Методическое пособие "Роль средств массовой информации в политической жизни общества"
Методическое пособие "Роль средств массовой информации в политической жизни общества"
Познакомить с ролью средств массовой информации в политической деятельности, показать особенности различных видов СМИ , механизм политического манипулирования и его последствия, выработать практические рекомендации по противостоянию личности политическим манипуляциям с использованием СМИ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Роль средств массовой информации в политической жизни общества"»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка открытого урока на тему:
«Роль средств массовой информации в политической жизни общества»
Разработано преподавателем общественных дисциплин:
Поповой Раисой Анатольевной
ст. Брюховецкая, 2019 г.
Группа
Дата
711
Эпиграф к уроку:
«Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения»
Сергей П. Капица
План часового занятия
УД, МДК Обществознание
наименование
Тема урока: Роль средств массовой информации в политической жизни общества
Время: 1 час
Вид занятия: Комбинированный, изучение нового материала.
Тип урока: Проектный метод обучения.
Цель занятия
Учебная: Познакомить с ролью средств массовой информации в политической деятельности, показать особенности различных видов СМИ , механизм политического манипулирования и его последствия, выработать практические рекомендации по противостоянию личности политическим манипуляциям с использованием СМИ.
Воспитательная:Формировать отношение к влиянию СМИ на умы и сердца людей. Продолжать развитие мышления учащихся, воспитывать высокий уровень мотивации к получению выбранной профессии, умение сотрудничать, уважительно относиться к мнению других, поощрять учащихся высказывать свое мнение вопросов и проблем, выражать свою точку зрения на всех уроках.
Развивающая: Развивать умения, осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоритические положения и понятия социально – гуманитарных наук, участвовать в дискуссиях, работать с документами. Развить навыки выделения главного, умение обобщения, развивать умение анализировать ситуации, аргументировать, вырабатывать способность делать правильные выбор в конфликтной ситуации.
Деятельностная (ОК, ПК):Умение применять полученные знания в практической деятельности.
Межпредметные связи
Обеспечивающие: Формирование высококвалифицированного специалиста среднего звена в области экономики и продолжение обучения в вузе.
Обеспечиваемые:Социология, психология, философия.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ Наглядные пособия: авторская мультимедийная презентация занятия, информационный раздаточный материал для обучающихся, схемы, пакет документов. Раздаточный материал: учебники, Конституция РФ, технологические карты. Технические средства обучения: компьютер, доска, мультимедийный проектор, телевизор. Учебные места: ауд. № 202 Литература: основная: А. Г. Важенин «Обществознание», Москва; Издательский центр «Академия»; 2013г. Е.А Климов. Психология «Академия 2013»дополнительная: А. Н. Боголюбов «Человек и общество», Москва; 2000г. Деил Карнеги «Как завоевать друзей и влияние на людей». Ростов-на-Дону 2010г. А. А. Реана: «Психология подростка методики и тесты». Санкт-Петербург Прайм-Еврознак 2013г.
Литература дополнительная:
И.К. Кравченко «Обществознание», издательство «Учитель», Волгоград ,2008г.
__________________________________________________________________________________В. В. Румынина «Основы права, 4-е издание, Москва. 2010 г.
__________________________________________________________________________________Л. Н. Боголюбов «Обществознание», человек, природа, общение. Волгоград, издательство «Учитель» 2009 г. __________________________________________________________________________________В. Н. Князева 7-е издание, исправленное. Практикум по обществознанию. 2008 г.
Конституция Р.Ф., Москва, «Омега-А» 2015 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№
элемента
Элементы занятия, учебные вопросы
формы и методы обучения
время
1
2
3
4
1
Организационный момент.
Беседа
1 мин
1.1
Приветствие
1 мин
1.2
Рапорт дежурного (проверка посещаемости)
1 мин
1.3
Постановка цели урока
1 мин
2
Актуализация опорных знаний
Интеллектуальная пятиминутка «Что? Где? Когда?» по сферам жизнедеятельности человека.
Политическая сфера.
Экономическая сфера.
Духовная сфера.
Краснодарский край.
ЧП., Спорт.
Технология применения разноуровневого обучения. Технология применения практической деятельности, метод словесной передачи информации и слухового восприятия.
5 мин
3
Изучение нового материала.
План урока:
СМИ в политической системе общества.
Виды современных СМИ. Функции, принципы, отличительные черты.
Характер информации, распространяемой СМИ.
Влияние СМИ на человека.
Технология применения разноуровневого обучения. Метод опережающего задания, проектный метод обучения.
4
Работа в технологической карте.
Маркировочная таблица: «Знаю, хочу узнать, узнал»
Технология применения разно уровневого обучения. Метод «Мозгового штурма».
1 мин
5
Работа с Конституцией РФ (ст. 29)
Технология практической деятельности.
1 мин
6
Составление кластера «СМИ» в технологической карте.
Метод «Мозгового штурма».
2 мин
7
Презентация учебных мастерских. № 1, 2, 3, 4, 5.
Метод опережающего задания.
20 мин
8
Конкурс красноречия «Виды СМИ»
Метод опережающего задания.
9
Физкультминутка. Релаксация смехом.
Просмотр смешных видео клипов.
Технология практической деятельности.
1 мин
10
Работа в таблице: «Роль СМИ в жизни людей». Вывод по таблице (работа в технологической карте)
Метод «Мозгового штурма».
2 мин
11
Конкурс: «Умники и умницы»
Метод словесной передачи информации и слухового восприятия.
2 мин
12
Презентация стенных газет.
Метод словесной передачи информации и слухового восприятия.
Метод словесной передачи информации и слухового восприятия.
2 мин
Выставление оценок за урок, информация о домашнем задании. Интернет ресурсы –
,составление структурно – логической таблицы: «Роль средств массовой информации в политической жизни общества», интернет ресурс
Сочинение миниатюра: «Мое отношение к современной рекламе»
14
Учебная рефлексия. Рефлексивные вопросы.
Что нового вы узнали на уроке.
Понравился ли вам урок.
Что было главным?
Что было интересным?
С кем тебе было интереснее работать в учебной мастерской?
Понравилась ли вам сегодняшняя форма работы?
Что вызвало затруднения?
Учебная релаксация.
2 мин
Раздел. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Тема урока. Роль СМИ в политической жизни.
Цели и задачи: 1) познакомить с ролью средств массовой информации в политической деятельности, показать особенности различных видов массовой политической информации, механизм политического манипулирования и его последствия, выработать практические рекомендации по противостоянию избирателя политическим манипуляциям с использованием СМИ;
2) развивать умения осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к влиянию средств массовой информации на умы и сердца людей.
Роль СМИ в жизни современного общества трудно переоценить. Сегодня невозможно представить себе какую-то сферу нашей жизни без информационных отношений. При этом средства массовой информации оказывает существенное влияние на формирование сознания людей. Вот почему печатные и электронные СМИ давно являются неотъемлемой частью духовной жизни общества. Именно из этих источников получает человек большую часть значимой для него информации. Конституцией РФ (ст.29) гарантируется свобода СМИ. Здесь также содержится запрет на цензуру. Каждый человек в нашей стране вправе свободно искать, получать и передавать любую информацию. Главное, чтобы избранный им при этом способ был законным.
СМИ - это один из ключевых инструментов политической системы страны.
Тема урока: «Роль СМИ в политической жизни».
План урока
1. СМИ в политической системе общества.
2. Характер информации, распространяемой СМИ.
3. Влияние СМИ на избирателя.
II. Изучение нового материала
Основная часть
«мозговой штурм»
– Сформулируйте и запишите свои ассоциации с понятием: «СМИ» и составьте кластер. Работаем в технологической карте урока. Задание 2.
фронтальный опрос
– Какие слова – ассоциации вы записали?
Сообщение 1 - СМИ в политической системе общества (пункт 1).
Вопросы и задания для первой группы
1. Как иначе называют СМИ? Почему?
2. Какие функции в политике выполняют СМИ?
3. В каких отношениях состоят государство и СМИ?
4. Проследите роль и влияние СМИ в различных политических режимах. Считаете ли вы это закономерным явлением? Почему?
5. Какое влияние имеет СМИ в современных развитых демократических странах? Мнение аргументируйте.
Сообщение 2 - характер информации, распространяемой СМИ (пункт 2).
Вопросы и задания для второй группы
1. Какую информацию по объему передают СМИ? Хорошо это или плохо?
2. Какие общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач, выявили исследователи массовой информации?
3. Почему телевидение стало столь популярным в XX в.?
4. Что такое политическое манипулирование? Опишите его механизм.
5. Опишите перспективы развития СМИ.
Вопросы и задания для третьей группы
1. К каким выводам пришли ученые, изучившие роль СМИ в политической жизни общества?
2. Какова роль СМИ в избирательных кампаниях? Приведите примеры.
3. Опишите механизм взаимодействия кандидата со средствами массовой информации.
4. Какие методы используют пиар- компании в СМИ, чтобы привлечь внимание к своим кандидатам?
5. Что собой представляет политическая реклама?
6. Назовите и охарактеризуйте четыре вида клипов.
7. Учитывается ли общественное мнение в ходе политических кампаний? Какую роль оно играет в ходе избирательных кампаний?
8. Может ли человек противостоять СМИ? Как? Предложите свои методы.
III. Итог урока.
- Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается тема «Роль СМИ в политической жизни общества». Какую позицию вы бы заняли? Почему?
- Можно ли ограничивать свободу слова? Мнение аргументируйте.
Работа по заполнению таблицы «Роль СМИ в жизни людей»
– Какова же роль СМИ в жизни человека и общества?
– СМИ приносят пользу человеку или вред?
– Составим «шкалу мнений» по отношению к СМИ.
СМИ приносят пользу человеку и обществу
СМИ наносят вред человеку и обществу
1.
Развлекают
Уводят от необходимости решать реальные проблемы
2.
Развивают
Не всегда информация верна
3.
Информируют
Отрицательное влияние на психику
4.
Воспитывают
Находятся в чьих-то руках
5.
Помогают сделать выбор
Не всегда пропагандируют общечеловеческое
6.
Образовывают
7.
Формируют общественное мнение
Вывод по таблице:
СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя, различать, каким образом происходит манипуляция сознанием. Это и есть осознанный выбор человека.
Литература
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум / А.Г. Важенин. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 192 с.
Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Г. Важенин. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 368 с.
Основы экономики и предпринимательства: Учеб. для нач. проф. образования / Людмила Николаевна Череданова. – 4-е изд., стер. – М.: Издателский центр «Академия», 2006. – 176 с.
Основы экономики: Рабочая тетрадь для нач. проф. образования / С.В. Соколова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 96 с.
Основы экономики: учеб. пособие для нач. проф. образования / С.В. Соколова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 128 с.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник для НПО. – 9-е изд., испр. И доп. – М.: ИЦ «Академия», 2008. – 144 с.
Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2004. – 270 с.: ил.
Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2002. – 270 с.: ил.