Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Самоопределение к деятельности
(организационный момент)
Включение детей в деятельность
Настрой на работу в стихотворной форме:
Прозвенел, друзья звонок.
Начинается урок!
-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.
-Давайте друг другу улыбнемся и пожелаем удачи в открытии новых знаний. Садитесь.
Приветствуют учителя, гостей.
Записывают в тетради число, классная работа.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Организует наблюдение детей за подобранным заданием, направленным на повторение необходимых понятий для дальнейшей работы на урок:
- Над какой большой темой мы работали на последних уроках?
- Как понимаете действие деление?
- Вспомните, что вы знаете о делении?
- Назовите компоненты деления.
- Как найти неизвестное делимое?
- Как найти неизвестный делитель?
- Хорошо. Давайте проверим, насколько вы усвоили этот материал.
Математическая разминка.
- Обратите внимание на экран. Что вы видите?
6, 12, 18, …, …, …
- Продолжи закономерность на три числа.
- Что можете рассказать об этих числах?
- Задание «Цепочка»
35:7х8х2:10х9=
21:3х10:7х9:10=
- Задание «Веселые задачи»
1. Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?
2. Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека.
3. Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будет стоить 2 таких тетради?
- Проверяем
- Отлично. На доске несколько примеров объясните их решение:
36:6=
36:3=
36:2=
36:12=
- На какие группы можно разделить эти примеры?
Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют, предъявляют результат.
- деление
- раздать поровну
(Дети отвечают на вопросы учителя)
- деление бывает табличное и внетабличное, деление связано с умножением.
- делимое, делитель, частное
- надо частное умножить на делить.
- надо делимое разделить на частное.
- ряд чисел
(Запись в тетради 6, 12, 18, 24, 30, 36)
- Числа получились путем прибавления числа 6, все числа делятся на 1, 2, 3, 6, среди них есть однозначное число – 6, круглое число – 30.
(дети выполняют задания устно)
- запись в тетради:
54 : 9 = 6
8 х 5 = 40
23 х 2 =46
(У доски дети объясняют решение примеров, остальные записывают в тетради)
- табличное и внетабличное деление
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные:
логические - анализ объектов с целью выделения признаков
3.Постановка проблемной ситуации.
Организует проблемную ситуацию.
Мотивирует учащихся на дальнейшую работу.
- Если у нас все так замечательно получается, то следующее задание не составит вам труда выполнить. Предлагаю поработать в группах, решить примеры на скорость.
Возьмите карточку.
- Дайте сигнал, когда группа будет готова. Приготовились, начали!
- Что-то не так? Почему так долго?
- С какой трудностью встретились?
-Давайте разбирать вместе. Это табличное или внетабличное деление?
- Вспоминаем способы решения внетабличного деления.
- Значит должен быть другой способ.
-Хотите научиться решать такие примеры?
Выделяют проблему.
(Дети в группах решают примеры ответы записывают на карточке)
- Не получается поделить поровну, остается число 1
(Дети отвечают на вопросы учителя)
Регулятивные: целеполагание;
Познавательные:
постановка вопросов;
Познавательные: общеучебные -
формулирование познавательной цели;
Логические: формулирование проблемы
4. Построение проекта выхода из затруднения
Организует деятельность по ознакомлению с новым математическим действием и знаком.
-Решим это выражение практически.
Работаем в парах.
- Возьмите раздаточный материал. 13 предметов разделите на 4 части поровну.
- Сколько было предметов, сколько частей, сколько в каждой части получилось предметов, сколько осталось? Можем далее делить предметы? Почему?
Значит, остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
- Проверяем наши действия. 13 кружков разделите на 4.
- Запишем действие, которое выполнили.
13:4=3 (ост.1)
- В математике принято количество оставшихся предметов записывать в скобках.
-Так какая же тема нашего урока?
Цель?
Делим солнце!
Чур, на всех!
Делим дождик.
Чур, на всех!
Но часто получается
Не делится на всех.
Разделим то, что делится,
Остаток пусть останется.
Ведь ничего не сделаешь,
Так в жизни получается.
- Назовите компоненты при делении с остатком.
-Как вы думаете, любое число можно разделить?
- Удобно ли каждый раз выполнять рисунок и выполнять практические действия при решении таких выражений?
- Значит не обязательно раскладывать предметы, рисовать.
- А как же будем решать такие примеры?
- Еще раз убедились, что очень важно знать таблицу умножения.
- Значит надо составить правило решения подобных выражений.
1. Находим наибольшее число, (но меньше делимого), которое можно разделить на делитель без остатка.
2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.
3. Оставшаяся часть делимого – это остаток.
4. Проверяем, остаток должен быть меньше делимого.
Знакомятся с новым математическим действием «умножение» и новым математическим знаком.
(Дети работают с раздаточным материалом в парах, отвечают на вопросы учителя)
(Дети выполняют рисунок и записывают математическое действие)
- Деление с остатком
- научиться выполнять деление с остатком
- делимое, делитель, неполное частное, остаток
(Дети отвечают на вопросы учителя)
- Надо просто вспомнить таблицу умножения.
Регулятивные:
планирование, прогнозирование;
Познавательные:
логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Физминутка
Организация и проведение «физминутки».
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
Ручками похлопаем.
Раз присядем,
Быстро встанем,
Улыбнемся,
Тихо сядем.
(Дети проводят физминутку и выполняют упражнения)
5. Первичное закрепление
- При делении с остатком мы должны помнить важные правила: при делении получаются два числа – неполное частное и остаток, остаток всегда должен быть меньше делителя.
- Задание «Найди соответствие рисунка и записи»
-Работа с учебником с. 99 №4, 5.
(Дети соотносят рисунки и записи примеров)
(Дети выполняют №4 на доске и в тетради, №5 работают в парах)
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения
Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).
7.Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Организация самостоятельной работы по вариантам.
- Самостоятельная работа.
Iв. 17 : 9 = 46 : 5 = 35 : 6 =
IIв. 25 : 6 = 28 : 9 = 34 : 8 =
- Обратите внимание на оформление работы.
- Работаем по вариантам.
- 2 ученика работают за доской.
- Проверяем работу.
- Оцените работы детей у доски и свою работу.
(Дети выполняют самостоятельную работу в тетрадях. 2 ученика работают за доской.)
(Взаимопроверка. Оценивают работу у доски. Оценивают свою работу в тетради – рисуют смайлик).
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Личностные: самоопределение
8. Рефлексия деятельности
(итог урока), домашнее задание
- Что нового узнали о делении?
- Закончите предложение:
- При делении с остатком остаток должен быть -
- Поделитесь своими впечатлениями от урока.
• - Я сегодня узнал…
• - Мне было трудно …
• - Я сомневался…
• - Мне понравилось…
• - Я могу …
Домашнее задание:
1. Уч. с. 100 №7
2. Составить 5 примеров на деление с остатком
-При делении может оставаться остаток.
-Меньше делителя.
(Высказывания учащихся.)
(Дети записывают домашнее задание по выбору)
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;
Личностные: смыслообразование