kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, по­нятия и на их основе поступки, соответствующие нормам по­ведения в обществе.

     В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок при­обретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нор­мы. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, береж­ное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

     Исследования ученых показывают, что дошколь­ный возраст характеризуется большими возможностями для нрав­ственного воспитания детей: в разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управле­ния своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистский характер, у детей возникает чувство товарищества и дружбы.

     Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

     Неоспорим тот факт, что с первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения ребенок приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

      Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

     По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Именно в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, виды деятельности усложняются, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения, т.е. социализируется.

     Социальное воспитание – это процесс создания условий, способствующих вхождению ребенка в мир культуры, традиций, человеческих отношений. Педагогические условия, направленные на социально-нравственное воспитание детей:

  • использование программ нравственного воспитания детей;
  • знание комплексной технологии психолого-педагогического сопровождения нравственного воспитания детей;
  • создание положительного эмоционально активного, ценностного отношения между детьми;
  • задействование традиций, ритуалов, личностно-ориентированного подхода к детям;
  • использование методов диагностики межличностных отношений детей.

     Вот основные программы социально-нравственного развития детей:

  • «Дружные ребята» (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / под ред. Р.С.Буре. – М, 1997.
  • «Я, ты, мы» (Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет) / сост. О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. – М., 2005.
  • «Я - человек» (Программа социального развития ребенка) / Козлова С.А. – М., 2004.

      Цель работы по программам - это развитие социальной уверенности детей (социальной компетентности).

Компоненты социально компетентного поведения:

  • умение сказать «нет» в негативных ситуациях;
  • умение выражать желания и требования в приемлемой форме;
  • владение навыками эффективного общения: умение налаживать контакты, умение вести и заканчивать разговор;
  • выражать как позитивные, так и негативные чувства в социально- приемлемой форме.

     Социально неуверенные дети склонны находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспосабливаться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

     Ребенок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка – отраженная оценка социума – таков и социальный статус, такова возможность взаимодействовать с социумом, и по сути, таково его психическое здоровье. Отклонение от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом вызывают неуверенное поведение – это путь к нездоровью.

      Социально компетентное поведение обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям. Приобретая позитивный опыт достижения согласия в общем деле при сохранении возможности выразить собственное мнение, неуверенный ребенок становится эмоционально активным, он охотно взаимодействует со сверстниками, что в будущем облегчит ему обучение в школе.

      Да и в современной профессиональной жизни нужно не только иметь высокую квалификацию, но и обладать социальными навыками: уметь устанавливать и поддерживать контакты с разными категориями людей, быть способным действовать в команде, заинтересовать и мотивировать в деятельности других работников.

     Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка.  Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения, он учиться правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации детей.»

Мамочка любимая,

Самая красивая!

Сегодня праздник твой

Мы празднуем с тобой.

Побольше тебе радости,

Тепла, цветов и сладостей

Желаю я, любя —

С Днем матери тебя!



Тебя люблю я крепко-крепко,

Нет лучше мамы на Земле.

Здоровья, счастья я желаю

В День мамы мамочке моей!

Всегда сияй и улыбайся,

Будь радостна и весела,

Так же красива и прекрасна.

Ты лучше всех, люблю тебя!



Самой лучшей в мире маме

Я скажу, что поздравляю,

С днем всех в мире матерей,

Ты на свете всех милей!

Пожелаю я мамуле,

Быть такой же красотулей,

Только счастья и добра,

Лучше всех ты для меня!


Мамочка любимая,

Самая красивая!

Сегодня праздник твой

Мы празднуем с тобой.

Побольше тебе радости,

Тепла, цветов и сладостей

Желаю я, любя —

С Днем матери тебя!



Тебя люблю я крепко-крепко,

Нет лучше мамы на Земле.

Здоровья, счастья я желаю

В День мамы мамочке моей!

Всегда сияй и улыбайся,

Будь радостна и весела,

Так же красива и прекрасна.

Ты лучше всех, люблю тебя!



Самой лучшей в мире маме

Я скажу, что поздравляю,

С днем всех в мире матерей,

Ты на свете всех милей!

Пожелаю я мамуле,

Быть такой же красотулей,

Только счастья и добра,

Лучше всех ты для меня!







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации детей.

Автор: Кузнецова Наталья Александровна

Дата: 15.11.2019

Номер свидетельства: 527178

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства