kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный мир влияет на социальное развитие детей не лучшим образом. Увлечение компьютером и просмотром ТВ передач нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. В подавляющем большинстве семей ребенок не имеет сестер и братьев. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в социальном взаимодействии собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнера. Или, несмотря на стремление играть вместе с другими, некоторые дошкольники с трудом  налаживают дружеские и игровые отношения,  вынуждены (а иногда предпочитают) играть в одиночестве. Обычно причину этого родители видят в особенностях характера ребенка, хотя на самом деле она кроется в несформированности навыков социального взаимодействия. А возникновение на этой основе характерологических особенностей носит не причинный, а следственный характер.

Сам по себе опыт посещения дошкольного учреждения не дает существенной "прибавки" к социальному развитию детей. Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними необходима целенаправленная организация социального взаимодействия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО» »

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО»

У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» в студии раннего эстетического развития «РОСТОК»

из педагогического опыта работы педагога дополнительного образования Гуровой М.А.

Современный мир влияет на социальное развитие детей не лучшим образом. Увлечение компьютером и просмотром ТВ передач нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. В подавляющем большинстве семей ребенок не имеет сестер и братьев. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в социальном взаимодействии собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнера. Или, несмотря на стремление играть вместе с другими, некоторые дошкольники с трудом налаживают дружеские и игровые отношения, вынуждены (а иногда предпочитают) играть в одиночестве. Обычно причину этого родители видят в особенностях характера ребенка, хотя на самом деле она кроется в несформированности навыков социального взаимодействия. А возникновение на этой основе характерологических особенностей носит не причинный, а следственный характер.

Сам по себе опыт посещения дошкольного учреждения не дает существенной "прибавки" к социальному развитию детей. Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними необходима целенаправленная организация социального взаимодействия.

Формирование компетенции социального взаимодействия обучающихся студии раннего эстетического развития «Росток» предполагает следующую структуру:

  • формирование базовых этикетных нормамх и нравственных представлений (приветствие, прощание, благодарность, установление контакта, поведение в разговоре, способность слушать и слышать собеседника, развития внимания к другому - формируется базовая социальная компетенция «Человек-человек»);

  • формирование у ребенка осознания себя как субъекта социального взаимодействия и восприятия сверстника и взрослого в качестве объекта взаимодействия на положительной эмоциональной основе.

Главная цель заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках и взрослых друзей и партнеров. Чувство общности является тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает такую компетенцию, как «человек – человек».

  • развитие делового сотрудничества и общих игровых интересов. Достижение общей цели является фундаментом для формирования компетенции «человек – деятельность».

Основным методом обучения в студии раннего эстетического развития «Росток», естественно, является игровой метод.

Общение с помощью игры выступает в действительности как школа социальных отношений: ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям, достигать конкретных целей.

В любой игре содержится два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве. Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры. Эти два правила в простой и доступной для детей форме, без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают детей к организованности, ответственности, самоограничению, воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.

Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. Например, чтобы всем вместе изобразить сороконожку, дети должны действовать с учетом потребностей и поведения других детей. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные хороводные игры. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий создают особую атмосферу единства со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие межличностных отношений.

В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим.

И, наконец, нами используются игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.

В процессе проведения таких игр дошкольники становятся все более внимательными друг к другу, замечают действия и настроения других, стремятся помочь и поддержать партнеров. Кроме того, заметно снижается агрессивность многих проблемных детей, уменьшается число демонстративных реакций, а замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре.


Наша диагностика – это скрытое наблюдение за разнообразными проявлениями социального взаимодействия детей и поиск новообразований, которые могут появится в результате таких игр.

Сформированность ключевых социальных компетентностей в СРЭР «Росток», оценивается с помощью педагогического наблюдения и диагностики педагогов –психологов.

На занятиях по предмету «Окружающий мир» одна из задач дополнительной общеразвивающей программы «Мир вокруг нас» сформировать у дошкольников социальную компетенцию «человек-общество». И здесь надо отметить, что ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия. Отбор   содержания   программы   «Мир вокруг нас»   осуществлялся   на   основе следующих ведущих идей:

  • Идея многообразия мира;

  • Идея уважения к миру.

Многообразие, как форма существования мира, ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно- научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры.

Уважение к миру - это предлагаемое и применяемое мною формула нового отношения к окружающему, основанного на познании самоценности сущего, на включение в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.

Средствами образовательного процесса целенаправленно создаются условия для развития у дошкольников познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

На занятиях я применяю следующие методы работы: малые исследовательские работы (выращивание и наблюдение за растениями), проектные методы ( расскажи, что ты видел в лесу, на речке, в городе и т.п.), проведение экскурсий, викторин, конкурсов. Основным видом деятельности по-прежнему остаётся игра. Большое значение приобретают дидактические игры и упражнения, развивающие  мышление, внимание, воображение  ребят. Они помогают детям не только закрепить полученные ими ранее знания, но и учат общаться друг с другом, быть увереннее.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО»

Автор: Гурова Мария Алексеевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103588

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Формирование ключевых компетенций средством использования современных педагогических технологий "
    ["seo_title"] => string(117) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-sriedstvom-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "175516"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424275064"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Формирование ключевых компетентностей учащихся через организацию жизнедеятельности класса» "
    ["seo_title"] => string(114) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientnostiei-uchashchikhsia-chieriez-orghanizatsiiu-zhizniedieiatiel-nosti-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "153135"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420976419"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
    ["seo_title"] => string(49) "kliuchievyie-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "294146"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455611949"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(76) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientsii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "125250"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414940444"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Сущность коммуникативной компетенции детей подросткового возраста в контексте компетентностного подхода "
    ["seo_title"] => string(117) "sushchnost-kommunikativnoi-kompietientsii-dietiei-podrostkovogho-vozrasta-v-kontiekstie-kompietientnostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "184899"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426105285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства