже-ниярезультатаопределе-ние способов действий в рамках предложенных условий. | |
IX. Подведение итогов, выстав-ление отметок, домашнее задание | Дети проводят самооценку своей работы. | Получают отметки. | Личностные: личностное самоопределе-ние, нравственно-этическое оценивание, развитие самооценки Регулятивные: формирование действия оценивания | | | |
X.* Рефлексия | Если класс работает достаточно быстро, то ребятам предлагаются дополнительные варианты рефлексии: 1) Расшифруйте слово «общение», каждую букву слова используйте для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». 2) Закончите предложения: Самая главная цель общения состоит в том, чтобы … В ходе общения происходит … Результатом общения можно считать … Я хочу, чтобы люди, с которыми я общаюсь ... | 1) О – объединение Б – близость Щ – щедрость Е – единение Н – необходимость И – искренность Е – единство 2) Заканчивают предложения. | Регулятивные: Развитие саморегуляции, осознание учащимися того, что уже усвоено. Личностные: ценностно-смысловая ориентация. | | Осуществ-ление контроля своей деятельно-сти в процессе достиже-ния результата, определе-ние способов действий в рамках предложенных условий. | |