Урок с использованием интерактивных форм обучения. Использовалась для проведения открытого урока. Была представлена на районный конкурс методических разработок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока Конституция России»
МОУ Чистопольская сош Коченёвского района Новосибирской области
Урок обществознания с использованием интерактивных технологий
9 класс
"Конституция — основной закон государства"
Учитель истории и обществознания
Максименко М.Г.
2009
Тема: "Конституция — основной закон государства"
«Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать – закон»
Оноре де Бальзак
Цель: формирование активной гражданской позиции и правового сознания;
Задачи:
1. познакомить учащихся с текстом Конституции РФ;
1.формировать навыки правовой культуры;
2.развивать гражданскую инициативу и гражданскую ответственность,
3.развивать умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Оборудование:
-Конституция РФ;
-Учебник «Введение в обществознание» под редакцией Боголюбова;
-Дидактические материалы;
-Плакаты, определяющие разные группы прав;
-Мультимедийная установка для презентации.
Ход урока:
Сообщение темы урока, постановка цели
1. Вопрос учителя. Какие ассоциации вызывает у вас слово «Конституция»?
Задание: в течение одной минуты в рисунке изобразить ассоциации к слову Конституция с правой стороны от темы урока, один из обучающихся (по желанию) рисует на доске. Остальных можно спросить: кто и что нарисовал
2. Вопрос учителя. Что такое Конституция?
Методом «мозгового штурма» проводится обсуждение слова «Конституция». Ответы записываются на листе ватмана или на доске.
3. Для знакомства с текстом Конституции проводится игра «Неизвестная страна».
Обучающиеся делятся на группы (можно использовать любой способ деления на группы)
Цель игры: показать, что права и обязанности часто вызваны жизненной необходимостью.
«Представьте, что вам удалось открыть новую страну, в которой никто раньше не жил, в которой нет ни правил, ни законов. Ваша группа жители этой новой страны. Задание:
Каждый в тетради составляет перечень правил безопасной жизни, которые должны быть гарантированы каждому в этой стране.
Обсудив друг с другом свои перечни, составьте 10 самых важных правил и оформите их на листе ватмана, начав работу с названия вашей страны.
Каждая группа представляет свои правила по очереди. Другие группы внимательно слушают и задают вопросы.
Вопрос учителя:
«Можно ли как-то сгруппировать похожие права и обязанности?»
Права выделите зеленым цветом:
личные социально-экономические
политические культурные
Обязанности выделите красным цветом
Что бы вы дополнили к перечням?
Являются ли они всеобщими?
Другие вопросы.
4.Работа с Конституцией
Цель: найти схожие статьи в Конституции. Номера статей выписать рядом со схожими правилами на ватмане.
Вопросы группам:
Каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?
2) Какие обязанности записаны в Конституции?
Ответы учащихся:
- ст. 57 – платить налоги
- ст. 59 – защита Отечества
- ст. 58 – об охране природы и окружающей среды
- ст. 44 – забота об охране памятников культуры
- ст. 38, п.2 – забота о детях обязанность родителей, п.3 – забота детей о нетрудоспособных родителях.
Выводы: права и обязанности человека составляют его правовой статус.
Главное правило при составлении Конституции – это то, что все другие законы страны не должны противоречить Конституции.
5. Мини-лекция
Россия на пути к Конституции:
-Движение Декабристов;
-Реформаторская деятельность Александра Второго;
-Манифест Николая Второго «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г.
-Подробнее об истории 5-ти Конституций России – 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.
6. Разминка – физкультминутка.
На стенах по разным углам необходимо развесить плакаты, определяющие разные группы прав.
Все дети встают вкруг в центре класса. На экране появляются
права человека по порядку. Учащиеся выбирают, к какому плакату им встать.
Условие: обучающиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.
Перечень прав для разминки:
право на жизнь;
право на свободу мысли;
право на труд и выбор профессии;
право на национальный язык;
тайна переписки;
право на участие в митингах и собраниях;
право на отдых;
выбор места проживания;
право на образование;
право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
право на социальное обеспечение;
В конце разминки обязательно подвести итоги, похвалить и поблагодарить за хорошую работу.
7.Групповая работа: «В жизни всё случается»
Группы получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на поставленный вопрос.
-1-я ситуация: Жители одного маленького городка были потрясены известием о жестоком преступлении: кто-то убил маленькую девочку. Подозрение пало на одного из жителей. Дальше случилось следующее: разъярённая толпа заживо сожгла "выявленного" ею "преступника" на площади городка.(ст. 45, 46-право каждого на судебную защиту)
- 2-я ситуация: У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Нарушается право других на отдых-ст. 37)
- 3-я ситуация: Администрация отказывается принимать в 10 класс ученика, ссылаясь на его низкую успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это сделать (ст. 43 Конституции)
8. Возвращение к началу урока.
Посмотреть на записи, сделанные на ватмане к вопросу «Что такое Конституция».
Сделать выбор неверных ответов и дать определение термина «Конституции».
ВЫВОД: Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.
9. Рефлексия.
Вопросы учителя:
У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?
Кому было некомфортно на уроке? Почему?
Как бы вы оценили работу: класса, вашей группы, свою?
Кого можно выделить.
Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно прикрепить на магнитную доску красный или синий жетон (красный - узнал новое, и было интересно, синий - время потерял зря).
10. Домашнее задание
П. 33, практикум к параграфу
По выбору:
1. Подготовить сообщение о главах и разделах Конституции РФ.