kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Я и средства массовой информации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало довольно обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM – радиостанции.

Сегодня ученики средних и старших классов (и не только они) не расстаются с телефоном. Ищут информацию, играют, обмениваются сообщениями. Это увлечение нередко раздражает взрослых. Эти  классные  часы помогут задуматься о роли информации в жизни подростка, не представляет ли она опасности?
Занятие № 1 из 4-х

  1. Я и средства массовой информации (посвящено роли средств массовой информации в жизни современного человека )
  2. Как выжить в мире СМИ? (о критическом  отношении к информации, предоставляемой СМИ)
  3. «Удивительный мир журналов и газет» - практическое занятие, которое  посвящено знакомству с некоторыми печатными источниками информации (журналы и  газеты для подростков)
  4. «Наша классная газета/ журнал» - Практическое занятие по написанию собственной газеты или журнала

Цель:

Привлечь внимание обучающихся  к роли средств массовой информации в нашей жизни, и особенно в жизни подростков и молодежи и тем самым способствовать формированию информационной грамотности,  критического отношения к СМИ

Планируемый результат:

  • Личностный: проявляют уважительное отношение к иному мнению, доброжелательность, вежливость друг к другу
  •  Метапредметный: обучающиеся принимает учебную задачу, соотносит свои действия с этой задачей. Демонстрируют коммуникативные УУД (умение вступать в диалог, активно участвуют в коллективном диалоге по постановке общей цели; умеют осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, выражают свои мысли и отстаивают свою точку зрения); познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать,  выделять главное, обобщать), регулятивные УУД (, контроль, волевая саморегуляция)
  • Предметный: знакомы с понятием «СМИ», и их ролью в жизни человека

Принципы  воспитания и обучения:

  • Принцип деятельности
  • Принцип наглядности 
  • Принцип систематичности и последовательности
  •  Принцип психологической комфортности

Дидактические средства:

Демонстрационные:

  • Компьютер и  проектор
  • Черный ящик, в котором:  газета, журнал, радио, пульт от TV, планшет

Индивидуальные:

  • Программы TV («Теленеделя», «Телесемь» и пр.)
  • словари
    • Большой толковый социологический словарь
    • Краткий политический словарь
    • Словарь С.И.Ожегова и др

1. Организационный этап

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, деление класса на 3 группы*1

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

У:Прошу вас встать. Опустите головы вниз. Теперь поднимите головы, постарайтесь встретиться с кем-нибудь взглядом. Улыбнитесь тому, чей взгляд вы поймали. Садитесь. 

(Регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция))?

2. Мотивационно-целевой   этап

У:Попробуйте догадаться, о чём мы будем сегодня говорить. - Внимание, чёрный ящик! (торжественная музыка, вносит черный ящик)  (В черном ящике:  газета, журнал, радио, планшетный компьютер, пульт от TV).

У:Догадайтесь по описанию, что находится в чёрном ящике.

  • Периодическое издание, обычно ежедневное, в виде больших листов, в котором публикуются материалы о текущих политических, общественных и др. событиях.  (Газета);
  • Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, художественные произведения, иллюстрации.(Журнал);
  • Способ передачи информации на расстояние посредством радиоволн.(Радио);
  • Система, которая передает и принимает визуальные изображения с помощью радиоволн или по кабелю.(Телевидение: пульт от TV);
  • Всемирная глобальная компьютерная сеть, предоставляющая пользователям возможность доступа к многочисленным информационным и бизнес ресурсам и электронной почте.(Интернет: планшет).

У:Как можно, одним словом назвать эти предмет? (источники, средства информации);

  • Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (о средствах  информации);
  • Какие средства информации вам известны? (Газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет);
  • Как их обычно называют? (Средства массовой информации сокращённо называют СМИ)
  • Почему их называют «массовой» информацией? (так как эти средства направлены на воздействие не на одного, а на многих людей, массу).

Постановка проблемы

У: Чему может быть посвящено наше занятие? Какие(ая) проблема может быть связаны со СМИ?

(дети выдвигают гипотезы. учитель записывает  возникшие проблемы на доске)

  •  Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно?
  • Важно ли это для человека сегодня и почему?
  • Может быть, информация не столько полезна, сколько вредна?
  • Доверять или не доверять информации, следовать ей или не следовать?
  • Должна ли информация иметь какие - либо ограничения?
  • Как человеку сделать свой выбор?

У:Остановимся на некоторых из перечисленных проблем.

3.Основной этап

3.1. Учитель проводит инструктаж. раздает задания группам.

У: все уч-ся должны участвовать в обсуждении итогов работы. Одни представляют результаты, вторые – задают вопросы, третьи – отвечают на них. Продолжительность работы 10  минут.

Задания группам:

1 группа: работает над понятием «СМИ» - формулируют определение понятия «СМИ», предварительно, выяснив, что оно в себя включает. Работают со словарями, сравнивают определения, выявляют различия определений, формулируют обобщенное определение.

2 группа: работает над понятием «информация» - предложенное определение «изображают» графически, схематически либо в виде символа, рисунка и объясняют, почему они сделали именно такой выбор.

3 группа: работает над понятием «ответственность за информацию» выбирает  - выбирают из предложенных русских пословиц те, которые раскрывают понятие и обосновывают свой выбор.*2

Презентация промежуточных результатов.Каждая группа у доски представляет свои результаты.  Другие группы слушают, корректируют, задают вопросы.

3.2. Изучение основной темы.  Продолжительность 20 минут.

Учитель раздает задания группам и оказывает помощь, направляя их деятельность в нужное русло

Задание группе № 1.

  • Проанализируйте программу TV, разбейте предлагаемую информацию на смысловые блоки и составьте кластер (классификация телепрограмм и передач).
  • Добавьте конкретные названия программ по каждому блоку.
  • Определите, для каких групп людей (учителей, врачей, студентов пр.)  какая информация будет предпочтительней и почему.
  • Какие из перечисленных передач вы смотрите, слушаете?

Задание группе № 2.

  • Составьте рассказ о том, что произойдет с конкретным человеком (учителем, врачом, студентом, школьником, политиком, бизнесменом и т.д.), если СМИ в течение целого дня не будут давать никакой информации. «Один день без СМИ».

Задание группе №3.

  • Проанализируйте схему, добавьте недостающее.
  • Приведите  примеры телепрограмм и передач по каждому из направлений. 

Презентация результатов.

4.  Выход на новую систему про­блем.

У: Сделайте вывод о роли СМИ в жизни человек.

  • СМИ полезны для каждого человека и общества в целом
  • Не всякая  информация полезна

У:.Вернитесь к проблемам поставленным ранее. Выберите из них наиболее актуальную для вас на сегодняшний день. Какая новая проблема возникает при столь большом количестве источников информации?У: 

  • Как разобраться в большом потоке информации?

?5. Рефлексия 

Учитель  предлагает ученикам  на бумажных сотовых телефонах написать SMS – сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.

Прикрепляюют «телефоны с SNS на доску.

*1 Прием  объединения в группы

Детям выдаются бумажные «телефончики» трех цветов. В дальнейшем они будут использованы для индивидуальной рефлексии.

*2. Пословицы

  • Бумага все стерпит
  • Глас народа – глас божий
  • Много будешь знать – скоро   состаришься
  • На чужой роток не накинешь платок
  • Не верь ушам – верь очам
  • Правда в огне не горит и в воде не тонет
  • Слово -  серебро, а молчанье – золото
  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь
  • Слышал звон, да не знаешь, где он
  • Собака лает – ветер носит
  • Что написано пером, не вырубишь топором
  • Голосиста пташка, да черна на ней рубашка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Я и средства массовой информации »



КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Пономарева Л.В.

Учитель биологии высшей квалификационной категории, классный руководитель 5 класса

МАОУ – Гимназии № 47 г. Екатеринбурга.



Пояснительная записка

Тема: Я и средства массовой информации

Класс: 6 - 7

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало довольно обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM – радиостанции.

Сегодня ученики средних и старших классов (и не только они) не расстаются с телефоном. Ищут информацию, играют, обмениваются сообщениями. Это увлечение нередко раздражает взрослых. Эти классные часы помогут задуматься о роли информации в жизни подростка, не представляет ли она опасности?


Цикл из четырех занятий.

  1. Я и средства массовой информации (посвящено роли средств массовой информации в жизни современного человека )

  2. Как выжить в мире СМИ? (о критическом отношении к информации, предоставляемой СМИ)

  3. «Удивительный мир журналов и газет» - практическое занятие, которое посвящено знакомству с некоторыми печатными источниками информации (журналы и газеты для подростков)

  4. «Наша классная газета/ журнал» - Практическое занятие по написанию собственной газеты или журнала


Предлагаю вашему вниманию первое занятие из цикла.

Цель:

Привлечь внимание обучающихся к роли средств массовой информации в нашей жизни, и особенно в жизни подростков и молодежи и тем самым способствовать формированию информационной грамотности, критического отношения к СМИ

Планируемый результат:

  • Личностный: проявляют уважительное отношение к иному мнению, доброжелательность, вежливость друг к другу

  • Метапредметный: обучающиеся принимает учебную задачу, соотносит свои действия с этой задачей. Демонстрируют коммуникативные УУД (умение вступать в диалог, активно участвуют в коллективном диалоге по постановке общей цели; умеют осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, выражают свои мысли и отстаивают свою точку зрения); познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), регулятивные УУД (, контроль, волевая саморегуляция)

  • Предметный: знакомы с понятием «СМИ», и их ролью в жизни человека



Принципы воспитания и обучения:

  • Принцип деятельности

  • Принцип наглядности

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип психологической комфортности



Дидактические средства:


Демонстрационные:

  • Компьютер и проектор

  • Черный ящик, в котором: газета, журнал, радио, пульт от TV, планшет


Индивидуальные:

  • Программы TV («Теленеделя» , «Телесемь» и пр.)

  • словари

          • Большой толковый социологический словарь

          • Краткий политический словарь

          • Словарь С.И.Ожегова и др



Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД



Конструкт внеурочного мероприятия:

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты этапа

1-2 мин

1. Организа-ционный этап

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, деление класса на 3 группы*1

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Прошу вас встать. Опустите головы вниз. Теперь поднимите головы, постарайтесь встретиться с кем-нибудь взглядом. Улыбнитесь тому, чей взгляд вы поймали. Садитесь.

Приветствуют учителя,

Объединяются в 3 группы,

проверяют свою готовность к работе.

Регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция),

3 мин

2. Мотива-ционно-целевой

этап

Мотивация детей



Попробуйте догадаться, о чём мы будем сегодня говорить.

- Внимание, чёрный ящик! (торжественная музыка)

  • Догадайтесь по описанию, что находится в чёрном ящике.

  • Периодическое издание, обычно ежедневное, в виде больших листов, в котором публикуются материалы о текущих политических, общественных и др. событиях.

  • Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, художественные произведения, иллюстрации.

  • Способ передачи информации на расстояние посредством радиоволн.

  • Система, которая передает и принимает визуальные изображения с помощью радиоволн или по кабелю.

  • Всемирная глобальная компьютерная сеть, предоставляющая пользователям возможность доступа к многочисленным информационным и бизнес ресурсам и электронной почте.

В черном ящике: газета, журнал, радио, планшетный компьютер, пульт от TV.

  • Как можно, одним словом назвать эти предмет?



  • Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить?



  • Какие средства информации вам известны?


  • Как их обычно называют?

  • Почему их называют «массовой» информацией?



  • Средства массовой информации сокращённо называют СМИ.






Отвечают на вопросы:



  • Газета



  • Журнал


  • Радио



  • Телевидение: пульт от TV




  • Интернет: планшет





  • источники, средства информации


  • о средствах информации


  • Газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет


  • средства массовой информации.



  • так как эти средства направлены на воздействие не на одного, а на многих людей, массу.

Личностные УУД (появляется потребность в обсуждении)

3 мин

3. Постановка проблемы

-Создание проблемной ситуации

-для определения темы( цели )

исследования;

- организация выдвижения гипотез;

Организовывает погружение в проблему:

Чему может быть посвящено наше занятие?


Какие(ая) проблема может быть связаны со СМИ?

  • Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно?

  • Важно ли это для человека сегодня и почему?

  • Может быть, информация не столько полезна, сколько вредна?

  • Доверять или не доверять информации, следовать ей или не следовать?

  • Должна ли информация иметь какие - либо ограничения?

  • Как человеку сделать свой выбор?


!!! Записать возникшие проблемы на доске

  • Остановимся на некоторых из перечисленных проблем.



СМИ – средствам массовой информации

Формулируют проблемы:

  • Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно?

  • Важно ли это для человека сегодня и почему?

  • Может быть, информация не столько полезна, сколько вредна?

  • Доверять или не доверять информации, следовать ей или не следовать?

  • Должна ли информация иметь какие - либо ограничения?

  • Как человеку сделать свой выбор?


Познавательные УУД (Умение формулировать и принимать проблему, формулировать гипотезы)

10 мин

3.Основной этап


познакомить с понятиями «СМИ, Информация, ответственность за информацию»

Проводит инструктаж: все уч-ся должны участвовать в обсуждении итогов работы. Одни представляют результаты, вторые – задают вопросы, третьи – отвечают на них

Раздает задания группам и оказывает помощь, направляя их деятельность в нужное русло:

1 группа: сформулировать понятие «СМИ»

2 группа: сформулировать понятие «информация»

3 группа: сформулировать понятие «ответственность за информацию»

1 группа: работает над понятием «СМИ» - формулируют определение понятия «СМИ», предварительно, выяснив, что оно в себя включает. Работают со словарями, сравнивают определения, выявляют различия определений, формулируют обобщенное определение.

2 группа: работает над понятием «информация» - предложенное определение «изображают» графически, схематически либо в виде символа, рисунка и объясняют, почему они сделали именно такой выбор.

3 группа: работает над понятием «ответственность за информацию» выбирает - выбирают из предложенных русских пословиц те, которые раскрывают понятие и обосновывают свой выбор.*2

Коммуникативные УУД (выражают свои мысли и отстаивают свою точку зрения, умение слушать и вступать в диалог,


Познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать)


Личностные УУД (проявляют уважительное отношение к иному мнению, доброжелательность, вежливость друг к другу)

5 мин

Презентация промежуточных результатов

Организация презентаций и анализа работ учащимися

Предлагает каждой группе представить результаты работы


Каждая группа у доски представляет свои результаты. Другие группы слушают, корректируют, задают вопросы.

Регулятивные УУД

(умение оценивать результат)

  • 10 мин

Изучение основной темы

Создать условия для включения личного опыта в общую систему

Раздает задания группам и оказывает помощь, направляя их деятельность в нужное русло:

Группа № 1.

Задание.

  • Проанализируйте программу TV, разбейте предлагаемую информацию на смысловые блоки и составьте кластер (классификация телепрограмм и передач).

  • Добавьте конкретные названия программ по каждому блоку.

  • Определите, для каких групп людей (учителей, врачей, студентов пр.) какая информация будет предпочтительней и почему.

  • Какие из перечисленных передач вы смотрите, слушаете?



Работают в группах,



Группа № 1. добавляет информацию в кластер, вносят примеры.

Познавательные УУД

(умение систематизировать информацию и встраивать ее в систему знаний,

умение анализировать информацию)


Личностные УУД

Группа № 2.

Задание.

  • Составьте рассказ о том, что произойдет с конкретным человеком (учителем, врачом, студентом, школьником, политиком, бизнесменом и т.д.), если СМИ в течение целого дня не будут давать никакой информации. «Один день без СМИ».

Группа № 2

составляют рассказ «Один день без СМИ».


Группа №3.

Задание.

  • Проанализируйте схему, добавьте недостающее.

  • Приведите примеры телепрограмм и передач по каждому из направлений.

Группа № 3

Вносят недостающее в схему, приводят примеры телепрограмм и телепередач


Общая рефлексия и выход на новую систему про­блем.


Организация рефлексивной деятельности учащихся. Постановка новой проблемы для следующего занятия.

  • Сделайте вывод о роли СМИ в жизни человека



Вариант № 1

  • Какая новая проблема возникает при столь большом количестве источников информации?

  • Итак

Вариант № 2

  • Вернитесь к проблемам поставленным ранее. Выберите из них наиболее актуальную для вас на сегодняшний день.

SMS

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS – сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.

  • СМИ полезны для каждого человека и общества в целом

  • Не всякая информация полезна



  • Как разобраться в большом потоке информации?








Рефлексия, ребята работают на бумажных телефонах, выданных в начале урока для объединения в группы.

Прикрепляюют «телефоны с SNS на доску.

Умение осуществлять самооценку

Умение формулировать проблему









*1 Прием объединения в группы

Детям выдаются бумажные «телефончики» трех цветов. В дальнейшем они будут использованы для индивидуальной рефлексии.



*2. Пословицы

  • Бумага все стерпит

  • Глас народа – глас божий

  • Много будешь знать – скоро состаришься

  • На чужой роток не накинешь платок

  • Не верь ушам – верь очам

  • Правда в огне не горит и в воде не тонет

  • Слово - серебро, а молчанье – золото

  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

  • Слышал звон, да не знаешь, где он

  • Собака лает – ветер носит

  • Что написано пером, не вырубишь топором

  • Голосиста пташка, да черна на ней рубашка




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Я и средства массовой информации

Автор: Пономарева Лариса Владимировна

Дата: 19.06.2015

Номер свидетельства: 220657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока по немецкому языку по теме:"Средства массовой информации" 9 класс."
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekturokaponiemietskomuiazykupotiemiesriedstvamassovoiinformatsii9klass"
    ["file_id"] => string(6) "271821"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451810413"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Технологическая карта урока "Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом" "
    ["seo_title"] => string(111) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-sriedstva-massovoi-informatsii-miezhdu-vlast-iu-i-ghrazhdanskim-obshchiestvom"
    ["file_id"] => string(6) "237323"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444296152"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "презентация к  урока на тему :" Средства массовой информации" "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-k-uroka-na-tiemu-sriedstva-massovoi-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "127836"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415380092"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "конспект урока Средства массовой информации"
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekturokasriedstvamassovoiinformatsii"
    ["file_id"] => string(6) "293600"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455519661"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Средства массовой информации и политическое сознание"
    ["seo_title"] => string(58) "sriedstva_massovoi_informatsii_i_politichieskoie_soznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "404116"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490688583"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства