I. Работа в группе Итак, приступаем к работе. Каждая команда получает и выполняет свое задание. 1 группа («Языкознайки»): Определить значение понятия «семья» Найдите наиболее точное определение понятия «семья». Кратко обоснуйте свой выбор. - «Группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми)» (С.И. Ожегов) - «Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми» (Э. Гидденс) - «Основанная на браке или кровном родстве социальная группа, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью» (Энциклопедический словарь) - «Экономическая ячейка общества» (Ф. Энгельс) - «Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности» (Л.Н. Боголюбов) 2 группа («Мудрецы»): Определить, черты настоящей семьи Вам необходимо прочитать пословицы и поговорки о семье, и определите, какой должна быть семья (выбрать черты из предложенного перечня). - В недружной семье добра не бывает. - В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто. - В семье, где нет согласия, добра не бывает. - В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. - В хорошей семье хорошие дети растут. - На что и клад, когда в семье лад. - Намеки да попреки - семейные пороки. - Не будет добра, коли в семье вражда. - Семья в куче, не страшна и туча. - Хоть тесно, да лучше вместе. Черты семьи: Недружная Трудолюбивая Сплоченная Заботливая Ленивая Любящая Большая 3 группа («Правоведы»): Выяснить, какими правами обладает ребенок Познакомьтесь с извлечениями из Семейного кодекса РФ. Закончите предложения: - Ребенком признается лицо, не достигшее возраста ____________. - Каждый ребенок имеет право на _______________. 4 группа «Умельцы» Четвертая группа будет работать в технике «КОЛЛАЖ». Группа получает ватман, а каждый ученик – набор разноцветных геометрических фигурок (квадратики обозначают папу, треугольники – маму, кружочки – детей, прямоугольники – бабушек и дедушек). Задание: на листе ватмана каждый учащийся наклеивает «свою семью» произвольно, там, где хочется.] Приступаем к работе. II. Что такое семья. Зачем люди создают семьи Итак, проверим, что у вас получилось. ВОПРОС (1 группе): Что такое семья? ОТВЕТ: Семья – это основанная на браке или кровном родстве социальная группа, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью (Энциклопедический словарь) Записываем определение в рабочий лист. ВОПРОС (2 группе): Какой должна быть семья? ОТВЕТ: трудолюбивая, сплоченная, заботливая, любящая, большая. ВОПРОС: Чем семья отличается от других коллективов? Для ответа на вопрос заполните пропуски в схеме «Особенности семьи»: ОТВЕТ: 1. Общее жилище, хозяйство; 2. Совместное проведение свободного времени; 3. Чувство любви и привязанности; 4. Совместное воспитание детей. ВОПРОС: Для чего люди создают семьи? ОТВЕТ: - Желание вступить в брак, жить вместе, воспитывать детей; - Объединение родственников, на основе желания помогать друг другу; - Ради продолжения рода, появления новых поколений, развития общества. III. Семья и государство Семья – обязательная часть любого общества, государства. Поэтому она находится под его защитой. В России приняты специальные законы, которые помогают семье выполнить ее главные обязанности. ВОПРОС: В одном важном документе записано: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Как называется этот документ? ОТВЕТ: Конституция РФ. ВОПРОС: Когда она был принята? ОТВЕТ: 12 декабря 1993 года. ВОПРОС: Что такое «конституция»? ОТВЕТ: Конституция – это основной закон нашего государства. На основе Конституции пишутся основные кодексы РФ, которые помогают регулировать жизнь людей. ВОПРОС: Что такое «кодекс»? ОТВЕТ: Кодекс – свод законов. ВОПРОС: Какие кодексы существуют в нашей стране? ОТВЕТ: В нашей стране существует уголовный, семейный, гражданский, трудовой и другие кодексы. ВОПРОС: Как вы думаете, в каком кодексе вы можете найти информацию о семье, браке, родителях, о защите прав детей? ОТВЕТ: В Семейном кодексе РФ. ВОПРОС (3 группе): Третья группа работала с Семейным кодексом РФ. Что в этом документе говорится о правах ребенка? ОТВЕТ: 1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. 2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье; право знать своих родителей; право на заботу; уважение человеческого достоинства; ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. IV. Какие бывают семьи Ребята, семьи бывают разные. Четвертая группа нам это доказала, выполнив интересное задание в технике «КОЛЛАЖ». Что в силу жизненных обстоятельств в семье иногда нет мамы или папы, но это не означает, что семья не состоявшаяся. Ведь независимо от того, сколько человек в семье, это то место, где нас любят и ждут. ВОПРОС: С помощью иллюстраций расскажите, какие бывают семьи. В разные времена отношение к семье и браку у людей было разное. Перенесемся в Третьяковскую галерею. Перед вами картина известного русского живописца В.В. Пукирева «Неравный брак», написанная в 1862 году. Сюжет картины — нередкая по тем временам жизненная драма: неравный брак. Юную девушку выдают замуж за богатого старика. Давайте опишем эту картину. 1 группа - описывает невесту, 2 группа - описывает жениха, 3 группа - отвечает на вопрос, счастлива ли невеста, 4 группа – отвечает на вопрос, будет ли такая семья счастливой. |