Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1.
Организационный момент, включающий:
- постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
- описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
Формулировка учащимися целей урока через определение настроения лирического героя стихотворения, положенного на музыку, « Я не люблю»,периода жизни поэта, увидеть отношение Высоцкого к жизненным ценностям человека.
Учащиеся знакомятся с эпиграфами урока, краткой биографией поэта, высказыванием известных людей о творчестве Высоцкого.
На уроке им необходимо, анализируя стихотворение «Я не люблю», открыть чувства героя и способы выражения этих чувств, сделать необходимые записи в тетрадях, таблицах.
Ученикам предлагаются следующие методы и приемы :
эвристический метод ( форма эвристической беседы, постановка проблемы и деление ее на подпроблемы, организация поисковой деятельности).
исследовательский метод( организована самостоятельная работа, познавательные знания имеют практический характер).
Класс разделен на группы для работы в класс и выполнения части работ, на разноуровневые группы с учетом их способностей, инициативности, проявления интереса к предмету.
2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
- определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
- описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
- описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
- определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
- описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
- описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Чтение наизусть и по книге выразительно ( индивидуальные опережающие домашние задания) стихов( « Я не люблю» , «Пороков нет в отечестве моем»). Задания по группам: определить чувства лирического героя, его отношение к миру, найти выразительные средства, сделать вывод по теме. Выполняя задания, учащиеся достигают целей данного этапа урока:умеют определять темы выбранных стихов, понимают переживания лирического героя, находят художественные средства( метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения…)
Используется мультимедийный проектор, клип.
Учащиеся заполняют имеющиеся у них таблицы, делают выводы. Задания сформулированы по уровням.
Методы и приемы обучений:
Эвристический метод ( форма эвристической беседы, постановка проблемы и деление ее на подпроблемы, организация поисковой деятельности).
Исследовательский метод ( организована самостоятельная работа, познавательные знания имеют практический характер)
В случае затруднения учитель с помощью наводящих вопросов подводит учеников к решению вопроса.
Ученики работают в группах, обмениваются знаниями.
За выполненную работу поощряются словесно, а также оценками за грамотные, содержательные ответы. Лучшие ответы записываются в тетрадь одноклассниками во время подведения итога работы на данном этапе как образцы анализа, рассуждения по тексту или, оформленные на отдельных листах, прикрепляются к обзорной доске.
3.
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
- постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
- описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
- описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;
В итоге должна быть достигнута цель: представление о жизни и творчестве В. Высоцкого, выявить черты его индивидуальности. Какие ценности бывают(вечные и проходящие)
какие реалистические детали изображены в стихотворении,
какую роль они играют,
что не любит поэт?
Попытаемся из «я не люблю» сделать «я люблю»
какие строки стихотворения отражают его основную мысль?
какие чувства переполняют поэта.
Отвечают на вопросы: Что изображено на картинке? (люди, маски, человеческие пороки).Какие ценности бывают(вечные и проходящие). Так о каких ценностях говорит Высоцкий?
Какова жизненная позиция поэта? Против чего он так протестует?
Определяют значение ключевых слов( не люблю, не верю, не пою, я против, не терплю), незнакомых слов ( фатальный исход, цинизм, наветы, почести), слова-образы ( червей сомнений, против шерсти, железом по стеклу, почестей иглу, мильон менят по рублю ,лезут в душу)
Во время аналитической беседы учащиеся заполняют таблицы( см. презентацию)
ведут диалог по группам, добавляют свои наблюдения над текстом
(реализация домашнего- опережающего- задания ребятами из группы 3-го уровня
В качестве вывода- чтение стихотворение сына поэта
Вывод делается с опорой на таблицу «Я не люблю»
Закончите предложение. Любит, уважает в отношении, призывает к …
За работу на данном этапе учащиеся получают высокие оценки, им предоставляется возможность свои выводы предлагать в качестве образцов одноклассникам.
4.
Закрепление учебного материала, предполагающее:
- постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
- описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
- Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
В итоге работы на уроке ученики приходят к выводу:
В.С. Высоцкий – личность очень сильная, яркая, талантливая. О его жизни и творчестве много пишут, спорят, высказывают самые разные мнения. Не любил ложь, несправедливость, насилие, трусость, не мог мириться с тем, когда обижали слабых и невинных, не любил, когда люди проявляли излишнее любопытство к его личной жизни, сплетничали по этому поводу и выдвигали свои версии.
В. Высоцкий старался жить по законам совести, стремился быть человеком честным, порядочным, отзывчивым, с чувством собственного достоинства и сильным характером.
5.
Задание на дом, включающее:
- постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
- определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
- определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Задание на дом
1-го уровня группе :выучить наизусть стихотворение «Я не люблю»
2-го уровня группе: отредактировать записи , сделанные на уроке;
анализ и выразительное чтение самостоятельно подобранного стихотворения о жизненных ценностях человека
3-го уровня группе: Составить свое жизненное кредо « Я не люблю…»
Творческой группе( на выбор с основным заданием и по желанию): подобрать стихи с целью доказать, что данная тема сквозная в русской литературе, и посоветовать, как данные знания можно использовать на ЕГЭ по русскому языку.