kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СМИ в политической жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок предназначен для 9 класса. название "Средства массоой информации в политической жизни общества"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СМИ в политической жизни»

План-конспект занятия:

Тема занятия:

Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Урок обществознания в 9 классе Роль СМИ в политической жизни.


 Цели и задачи: 1) формировать знания о средствах массой информации, их роли в политической жизни, механизме политического манипулирования и его последствия;

2) развивать навыки критического мышления, анализа ситуаций, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, работать с документами;

3) воспитывать гражданственность.

ХОД УРОКА:

  1. Этап мотивации к учеб­ной дея­тельно­сти

Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Вместе мы сможем узнать многое новое, дополнить наши знания . Улыбнемся друг другу, у нас все получится

II. Акту­ализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

тестовая работа по теме политические партии и общественно - политические движения (приложение1)

III. Этап выявления места и причины затруднения

«Сила слов настолько велика, что способна великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно известное всем выразить по-иному, а дела недавнего времени представить на старый лад»
(Исократ – знаменитый афинский ритор)

Нет ничего могущественнее слова. Ряды сильных доводов и высоких мыслей невозможно прорвать. Слово разит свирепых, и рушит крепости. Это невидимое оружие. Без него мир принадлежал бы грубой силе.
(А. Франс)

Нет ничего сильнее обнародованного слова.
(А. С. Пушкин)

Что объединяет данные высказывания?

В каком институте политической системы наиболее ярко проявляется сила слова?

IV. Построение проекта выхода из затруднения

СМИ и информация

Функции СМИ

Роль СМИ в политике

V. Этап реализации построенного проекта

1. Работа над понятиями ( информация, СМИ)

- Вставить пропущенные слова

Информация – это сведения об ______________ и протекающих в нем _____________; сообщения, воспринимаемые _____________ и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.

1) человек;2) процесс; 3) окружающий мир

(Информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.)

- Выделить способы распространения информации. (радио, телевидение, интернет, социальные сети, газеты). Каким понятием ыА объединяем данные способы (средства массовой информации)

3. Выделите ассоциации понятия СМИ – высказывание обучающихся

– Как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно?

  1. «СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию»

  2. «СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами»

  3. « СМИ – это технические средства, обеспечивающие коммуникацию»

4. «СМИ – представляют собой учреждения, занимающиеся сбором, анализом,

открытой, публичной пе­редачей различной информации для широких слоёв

населения с помо­щью специальных технических средств.

- Отличительные признаки СМИ (выделить на основе понятия)

1) Сбор, обработка и предоставление информации с помощью специаль­ных технических средств.

2) Потребители – широкие слои населения.

3) Распространение информации осуществляется в специальных формах, с помощью специальных технических средств (печатное издание, теле- и радиопередача, страничка в интернете и др.).

4) Работа СМИ носит периодический либо постоянный характер.

5) Движение основного информационного потока в одном направлении — от СМИ к потребителю.

 

2. Функции СМИ

Для чего необходимы СМИ в государстве (обучающиеся заполняют таблицу)

Информационная

Удовлетворение потребности населения в ин­формировании

Формирование обще­ственного мнения

Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрыты­ми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением.

Образование и социали­зация граждан

Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентировать­ся в сфере политики, понимать суть происходя­щих процессов, оценивать те или иные события.

Осуществление обще­ственного контроля за действиями власти

Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней, пред­отвращая, возможно, ещё большие злоупот­ребления. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. не­подконтрольных государству.

Выражение обществен­ных интересов

Выявление актуальных проблем, формулирова­ние интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти воз­можность получать информацию о реальных настроениях населения

Объединение граждан

Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и дру­гими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения.


- Работая с документами определите отношение закона к СМИ

Работа с документами: Конституцией РФ и Законом РФ «О средствах массовой информации» (Статья 29 Конституции РФ)

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

  3. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

  4. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

  5. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

  6. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена.

–Объяснить ст. Конституции.

- Ведение понятия «цензура» (работа со словарем «система надзора за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кино- и фотопроизведений.»)

3. Проблема формирования общественного мнения СМИ, манипуляции сознанием в современном мире

Мы живем в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:

  1. Лень и не желание людей копаться в информации. По телевизору сказали, что Слободан Милошевич преступник и диктатор, значит так и есть. Зачем копаться в источниках, чтобы найти синонимичную информацию?

