А2. Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?
А. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.
Б. Общественные изменения — один из факторов, влияющих на социальную мобильность.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А3. Укажите, по какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты?
1) территориальному 2) этническому
3) стратификационному 4) конфессиональному
III. Изучение нового материала. (25 мин)
План:
Социальные отношения и взаимодействия
Социальный конфликт
Социальные аспекты труда
Культура труда
Введение в тему
Учитель:
В повседневной жизни мы множеством невидимых нитей связаны друг с другом по личным, экономическим, правовым и другим вопросам. Многообразие этих связей и определяет структуру социальных отношений. Но эти взаимодействия оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они отличаются по степени важности и значимости для нас.
I. Социальные отношения и взаимодействия. Формулирование понятий.
Социальная связь - совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные взаимодействия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.
Социальный контакт – первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но еще не взаимодействие
Социальное взаимодействие – систематические, регулярные, взаимообусловленные социальны действия субъектов, направленные друг на друга
Социальные отношения – социальные взаимодействия, которые превратились в стабильную систему.
Учитель:
После формулирования и объяснения понятий выводим классификацию социальных отношений:
- межличностные отношения индивидов;
- личностно-групповые;
- межгрупповые
После этого прошу учащихся привести примеры каждого из видов социальных отношений.
Возможные варианты ответов учащихся:
Примером межличностных отношений индивидов могут служить отношения между друзьями, родителями и детьми и др.
Примером личностно-групповых отношений являются отношения между учителем и учениками, начальником цеха и рабочими и др.
Примером межгрупповых отношений могут служить отношения между двумя классами, спортивными командами и др.
Учитель:
Формами социальных взаимодействий являются:
- сотрудничество;
- конфликт;
- соперничество
Учащиеся дают свои пояснения форм социальных взаимодействий, после их вариантов ответов, вывожу на экран более точные формулировки. Предлагаю учащимся на выбор: записать свою авторскую формулировку, либо воспользоваться той, что на экране.
II. Социальный конфликт.
Учитель:
Задумывались ли вы, что конфликты уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Причины конфликтов разнообразны, но в их основе всегда лежит противоречие, связанное со столкновением социальных интересов, взглядов, позиций, двух или более сторон. Как правило, одна сторона обладает материальными ценностями, властью, образованием, престижем, в то время, как другая всего этого лишена.
Вопрос классу: что такое социальный конфликт?
После ответов учащихся обращаю их внимание на экран, где появляется определение понятия «социальный конфликт»:
Социальный конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп, объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций, интересов.
Далее вместе с учащимися, пользуясь текстом учебника, составляем классификацию социальных конфликтов в зависимости от сферы их протекания:
- личностные;
- межличностные;
- внутригрупповые;
- межгрупповые
Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.н. субъектах. Учащиеся записывают в тетрадь субъектов конфликта: свидетели, пособники, подстрекатели, посредники.
Учитель:
Объяснение понятий причина конфликта, повод конфликта.
Вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт, - это предмет конфликта. Причина и повод конфликта отличаются от его предмета.
Причина конфликта – это объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон
Повод конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.
Учитель:
Итак, конфликт назревает. Как узнать о том, какие этапы проходит конфликт в своем развитии. Для того чтобы найти ответ на данный вопрос, вам предлагается самостоятельная работа в группах по 4 человека
(учащиеся соседних друг с другом парт объединяются для совместной работы), на 3-5 минут. Ответ следует искать в учебнике на с.165, где описывается жизненная ситуация.
По истечении отведенного времени, представители от каждой группы высказывают свои предположения, учитель предлагает сравнить их с правильными ответами.
Стадии социального конфликта:
предконфликтная
конфликтная
постконфликтная
Учитель:
С одной классификацией социальных конфликтов вы уже знакомы. Настало время познакомить вас с другими. Социальные конфликты можно классифицировать по следующим критериям:
- по длительности;
- по объему;
- по источнику;
- по используемым средствам;
- по влиянию на ход развития общества;
- по характеру развития;
- по сферам общественной жизни;
- по типу отношений.
К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако, все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному. Наверное, и некоторые из вас участвуя в конфликте, находили пути выхода из него.
Поделитесь своим опытом.
Возможные варианты ответов учащихся: применял силу, договаривалась, уступали, прерывал спор и т.д.
Учитель:
Существуют различные способы решения конфликта.
- компромисс,
- посредничество,
- переговоры,
- арбитраж,
- применение силы, власти, закона
Даю возможность учащимся объяснить смысл каждого из данных способов, затем привожу свой вариант.
Учитель:
Социальные конфликты могут привести как интегративным, так и дезинтегративным последствиям. Первые из них помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность группы, позволяют ее членам осознать четче осознать свои интересы. Вторые из этих последствий усиливают ожесточение, разрушают нормальные партнерские отношения, отвлекают людей от решения их насущных проблем. III. Социальные аспекты труда.
Учитель:
Значительную часть своей жизни человек проводит на работе, занимаясь тем или иным видом трудовой деятельности. Социальные аспекты труда проявляются в том, что люди, воздействуя на окружающую природную среду, обеспечивает свое существование, а также создают условия для своего дальнейшего развития и прогресса общества.
Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания, приобретают новые умения.
Характер трудовых отношений зависит от возможности удовлетворять в процессе труда различные потребности и интересы.
IV. Культура труда.
Предлагаю учащимся следующее задание.
Используя материалы учебника (стр. 168-170), подготовьте ответ на вопрос:
Почему так высоко ценятся профессионалы?
На выполнение задание 3-5 минут
По истечении времени учащиеся дают ответ на данный вопрос.
V. Закрепление изученного материала. Рефлексия. (выполнение мини-теста) – 3 мин.
Приложения 2-3.
VI. Подведение итогов. Выставление оценок учащимся. 2 мин.