  2. Незнание того, что существуют альтернативные точки зрения. По телевизору сказали, что Панадол – эффективное средство от головной боли, но не сказали, что его состав идентичен Парацетамолу, который стоит во много раз дешевле.

  3. Некоторые люди осознанно идут на поводу рекламы или пропаганды. «В этом списке политических кандидатов я знаю только одного, потому что видел его на местном телеканале, значит проголосую за него». «Возьму эту зубную пасту, а не другую, потому что первую я видел в рекламе». Человек где-то глубоко понимает, что от этого средства пятна, как в рекламе, не исчезнут волшебным образом, и придется замачивать, стирать, оттирать, короче прилагать усилия, но он все равно купит его. Так же и в политике. Если реклама – двигатель торговли, то агитация – двигатель политики.

  4. Развитие новых технологий и интернета повлияло не только на возможность людей получать информацию из конкурирующих или независимых источников, но и повлияло на развитие самих средств массовой информации. Технические возможности некоторых устройств (видеокамер, фотокамер, диктофонов) в совокупности с возможностями Фотошопа, видеоредакторов и других программ монтажа позволяют преподнести информацию в выгодном свете. Пример – использование ракурса, эффекта света и тени, перспективы при видеосъемке. Если стать практически между двумя артиллерийскими орудиями, направленными в одну сторону, то, имея определенную сноровку и навыки, можно их снять так, что на ролике будет казаться, что орудия направлены почти в противоположные стороны. Чаще всего достаточно не лгать, а просто недоговорить или умолчать, вырезать кусок интервью или иначе смонтировать, чтобы преподнести информацию в выгодном свете.

Вывод: Необходимость критически воспринимать информацию СМИ

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

СМИ – это …



Объяснить высказывания

Средства массовой информации не меннее опасны, чем средства массового уничтожения.

 Сергей П. Капица

Я с детства знал, что газеты могут лгать, но только в Испании я увидел, что они могут полностью фальсифицировать действительность. Я лично участвовал в «сражениях», в которых не было ни одного выстрела и о которых писали, как о героических кровопролитных битвах, и я был в настоящих боях, о которых пресса не сказала ни слова, словно их не было. Я видел бесстрашных солдат, ославленных газетами трусами и предателями, и трусов и предателей, воспетых ими, как герои. Вернувшись в Лондон, я увидел, как интеллектуалы строят на этой лжи мировоззренческие системы и эмоциональные отношения.

Джордж Оруэлл


VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Приведите три примера, иллюстрирующие роль СМИ в политической жизни современного демократического общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Могут быть приведены следующие примеры:

1) Информирование население об основных политических событиях (информационная функция). Например, в еженедельной аналитической телепередаче команда журналистов рассматривает политические события недели, тенденции политической жизни страны;

2) Политическая агитация граждан. Например, телеканалы и центральные газеты государства X. в период выборов президента предоставили всем кандидатам возможность донести до телезрителей / читателей свои политические программы;

3) Функция критики и контроля деятельности властей. Например, группа журналистов сняла документальный фильм о связи мафии с известными политиками, после чего было возбуждено несколько уголовных дел против данных политиков.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения

Мини сочинение «СМИ – четвертая ветвь власти»

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Продолжить фразу «Для меня было важным сегодня…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СМИ в политической жизни

Автор: Брюшина Мария Сергеевна

Дата: 08.10.2019

Номер свидетельства: 521970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "тест по обществознанию "Политическая жизнь современного общества" "
    ["seo_title"] => string(79) "tiest-po-obshchiestvoznaniiu-politichieskaia-zhizn-sovriemiennogho-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "182483"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1425540220"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "методическая разработка урока обществознания в 11 классе по теме"Роль СМИ в политической жизни урока" "
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-obshchiestvoznaniia-v-11-klassie-po-tiemie-rol-smi-v-politichieskoi-zhizni-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "233102"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443006180"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическое пособие "Роль средств массовой информации в политической жизни общества""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskoe_posobie_rol_sredstv_massovoi_informatsii_v_politicheskoi_zhizni_ob"
    ["file_id"] => string(6) "514602"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560414549"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Открытый урок: Роль СМИ в политической жизни общества."
    ["seo_title"] => string(56) "otkrytyi_urok_rol_smi_v_politicheskoi_zhizni_obshchestva"
    ["file_id"] => string(6) "514600"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1560413932"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Я и средства массовой информации "
    ["seo_title"] => string(35) "ia-i-sriedstva-massovoi-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "220657"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434729214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства